Бюджетные инвестиции включаются в проект бюджета при наличии технико-экономического обоснования инвестиционного проекта, проектно-сметной документации, плана передачи земли и сооружений, проекта договора между Правительством РФ, органом исполнительной власти субъекта РФ или местного самоуправления и юридическим лицом об участии Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций. Созданные с привлечением бюджетных средств объекты производственного и непроизводственного назначения в эквивалентной части уставных капиталов и имущества передаются в управление соответствующим органам управления государственным или муниципальным имуществом.
9.3. Резервный фонд
Эти средства не могут быть направлены на проведение выборов, референдумов, освещение деятельности Президента РФ.
9.4. Разграничение бюджетных полномочий
в сфере финансирования
Рассмотрим разграничение бюджетных полномочий в сфере финансирования расходов из бюджетов различных уровней.
1. Только из федерального бюджета финансируются следующие функциональные виды расходов:
• обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление;
• функционирование федеральной судебной системы;
• осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах: финансирование межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, международного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы РФ в международные организации и др.;
• национальная оборона и обеспечение безопасности государства, конверсия оборонных отраслей промышленности;
• фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
• компенсации государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий; других социальных выплат из федерального бюджета;
• государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
• государственная поддержка атомной энергетики; ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;
• исследование и использование космического пространства;
• содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти РФ;
• обслуживание и погашение государственного долга РФ;
• пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;
• проведение выборов и референдумов РФ;
• федеральная инвестиционная программа.
2. Совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ и средств местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов:
• государственная поддержка отраслей промышленности, кроме атомной энергетики, строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;
• обеспечение правоохранительной деятельности, противопожарной безопасности;
• научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс;
• социальная защита населения;
• охрана окружающей природной среды, охрана и воспроизводство природных ресурсов, гидрометеорологическая деятельность;
• предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;
• развитие рыночной инфраструктуры;
• развитие федеративных и национальных отношений;
• обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов РФ в соответствии с законодательством РФ;
• обеспечение деятельности средств массовой информации;
• финансовая помощь другим бюджетам.
Распределение и закрепление между бюджетами разных уровней бюджетной системы расходов производятся по согласованию соответственно органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов РФ и утверждаются соответствующими законами о бюджетах либо по согласованию органа государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления, расположенных на территории данного субъекта РФ.
Порядок согласования распределения и закрепления расходов совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ определяется Правительством РФ.
3. Из средств бюджетов субъектов РФ финансируются следующие функциональные виды расходов субъектов РФ:
• функционирование органов законодательной, представительной и исполнительной власти;
• обслуживание и погашение государственного долга;
• проведение выборов и референдумов;
• обеспечение реализации региональных целевых программ;
• формирование государственной собственности;
• осуществление международных и внешнеэкономических связей;
• содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти;
• обеспечение деятельности средств массовой информации;
• оказание финансовой помощи местным бюджетам;
• прочие расходы, связанные с осуществлением полномочий субъектов РФ.
4. Только из средств местных бюджетов финансируются функциональные виды расходов:
• содержание органов местного самоуправления;
• формирование и управление муниципальной собственностью;
• организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;
• охрана общественного порядка, содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;
• организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства; муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения; благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований; организация утилизации и переработки бытовых отходов, кроме радиоактивных; организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
• организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;
• обеспечение противопожарной безопасности;
• охрана окружающей природной среды на территориях муниципальных образований;
• реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления;
• обслуживание и погашение муниципального долга;
• целевое дотирование населения;
• содержание муниципальных архивов;
• проведение муниципальных выборов и местных референдумов;
• прочие расходы, отнесенные к вопросам местного значения, определяемые представительными органами местного самоуправления в соответствии с бюджетной классификацией.
9.5. Особенности расходов федерального
бюджета на 1998 г.
Расходы федерального бюджета на 1998 г. предусмотрены по разделам и подразделам функциональной классификации расходов федерального бюджета в следующих суммах:
Сумма, млн. руб. |
% исполнения |
|
1 |
2 |
3 |
Расходы |
499945,2 |
77,8 |
из них на: |
||
Государственное управление и местное самоуправление |
12055688,4 |
80,3 |
Судебная власть |
4453949,8 |
63,6 |
Международная деятельность |
14496983,9 |
144,1 |
Национальная оборона |
81765000,0 |
69,4 |
Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства |
41616615,1 |
73,8 |
Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу |
11157881,0 |
48,3 |
Промышленность, энергетика и строительство |
27438327,2 |
41,3 |
Строительство, архитектура и градостроительство |
18666695,2 |
26,3 |
Связанные иностранные кредиты |
1000000,0 |
126,6 |
Сельское хозяйство и рыболовство |
12017785,6 |
25,6 |
Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия |
2929835,8 |
70,1 |
Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика |
1521357,0 |
66,1 |
Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий |
8474217,5 |
75,4 |
Образование |
17253152,7 |
72,5 |
Культура, искусство и кинематография |
3567818,2 |
35,5 |
Средства массовой информации |
2011997,9 |
54,5 |
Здравоохранение и физическая культура |
9424731,8 |
63,1 |
Социальная политика |
35066011,2 |
103,6 |
Социальная помощь |
16140529,5 |
95,5 |
Обслуживание государственного долга |
124135443,0 |
87,1 |
в том числе: |
||
Обслуживание государственного внутреннего долга |
81621528,0 |
82,4 |
Обслуживание государственного внешнего долга |
42513915,0 |
96,1 |
Пополнение государственных запасов и резервов |
6732765,0 |
53,9 |
Финансовая помощь бюджетам других уровней |
51703792,0 |
94,5 |
Государственная финаUсовая поддержка завоза продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности |
2640000,0 |
71,8 |
Прочие мероприятия в области регионального развития |
3500000,0 |
50,4 |
Утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров |
1921700,0 |
38,3 |
Мобилизационная подготовка экономики |
771538,0 |
24,9 |
Исследование и использование космического пространства |
3670357,0 |
42,1 |
Прочие расходы |
6420696,5 |
6,5 |
в том числе: |
||
Резервные фонды |
2300000,0 |
54,7 |
Проведение выборов и референдумов |
449788,8 |
57,5 |
Бюджетные ссуды |
13220042,0 |
18,3 |
Прочие расходы, не отнесенные к другим подразделам |
4059456,7 |
12,47 |
из них: |
||
Залоговый фонд Бюджета развития Российской Федерации |
1200000,0 |
0,0 |
Финансирование судебной власти |
641200,0 |
0,0 |
Целевые бюджетные фонды |
32078999,9 |
74,1 |