d9e5a92d

Исторический опыт становления и реформирования местного самоуправления в России и за рубежом


Глава 1.Исторический опыт становления и реформирования местного самоуправления в России и за рубежом
1.1 История становления местного самоуправления в XI-XIX веках
В той или иной степени самоуправление в . России существовало на всем протяжении её истории.
В качестве наиболее древнего из известных примеров местного самоуправления можно считать модель управления, существовавшую в Великом Новгороде. Основным представительным органом власти в городе было вече -народное собрание. По старым русским понятиям вечем являлось любое собрание народа, рассуждающего о своих делах.

Когда случались разноголосицы, в Новгороде разом возникали противные друг другу собрания народа, каждое из которых называлось вече. При такой неопределённости значения слова вече, понятие о вече переходило в понятие о мятеже, и слово вечники в Москве стало значить то же, что и буяны.
Однако при неопределённости общего значения слова вече в Новгороде существовало Большое вече, как представительный орган управления, т.е. полное законное собрание, являющееся верховной властью Великого Новгорода. Право собрания Большого веча принадлежало не только лицам, облечённым властью или правительственной обязанностью. Созвать вече значило представить дело на обсуждение народа, и поэтому всякий, кто считал себя вправе говорить перед народом, и мог созвать вече.
Вече устанавливало приговоры по управлению, договоры с князьями и с иностранными землями, объявляло войны, заключало мир, призывало князей, делало распоряжения о сборе войска и охранении страны, уступало в собственность или в кормление земли, определяло торговые права и качество монеты, устанавливало правила и законы. Таким образом, вече
совмещало законодательные и судебные функции, особенно в делах, касающихся нарушений общественных прав.
Все граждане, как богатые, так и бедные, как бояре, так и чёрные люди, имели право быть на вече деятельными членами. Каких-то имущественных цензов не существовало. В вече участвовали посадники, бояре, купцы, житые и чёрные люди. Кроме князя главными административными распорядителями в Новгороде были посадник и тысяцкий.

Они представляли собой исполнительную власть Великого Новгорода.
Все органы управления (посадники, тысяцкие, владыки, боярский совет) черпали полномочия в вечевом решении, обращались к вечу за утверждением важнейших дел и в любой момент могли быть отстранены от власти волей веча.
Несмотря на то, что в результате централизации власти в Москве местное самоуправление в Новгороде было постепенно ликвидировано, традиции, заложенные в те времена, несомненно, оказали существенное влияние на формирование местного самоуправления в последующие периоды развития нашего государства.
История местного управления в России XV - 1-й половины XVII вв. подразделяется на три эпохи:
1.Эпоха кормлений - управление через наместников (в городах) и волостелей (в волостях) - до 1-й половины XVI в.;
2.3емское и губное управление (самоуправление) - 2-я половина XVI-начало XVII в.;
З.Приказно-воеводное управление в сочетании с самоуправлением - XVII в.
Наместник, являясь представителем верховной власти, осуществлял одновременно и судебные полномочия. Главное назначение наместников и волостелей состояло в том, чтобы осуществлять связь населения с государством. Внутреннее управление, как правило, осуществляли выборные сотские и старосты.

Кормленщики не только значительно превышали нормы взимания податей, но и подрывали влияние верховной власти, не проводя в жизнь её установки. Уже в конце XV в,
судебные полномочия кормленщиков начинают постепенно ограничиваться,
При Иване IV правительство делает следующий, важный и решительный шаг в деле реформы местного управления и суда. Наместники и волостели были заменены выборными земскими властями, старостами и земскими судьями, которым поручался суд по всем делам. Вместо кормов и пошлин они должны были платить денежный оброк в царскую казну.

Правительство назначало для каждого округа лишь общую сумму подлежащего уплате оброка, а затем посадские и крестьяне должны были разделять этот оброк между собой в соответствии с имущественным цензом.


После смерти Ивана IV происходит поворот к приказно-воеводскому управлению. Время, следовавшее непосредственно за Смутой, наполненное борьбой с внешними и внутренними врагами, требовало сильной правительственной власти на местах, и воеводы, которые прежде были преимущественно в пограничных областях, в XVII в. поселяются в остальных городах. Они сосредотачивают в своих руках всю власть, военную и гражданскую, действуя по наказам (инструкциям) московских приказов.

Земские учреждения в посадах и волостях сохраняются, но всё более теряют свою самостоятельность и превращаются в подчинённые, вспомогательные и исполнительные органы приказного воеводского управления. Таким образом, вторая половина XVII в. явилась временем упадка земского начала и растущей бюрократизации в центральном и местном управлении московского государства.
Вступление России в эпоху абсолютизма (конец XVII -начало XVIII веков) сопровождалось делением различных групп населения на четыре сословия: дворянство, крестьяне, духовенство и городское население. Деление общества на сословия определяло наряду с общегосударственным централизованным управлением наличие и особого сословного управления, в сферу которого входили некоторые аспекты ведения местного хозяйства.
В 1699 году городам было предоставлено право выбирать своих бурмистров, которые составляли ратушу, в которой поочерёдно
председательствовали, занимались судейскими вопросами и собирали подати и доходы с торгово-промышленных обывателей. К концу царствования Петра I ратуши были преобразованы в магистраты. В 1720 году Сенату было предложено учредить образцовый магистрат в Петербурге, который должен был устроить магистраты в областных городах и руководить ими.

Магистраты вели горское хозяйство, должны были заботиться о развитии торговли и промышленности, о благоустройстве городов и решали не только гражданские, но и уголовные дела подчиненных им городских обывателей.
Согласно указу 1702 года, в каждом уезде при воеводах создавались дворянские советы из двух-четырех дворян. Эти советы комплектовались путём выборов и должны были управлять уездом наряду с воеводами.
В сельских общинах помещичьих крестьян действовали общие собрания крестьян-хозяев (мир), которые обсуждали общие проблемы, однако старосты назначались помещиками. Существовали также собрания нескольких посёлков и деревень, составлявших волость. Волостной голова и писарь выбирались обществом из всех деревень сроком на 2 года. В обязанности органов сельского управления входило: охрана безопасности, взимание податей и сборов, разбирательство маловажных ссор и исков, опека над вдовами и сиротами.

Вместе с тем на сельское управление огромное влияние оказывали воеводы и губернаторы.
Петр I провёл новое административное деление страны, в результате чего Россия была разделена на 10 губерний. Во главе губерний стояли губернаторы, назначаемые царём. В их ведении было гражданское управление губерний, командование войсками, полицейские и некоторые судебные функции.

Губернии делились на провинции, которыми управляли воеводы, а провинции на дистрикты, где управляли земские комиссары.
При Екатерине II была проведена губернская реформа 1775 года. К концу её царствования в европейской части России было учреждено 50 губерний, каждая губерния делилась на уезды с числом жителей от 20 до 30 тыс. человек. И в губерниях, и в
уездах имелись три ряда учреждений: общая администрация, финансовое управление и судебные учреждения (отдельно для дворян, городских обывателей и казенных крестьян). Во главе губерний ставились наместники, генерал-губернаторы или губернаторы, назначавшиеся верховной властью и обладавшие широкими полномочиями в сфере управления. В помощь губернатору в качестве совещательного органа учреждалось губернское правление, включавшее двух губернских советников, губернского прокурора и руководителей важнейших губернских учреждений.

Во главе уездного управления стоял земский исправник или капитан.
В 1785 году была издана жалованная грамота дворянству, которая представляла дворянству целый ряд прав и преимуществ. Дворянские собрания избирали губернских и уездных предводителей дворянства, имели право делать представления правительству о своих пользах и нуждах. Однако их деятельность подвергалась тщательному контролю со стороны губернаторов.
Одновременно с жалованной грамотой дворянству была издана Грамота на права и выгоды городам Российской Империи, содержавшая в себе новое городовое положение. Всё население городов разделялось на шесть разрядов: 1) настоящие городские обыватели (владельцы недвижимых имуществ); 2) купцы трёх гильдий; 3) ремесленники; 4) иногородние и иностранные гости; 5) именитые граждане (люди с высшим образованием и крупные собственники); 6) посадские, жившие промыслами или работой. Органом городского общества являлось Собрание городских обывателей, в состав которого входили только те, кто обладал высоким имущественным цензом.

Собиралось оно один раз в три года и избирало из своей среды общую городскую думу, состоявшую из городского головы и гласных, избиравшихся раздельно шестью разрядами городских обывателей. Её постоянным исполнительным органом являлась шестигласная дума (по одному представителю от каждого разряда), собиравшаяся не реже одного раза в неделю. В ведение этой думы входило решение ряда вопросов городского управления, за исключением
сословного суда и надзора за сбором государственных податей. Компетенция думы была ограниченной и недостаточно точно определённой, реальная власть в городах находилась в руках городничих, полиции и местных чиновников, назначаемых губернаторами. При Павле I городские думы были упразднены.
При Николае I в законе 1838 года получили регламентацию органы крестьянского самоуправления. В каждом большом селении учреждались сельские общества. Их органами управления являлись сельский сход, сельское начальство (старшины, сотские, десятские, сборщики податей) и сельская расправа (первая инстанция сельского суда). В каждой волости, составленной из сельских обществ, учреждались волостной сход, волостное правление и волостная расправа (вторая инстанция сельского суда).

В правление входили волостной голова и два заместителя - по полицейским и хозяйственным делам. В задачу крестьянского общественного управления входило народоисчисление, контроль за делами веры, охрана общественного порядка, паспортный контроль,
противопожарные мероприятия, управление хозяйством сельских общин, сбор податей и выполнение повинностей. Работа крестьянских органов контролировалась чиновниками от казны, громоздким бюрократическим аппаратом, содержание которого возлагалось на тех же крестьян. Закон 1838 года не влиял на положение помещичьих крестьян.

Помещик как собственник земли и крестьян выполнял полицейские и судейские обязанности в пределах своего имения.



Содержание раздела