Часть валютных кредитов была получена от Центрального банка РФ за счет сокращения его золотовалютных резервов. Помимо валютных заимствований российское правительство производило обширные заимствования на внутреннем рынке государственных ценных бумаг с целью финансирования бюджетного дефицита.
К 1997 г. выпуск государственных краткосрочных обязательств (ГКО), облигаций федерального займа (ОФЗ), облигаций государственного сберегательного займа (ОГСЗ) достиг огромного масштаба. Система управления государственным долгом должна обеспечивать:
раскрытие информации, учет и статистическую отчетность по состоянию государственного долга;
Не прошли процедуру обмена облигации объемом около 14млрд.руб. по номиналу.
Держателям ГКО и ОФЗ, не осуществившим новацию до 1мая, Правительство Российской Федерации предоставило возможность участвовать в ней на прежних условиях с 20ноября по 27декабря 1999г. в рамках дополнительного этапа новации. По его окончании объем необмененных гособлигаций сократился до 3,5млрд.рублей.
Минфин России в течение года четко придерживался графика погашений ГКО и купонных выплат по ОФЗ и не осуществлял заимствований на рынке государственного долга до середины декабря. Суммарный объем купонных выплат в 1999г. составил 51,2млрд.рублей.
В 1999г. Банк России продолжил подготовку запуска рынка междилерского РЕПО с целью предоставить участникам рынка возможность оперативного регулирования своей ликвидности без использования кредитов Банка России.
С 1октября 1999г. операции РЕПО в торговой системе ММВБ могут осуществлять 16кредитных организаций, заключивших соответствующие соглашения.
Однако в условиях избыточной ликвидности банковской системы (что временно снизило интерес к возможности привлечения краткосрочных заимствований), а также неурегулированности некоторых вопросов бухгалтерского учета, связанных с налогообложением доходов от операций РЕПО, этот финансовый инструмент до конца года оставался не востребованным участниками рынка.
По окончании основного этапа реструктуризации внутреннего государственного долга и погашения выпущенных в ее ходе ГКО, рынок государственных ценных бумаг перешел в новое состояние. По сравнению с докризисным состоянием оно характеризуется сокращением более чем в полтора раза рыночной части облигационного долга, удлинением почти втрое сроков заимствований и наличием в обращении только инструментов с фиксированными и достаточно низкими купонными ставками (1030% годовых), что позволяет эмитенту снизить расходы на обслуживание внутреннего долга и точно их рассчитать на весь период обращения.
17 и 21 декабря Минфин России провел аукционы по размещению 3новых выпусков ГКО среди нерезидентов владельцев средств на транзитных счетах типа С с совокупным объемом предложения 6,5млрд. руб. по номиналу. По этим выпускам, в отличие от остальных обращавшихся в 1999г. выпусков ГКООФЗ, не устанавливались ограничения на репатриацию выручки.
Выпуск новых ГКО был обоснован необходимостью неэмиссионным способом компенсировать потери бюджета, связанные с приостановкой кредитования России со стороны МВФ.
Итоги аукционов оказались очень успешными для эмитента. Всего было размещено ГКО на 3,8млрд. руб. по номиналу, средневзвешенная доходность составила 0,694,26% годовых по выпускам с погашением в апрелеиюле 2000года.
23 и 24декабря эмитент провел доразмещение двух выпусков ГКО по ценам выше номинала.
Столь высокие цены покупки ГКО объясняются тем, что нерезиденты были готовы приобрести эти бумаги с любой (даже отрицательной) доходностью ради использования предоставленной по ним преференции свободного вывода из России вложенных в них средств сразу после погашения.
На конец 1999г. объем рынка ГКООФЗ достиг 266,9млрд. руб. по номиналу.
Сохранение масштабного присутствия нерезидентов на рынке внутреннего госдолга в 1999г. стало результатом введенных в отношении них ограничений на репатриацию выручки от операций с ГКООФЗ. После завершения основного этапа новации до конца года удельный вес портфеля ОФЗ нерезидентов колебался на уровне около 40% под влиянием разнонаправленных факторов: подготовки к валютным аукционам, купонными выплатами по ОФЗ и др.
Вноябре нерезиденты сократили объемы своих портфелей, вкладывая средства, полученные от продажи ОФЗ, в российские корпоративные ценные бумаги.
В рамках осуществления условий новации для нерезидентов Банк России с апреля по октябрь провел 6спецаукционов по продаже иностранной валюты уполномоченным банкам, действующим по поручению и за счет нерезидентов, реализовав всего 300млн. долл. США (по 50млн. долл.
США на каждом).
Курс продажи составлял 1,1 от официального курса доллара США к рублю на дату аукциона. Допускалась свободная репатриация приобретенной иностранной валюты.
Стремление нерезидентов вывести из России свои средства, ранее вложенные в гособлигации, проявилось в многократном превышении на всех аукционах объема поданных ими заявок на покупку иностранной валюты над ее предложением.
Важной задачей денежных властей в рассматриваемый период было предотвращение неуправляемого перевода средств нерезидентов с рынка ГКООФЗ на внутренний валютный рынок и предоставление альтернативных вариантов использования этих средств. С этой целью в мартеапреле Банк России принял нормативные документы, позволяющие иностранным участникам использовать средства на их счетах типа С для покупки акций и облигаций ряда крупнейших российских предприятий, прошедших листинг ММВБ.
С 13октября нерезиденты получили также возможность оплачивать доли (акции) кредитных организаций путем внесения ОФЗ-ПД (выпуск25030), а также денежных средств в размере, не превышающем стоимость гособлигаций, ранее внесенных в оплату акций.
Правительство Российской Федерации 20ноября разрешило нерезидентам инвестиции в экономику России с использованием средств на счетах типа С путем покупки акций, которые затем не могут быть проданы в течение 3лет.
Активность участников вторичного рынка в течение года в целом была невысокой. Хотя обороты торгов ОФЗ возрастали от месяца к месяцу вплоть до ноября, они оставались низкими по отношению к докризисному уровню и объемам этих облигаций в обращении.
В отдельные периоды на рынке наблюдались резкие всплески активности, вызванные подготовкой участников к валютным аукционам либо реализацией иных задач.