d9e5a92d

Особенности федерального бюджета


При этом большое значение имеют диверсификация источников внешних заимствований, соотношение доходности внутренних и внешних займов, сроки и условия привлечения средств. Улучшению структуры внешних заимствований в значительной степени способствует получение Россией кредитных рейтингов ведущих специализированных международных организаций. В свою очередь их показатели зависят от политических и экономических рисков для потенциальных внешних инвесторов, а влияют они прежде всего на условия размещения займов, которые при определенных обстоятельствах могут быть лучше, чем условия размещения внутренних займов.

Однако внешние заимствования сопряжены с необходимостью поддержания такой структуры платежного баланса, когда валютные поступления в каждый конкретный отрезок времени достаточны для своевременного выполнения обязательств по займам. А это может создать дополнительные сложности при регулировании валютного курса российского рубля. В 1998 г. оставался высоким удельный вес заимствований России у Международного валютного фонда и Международного банка реконструкции и развития. В то же время заимствования производились и на международном рынке капитала. Это важно для включения России в международные валютные потоки, обеспечения в перспективе свободной конвертируемости национальной валюты. Кроме того, это важно и для выполнения обязательств по займам, связанным с погашением накопленного ранее основного внешнего долга. В соответствии с международной методологией в составе источников внешнего финансирования дополнительно учитываются расходы, связанные с погашением основной суммы внешнего государственного долга.

Эти расходы составляют 50% суммы привлекаемых внешних займов. Поэтому непосредственно на покрытие бюджетного дефицита в 1998 г. была направлена только половина всех внешних валютных заимствований.

11.3. Особенности федерального бюджета 1999 г.
В бюджете на 1999 г. в качестве основных целей экономической политики предусмотрено:
• преодоление последствий финансового кризиса, поддержание уровня жизни населения и обеспечение функционирования реального сектора экономики;
• прекращение спада экономики и обеспечение экономического роста;
• стабилизация кредитно-денежной системы и курса рубля; снижение налоговой нагрузки, создание льготных условий для производственного инвестирования, повышение уровня собираемости налогов;
• осуществление реструктуризации государственного долга РФ; минимизация государственных заимствований РФ на финансовых рынках и сокращение дефицита федерального бюджета;
• снижение неплатежей, сокращение неденежных форм расчетов;
• переход на казначейскую систему исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
• полное исполнение государством своих обязательств, предусмотренных федеральным бюджетом;
• обеспечение превышения доходов федерального бюджета над его расходами, кроме расходов на обслуживание государственного долга РФ в размере 1,64% ВВП. Расходы федерального бюджета на 1999 г. составили по закону 575,05 млрд. руб. и доходы — 473,68 млрд. руб. Прогнозируемый объем ВВП — 4 000 млрд. руб. и уровень инфляции — 30,0%.
Предельный размер дефицита федерального бюджета установлен в сумме 101,37 млрд. руб., или 2,54 % объема ВВП. На покрытие дефицита бюджета предполагается направлять:
• доходы от эмиссии государственных ценных бумаг;
• доходы от приватизации государственного имущества;
• сумму превышения доходов над расходами по государственным запасам драгоценных металлов и драгоценных камней;
• кредиты международных финансовых организаций, правительств иностранных государств, банков и фирм;
• средства от покупки Центральным банком РФ облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом.
Предельный размер государственных кредитов, предоставляемых в 1999 г. Российской Федерацией иностранным государствам, кроме государств — участников СНГ, предусматривается в сумме 400,0 млн. долл. США, а государствам — участникам СНГ — 500,0 млн. руб., в том числе Республике Беларусь — до 250,0 млн. руб. Взнос РФ в бюджет Союза Беларуси и России составит 520,0 млн. рублей.


Доходы федерального бюджета на 1999 г. формируются за счет:
• налога на прибыль (доход) предприятий и организаций — по установленным ставкам;
• подоходного налога с физических лиц — по установленным ставкам;
• налога на игорный бизнес — по установленным ставкам;
• налога на добавленную стоимость на товары, работы, услуги, производимые на территории РФ, — в первом квартале 1999 г. в размере 75% доходов, а с 1 апреля 1999 г. — в размере 85% доходов;
• налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию РФ, на драгоценные металлы и драгоценные камни, отпускаемые из Госфонда драгметаллов и драгкамней РФ, — в размере 100% доходов;
• акцизов на нефть, природный газ, легковые автомобили, бензин автомобильный, спирт этиловый из всех видов сырья, кроме пищевого, — в размере 100% доходов; акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья, водку и ликероводочные изделия, спиртосодержащие растворы, производимые на территории РФ, — в размере 50% доходов;
• акцизов на товары, ввозимые на территорию РФ, — в размере 100% доходов;
• лицензионных и регистрационных сборов;
• налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, — в размере 60% доходов;
• единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности — по нормативам; налога на операции с ценными бумагами — в размере 100% доходов;
• платежей за пользование недрами — по нормативам;
• платежей за пользование лесным фондом — в размере 40% доходов;
• платы за пользование водными объектами — в размере 40% доходов;
• земельного налога и арендной платы за земли городов и поселков и земли сельскохозяйственного назначения в частях, аккумулируемых в федеральном бюджете;
• платы за различные виды вредного воздействия на окружающую среду — в размере 10% доходов;
• таможенных пошлин, таможенных сборов и других таможенных платежей, доходов от внешнеэкономической деятельности — в размере 100% доходов;
• государственной пошлины;
• дивидендов по акциям, находящимся в федеральной собственности, доходов от сдачи в аренду федерального имущества; прибыли Центрального банка РФ; консульского сбора, взимаемого на территории РФ, в рублевом исчислении;
• прочих налогов, сборов, пошлин и других платежей, подлежащих зачисленPю в федеральный бюджет.
Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ в 1999 г. формируется за счет 14% общего объема налоговых доходов, поступающих в федеральный бюджет, кроме доходов, контроль за поступлением которых осуществляет Государственный таможенный комитет РФ.
Исполнение Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ производится пропорционально долям, предусмотренным законом, по мере фактического поступления доходов в федеральный бюджет, за счет которых формируется фонд, и с учетом возникающих в процессе исполнения федерального бюджета взаимных расчетов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ.
В составе расходов федерального бюджета образован Фонд целевых субвенций, средства которого направляются на:
1) обеспечение финансовой поддержки жизнеобеспечения районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с ограниченными сроками завоза грузов для снабжения населения, предприятий и организаций социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства;
2) оказание дополнительной финансовой помощи высокодотационным субъектам РФ и компенсацию потерь в связи с введением новой методики распределения средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ;
3) финансирование программ по развитию регионов;
4) компенсацию тарифов на электроэнергию территориям Дальнего Востока, а также регионам по принятым решениям Правительства РФ как целевые субвенции.
На 1999 г. предусмотрены зачеты встречных требований, в том числе оформленные гарантийными обязательствами бюджетов субъектов Российской Федерации и федерального бюджета.
Верхний предел государственного внутреннего долга РФ на I января 2000 г. установлен:
• по долговым обязательствам РФ — в сумме 648,3 млрд. руб.;
• по целевым долговым обязательствам РФ — в сумме 30 млрд. долговых рублей.
В целях своевременного осуществления неотложных платежей по погашению и обслуживанию государственного внешнего долга РФ предусмотрено привлекать кредиты Внешэкономбанка и Внешторгбанка для расчетов по государственному внешнему долгу РФ за счет перечисления Центральным банком РФ средств в иностранной валюте этим банкам.
Предельный размер государственных внешних заимствований РФ на 1999 г. установлен в сумме 9,5 млрд. долл. США.
В составе федерального бюджета на 1999 г. предусмотрен Бюджет развития РФ в объеме 20,78 млрд. руб. Отчисления в Бюджет развития РФ фактически полученных доходов за предыдущий месяц и зачисляются в доход федерального бюджета с последующим их направлением в Российский банк развития.




Содержание раздела