Реформирование системы оплаты труда


В настоящее время сложились относительно свободные условия формирования заработной платы, адекватные региональному рынку труда. В частном секторе, среднем и малом бизнесе преобладают бестарифные системы оплаты труда с четко определенными границами основного оклада, надбавок и премий.

Основной проблемой является относительно низкий уровень оплаты труда, а также несовершенство институтов регулирования трудовых отношений, в том числе в сфере вознаграждения за труд. По мнению диссертанта, для изменения сложившейся ситуации необходимо внедрить ряд новых подходов в организации оплаты труда на предприятиях региона:
- стимулирование использования современных тарифных систем в организации оплаты труда на крупных производственных предприятиях региона в рамках корпоративных программ реформирования.
- совершенствование премирования:
- становление системы почасовой формы оплаты труда;

  • регулирование заработной платы в системе социального партнерства;

- совершенствование системы районного регулирования оплаты труда.
- несовершенства нормативной базы районного регулирования.
Концептуальная схема представлена на 1.

Реформирование системы оплаты труда в негосударственной
сфере экономики региона






























2. Новые подходы в организации системы труда
в Республике Саха (Якутия)

Третья глава посвящена особенностям регулирования оплаты труда, подчеркивается необходимость усиления государственного регулирования оплаты труда на уровне региона и предлагаются направления совершенствования организации труда в Республике Саха (Якутия).
Несмотря на наметившуюся тенденцию к стимулированию заработной платы, сложившийся в экономике уровень вознаграждения за труд недостаточен для качественного повышения уровня жизни населения и повышения эффективности использования труда как производственного фактора. Поэтому в Республике Саха (Якутия) в сфере регулирования заработной платы сложился ряд первоочередных задач, специфика которых определяется как региональными особенностями северного субъекта РФ, так и присущими только ей проблемами, одной из которых является необходимость оптимизации бюджетной сферы.
Экономика северных территорий Российской Федерации, в том числе Республики Саха, формировалась в жестких экстремальных природно-климатических условиях, условиях транспортной недоступности, низкой плотности населения и характеризовалась однобокой сырьевой направленностью, отсутствием комплексного подхода к социально-экономическому развитию. Становление производства носило очаговый характер, промышленность была представлена, в основном, отдельными крупными горнодобывающими предприятиями - монополистами, вокруг которых создавалась производственная и социальная инфраструктура.
Неравномерный характер освоения Севера, недостаточность собственных трудовых ресурсов, требовали привлечения их извне, из других регионов страны. Одну из определяющих ролей в обеспечении притока рабочей силы сыграло установление районного регулирования оплаты труда - районных коэффициентов и процентных надбавок, которые в то же время рассматривались как факторы, компенсирующие повышенные затраты на воспроизводство рабочей силы в экстремальных условиях.

Районное регулирование оплаты труда и явилось основным содержанием регионального аспекта государственной политики в области оплаты труда и сохранилось в настоящее время со времен плановой экономики. Применение процентных надбавок и районных коэффициентов к централизованно установленным тарифным ставкам и окладам оказывало влияние на структуру себестоимости и являлось существенным удорожающим, наряду с другим, фактором производства на Севере.
С переходом к рынку, установлением государственного суверенитета и необходимостью укрепления экономического потенциала республики, в составе РФ, на фоне резкого ослабления государственного протекционизма в отношении северных территорий, возникла настоятельная необходимость создания в республике собственного высокоэффективного производства как условия выживания региона и основы для дальнейшего развития. С учетом этого, в республике проводится политика стимулирования реального сектора экономики, развития приоритетных добывающих и создания обрабатывающих производств.



Одной из основных составляющих указанной политики является налаживание производства конкурентоспособной продукции в экспортно-ориентированных и импортозамещающих производствах (к которым относятся многие местные производства, производящие продукты питания и товары потребления). Задачей большой значимости является сокращение затрат на досрочный завоз продукции. В настоящее время более 95% потребляемых в республике товаров завозится извне в течение короткой летней навигации.

Неконтролируемый рост тарифов на услуги транспорта, сложность получения кредитных ресурсов на проведение досрочного завоза, растущая задолженность по кредитам прошлых лет, а также необходимость обеспечения занятости высвобождающихся работников из ликвидируемых, нерентабельных производств, все это приводит к необходимости развития собственного производства товаров, конкурентоспособных по сравнению с завозной продукцией. Одним из основных факторов роста конкурентоспособности товаров является снижение издержек на его производство, в том числе и на оплату труда при опережающем росте его производительности, учитывая то, что затраты труда в северных регионах на единицу продукции (объем работ) в несколько раз выше, чем в других районах страны.
С другой стороны, нельзя допустить, чтобы заработная плата утратила свою воспроизводственную функцию, что может привести к деградации рабочей силы. Разрешение насущных проблем в оплате труда на Севере, в том числе обеспечение комплексного подхода на уровне региона, как показывает практика, не может быть осуществлено путем только рыночной саморегуляции.

Регулирующая роль государства должна быть нацелена на смягчение негативного влияния рынка, на сохранение необходимого экономике уровня занятости, предотвращение бедности населения.
Негативные тенденции в социально-трудовой сфере, в том числе и в организации оплаты труда, в большей степени связаны с утратой регулирующей роли государства на федеральном уровне. Это выражается в размере установленного уровня минимальной оплаты труда, который, несмотря на текущие и планируемые увеличения, не сопоставим с реальным прожиточным минимумом в большинстве регионов России, попытках пересмотра системы районных коэффициентов, в росте межотраслевой и межтерриториальной дифференциации в оплате труда.

Следовательно, повышение и стабилизация уровня оплаты труда занятых в экономике в настоящее время является важной социально-экономической задачей, стоящей перед органами власти республики.
Такой институт, как социальное партнерство, пока не позволяет решить многие проблемы в области оплаты труда. Согласно действующему законодательству регулирующая роль органов исполнительной власти по труду, сводится лишь к уведомительной регистрации заключенных соглашений, не прописана с достаточной ясностью иерархия соглашений, определение уровня оплаты труда дано на откуп коллективам и администрациям предприятий, которые зачастую выступают только за увеличение заработной платы без увязки с производственными и финансовыми показателями.
Следовательно, сложились объективные предпосылки для того, чтобы регионы, в том числе расположенные в экстремальных природно-климатических условиях, имеющие комплекс проблем социально-экономического развития, существенно усилили регулирующее воздействие на систему оплаты труда.
Необходимость регулирования оплаты труда обусловлена, прежде всего, отсутствием реального рыночного механизма, позволяющего определять истинный уровень цены рабочей силы. Неразвитость рыночных отношений, отсутствие или низкий уровень конкуренции в условиях монополизма узкого круга производителей, слабость системы социального партнерства приводит к необоснованным перекосам в уровне и динамике заработной платы между отраслями, предприятиями, различными категориями работающих.

Главная задача в социально-трудовой сфере на современном этапе - возрождение заработной платы, как одной из экономических категорий, выполняющих многофункциональную роль.
Основной причиной вышеуказанных перекосов и деформаций в оплате труда является несовершенство законодательных и нормативно-правовых актов в сфере труда и трудовых отношений, отказ от государственного регулирования оплаты труда. Следовательно, можно сделать вывод о том, что проблемы формирования бюджета РС (Я), уровень его дефицита, проблемы обслуживания государственного долга и финансовые возможности республики являются базисными условиями реформирования системы оплаты труда значительной части занятых в экономике
Таким образом, особое значение приобретает задача повышения эффективности государственного регулирования экономики, перераспределения расходных полномочий между федеральными и республиканскими органами управления, оптимизации бюджетной системы республики. Эти проблемы во многом будут определять динамику и направления реформирования системы оплаты труда в регионе.



Содержание  Назад  Вперед