d9e5a92d

Правовые основы местного самоуправления


Глава 2.Правовые основы местного самоуправления
Эффективное функционирование системы местного самоуправления во многом определяется уровнем развития его правовой основы. Совершенствование местного самоуправления на этапе реального реформирования невозможно без детальной разработки законодательного регулирования всех аспектов общественных отношений его деятельности. Полноценное развитие законодательства о местном самоуправлении является также залогом развития демократии в нашей стране, создания правового государства.
2.1 Современное российское законодательство о местном самоуправлении
Местное самоуправление в Российской Федерации функционирует на основе целой системы нормативно-правовых актов, разработанных на федеральном уровне, на уровне субъектов федерации и на местном уровне. На федеральном уровне закрепляются общие принципы правового регулирования местного самоуправления.
К нормативным актам этого уровня относится Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 года, признавшая местное самоуправление одной из основ конституционного строя и установившая принципиальные положения о местном самоуправлении.
В развитие конституционных норм, заложивших правовую основу для самостоятельного решения местными сообществами вопросов местного значения, принятые федеральные законы по основным вопросам организации и деятельности местного самоуправления:
- Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации;

  • О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации;
  • Об основах муниципальной службы в Российской Федерации;
  • Об обеспечении гарантий конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления;
  • Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации

Также были внесены соответствующие изменения и дополнения в существующие законы, затрагивающие вопросы компетенции местного самоуправления (О милиции, О пожарной безопасности, О государственной границе, Об особенностях организации местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях). Основополагающие федеральные кодексы и законы (Гражданский кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ и др.), содержат значительное количество норм муниципального права. В настоящее время общее количество федеральных нормативных правовых актов, содержащих нормы муниципального права, превышает 1300, в их числе 150 федеральных законов.
Безусловно, что важнейшим документом федерального значения, регламентирующим деятельность местного самоуправления, является основной закон нашей страны -Конституция Российской Федерации. На основании ст. 12 Конституции РФ местное самоуправление признается и гарантируется в Российской Федерации. Согласно Конституции местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти и является самостоятельным в пределах своих полномочий.

Общие принципы организации местного самоуправления в соответствии со ст.72 отнесены к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.
Глава 8 Конституции РФ целиком посвящена местному самоуправлению. В ст. 130-133 закреплены основные права местного самоуправления на самостоятельное решение
населением вопросов местного значения, на владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, на осуществление местного самоуправления путем референдума, выборов, других форм волеизъявления через выборные и другие органы местного самоуправления. Населению муниципальных образований дано право самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления. Изменение границ территории
муниципального образования возможно также только с учетом мнения населения. По Конституции РФ органы местного самоуправления вправе формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы, осуществлять охрану общественного порядка и решать другие вопросы местного значения. Органам местного самоуправления могут передаваться отдельные государственные полномочия с передачей необходимых материальных и финансовых ресурсов для их осуществления, но контроль за их реализацией остается за государством.



Конституцией РФ местному самоуправлению гарантируется судебная защита, запрещается ограничение прав, установленных Конституцией и федеральными законами, и дается право на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений государственной власти.
Вторым по значению документом в законодательной базе местного самоуправления является федеральный закон Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации.
В нем раскрыты основные понятия, термины местного самоуправления в осуществлении народовластия, как основы конституционного строя в России, закреплены права граждан на осуществление местного самоуправления. Закон определил полномочия органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов в области местного самоуправления, выделил вопросы, находящиеся в ведении муниципального образования.
В законодательных основах местного самоуправления закреплена приоритетность Конституции РФ и данного закона над законодательными актами субъектов федерации в случаях
их противоречия первым. Большое внимание в федеральном законе уделяется вопросу об уставе муниципального образования, раскрывается основное содержание, порядок его разработки и регистрации. Закон рассматривает территориальные основы местного самоуправления, вопросы установления и изменения границ муниципального образования.
Федеральный закон Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации закрепляет основы деятельности органов местного самоуправления и подчеркивает, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и осуществление органами государственной власти или государственными должностными лицами местного самоуправления не допускается.
Структура органов должна определяться населением муниципального образования. Представительные органы местного самоуправления состоят из депутатов, выборы которых должны проводиться на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Законом определены и основные функции представительных органов. Глава муниципального образования может быть избран как представительным органом из своего состава, так и непосредственно населением данной территории.

Статус депутата муниципального образования также отражен в федеральном законе. Органы и должностные лица местного самоуправления наделены правом принимать правовые акты по вопросам своего ведения. Законом предусматриваются различные формы волеизъявления граждан, такие, как местный референдум, муниципальные выборы, собрания (сход) граждан и другие формы осуществления местного самоуправления.
Финансово-экономическая основа местного
самоуправления законодательно регулируется в соответствии со статьями федерального закона Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации. В нем определены понятия экономической основы местного самоуправления, муниципальной собственности, рассмотрены порядок управления муниципальной
собственностью, отношения органов местного самоуправления и предприятий и организаций, находящихся в муниципальной собственности. Также в законе раскрываются финансовая основа местного самоуправления, местный бюджет, источники его формирования и отмечена самостоятельность органов местного самоуправления в распоряжении средствами местного бюджета. Минимальные местные бюджеты обеспечиваются федеральными органами государственной власти объектов РФ путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов.
Законом Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, с одной стороны, гарантируется организационная, финансово-экономическая самостоятельность местного самоуправления, с другой стороны, законом предусмотрены ответственность органов местного самоуправления и его должностных лиц и контроль за их деятельностью.
По действующему законодательству значительная часть правового регулирования местного самоуправления должна осуществляться на региональном и муниципальном уровне власти.
Если на федеральном уровне закрепляются исходные начала, общие принципы правового регулирования, выделяются основы, гарантируются права местного самоуправления, то конкретные организационно-правовые формы, содержание местного самоуправления определяются на уровне субъекта Федерации, т.е. самостоятельно субъектом Российской Федерации с учетом национальных, исторических, региональных и других особенностей и отражается в нормативно-правовых актах - конституциях, законах, постановлениях, положениях и уставах о местном самоуправлении субъектов Федерации.
Положения Конституции РФ о местном самоуправлении, федерального закона Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации являются основой правовых актов субъектов Федерации, в которых они получили развитие, спроекцировавшись на конкретную
территорию, трансформировались применительно к конкретным местным условиям. Сравнительный анализ правовых основ местного самоуправления на уровне субъектов Федерации показывает, что многие субъекты Федерации, несмотря на общую правовую основу, по-разному трактуют и развивают многие аспекты местного самоуправления.
Большие дискуссии вызывает различное решение вопроса о территориальной организации местного самоуправления. Существует одноуровневая, многоуровневая концепции территориальной организации местного управления. Часть субъектов придерживается мнения о необходимости параллельного существования государственного управления и местного самоуправления.

Также дискуссионным является вопрос об организационных формах местного самоуправления.
Большое разнообразие наблюдается и в решении вопросов о формах представительной власти, о соотношении представительных и исполнительных органов местного самоуправления. Недостаточно ещё проработан вопрос на уровне субъектов Федерации о системе взаимоотношений государственных органов и местного самоуправления, о возможности отзыва депутатов представительных органов.
В целом же к предметам законодательства субъектов Федерации относятся: организация и деятельность местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством; порядок образования, объединения, преобразования и упразднения муниципальных образований, установление и изменение их границ и наименований; порядок регистрации уставов муниципальных образований; порядок проведения муниципальных выборов; проведение местных референдумов; осуществление права местного самоуправления на законодательную инициативу в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Федерации; порядок передачи объектов собственности субъекта Федерации в муниципальную собственность; межбюджетные отношения между бюджетом субъекта Федерации и бюджетами муниципальных образований; установление нормативов минимальной бюджетной обеспеченности; установление
минимальных государственных (субъекта Российской Федерации) социальных стандартов; обеспечение сбалансированности минимальных местных бюджетов; наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями; муниципальная служба (в соответствии с федеральным законом); административные правонарушения по вопросам, связанным с осуществлением местного самоуправления; плата за использование природных ресурсов на территории муниципального образования.
В сфере правового регулирования местного самоуправления всё ещё существует ряд нерешённых проблем. Отсутствует государственная концепция или стратегия, систематизирующая вопросы, которые должны быть законодательно урегулированы. Некоторые из уже существующих норм, касающихся организации и деятельности местного самоуправления и относящихся к различным отраслям права, не согласованы между собой.

Выявлено значительное количество случаев, когда законодательными органами субъектов Российской Федерации либо не принимаются необходимые законы, либо принимаются с существенными нарушениями федерального законодательства.
Развитие местного самоуправления тормозится рядом нерешённых проблем, среди которых следует выделить финансово-экономические трудности, недостаточную развитость нормативно-правовой базы в вопросах практического функционирования муниципальных образований, а так же проблемы взаимоотношений органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Слабость законодательства в сфере местного самоуправления обусловлена рядом причин, среди которых главные - отсутствие целостной системы государственного территориального управления, отсутствие чёткого разграничения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления, внутренняя несогласованность и несистемность федерального и регионального законодательства о местном самоуправлении.
Для эффективной работы каждый из уровней власти должен иметь чёткое представление о круге своих полномочий и соответствующих им обязанностях, ответственности за состояние дел в той или иной области. Тем самым обеспечивается разграничение полномочий между всеми уровнями территориального управления в государстве.



Содержание раздела