d9e5a92d

Налоги как основной источник государственных и муниципальных доходов


Лекция 5. Налоги как основной источник государственных и муниципальных доходов. 5.1.

Характеристика налоговой системы Российской Федерации.

Налоговые полномочия органов власти и управления различных уровней.

    1. Социально-экономическая сущность налогов, их функции. Элементы налогообложения.

    2. Налоговая система Российской Федерации.

    3. Налоговые полномочия органов власти различных уровней.

    4. Налоговый контроль.


    1. Главной статьёй бюджетных доходов являются налоги.

    Налоги обязательные, индивидуально безвозмездные платежи, взимаемые с физических и юридических лиц, устанавливаемые органами законодательной власти с определением размеров, сроков уплаты, предназначенные для обеспечения деятельности органов власти.
    Можно выделить следующие основные функции налогов: фискальная, распределительная, стимулирующая, контрольная.
    С помощью реализации фискальной функции на практике формируются государственные финансовые ресурсы и создаются материальные условия для функционирования государства. Основная задача реализации фискальной функции обеспечение устойчивой доходной базы бюджетов всех уровней.
    С помощью налогов происходит перераспределение вновь созданного ВВП в пользу других регионов, физических лиц, отраслей экономики. Эту функцию налогов принято называть распределительной.
    Стимулирующая
    , или регулирующая функция означает, что государство через финансовую политику влияет на процессы воспроизводства, накопления капитала, величину платёжеспособного спроса. Через систему налоговых льгот и налоговых санкций происходит регулирование производственной и социальной активности. С одной стороны, государственные органы используют налоговые методы с целью координации и контроля финансовой деятельности. С другой стороны контрольная функция выражается в соизмерении расходов государства и потенциала экономики при формировании доходов бюджетной системы.
    Теоретическую основу налогов составляют его элементы. Основными из них являются:

      • плательщик организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы;

      • объект налогообложения юридические факты (действия, события, состояния), с наступлением которых возникает обязанность по уплате налога;

      • налоговая база - сумма, с которой взимается налог, это часть объекта, принимаемая за основу при исчислении налога;

      • налоговая ставка та часть налоговой базы, которую налогоплательщик обязан выплатить в виде того или иного налога; может устанавливаться в абсолютных суммах (в рублях), либо в процентах;

      • налоговый период это календарный год или другой период времени относительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате;

      • порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налога устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Уплата налога производится, как правило, разовой уплатой всей суммы налога в наличной или безналичной форме.

      В соответствии со ст. 17 ч.I Налогового кодекса РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и основные элементы налогообложения.
      К факультативным элементам налогообложения относятся: налоговые льготы и основания для их использования, ответственность за налоговые правонарушения, а также порядок удержания и уплаты неправильно удержанных сумм налога.
      От налога следует отличать сбор, представляющий собой обязательный взнос, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков юридически значимых действий государственными органами, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Таким образом, если налоги поступают только в бюджетный фонд, то сборы носят целевой характер и формируют целевые денежные фонды.

      К сборам относятся: государственная пошлина, таможенный сбор, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, лицензионные сборы.
      Налоги и сборы классифицируются по ряду признаков. Прежде всего, налоги подразделяются на две подсистемы: прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются с конкретного физического или юридического лица, а косвенные взимаются в виде надбавки к цене товара.



      Соотношение этих групп во многом зависит от состояния экономики и проводимой налоговой политики.

      Преобладание прямых налогов характерно для стабильной экономики, в период экономических кризисов происходит рост косвенных налогов. Налоги могут группироваться в зависимости от субъекта уплаты, т.е. налоги, уплачиваемые физическими лицами, и налоги, уплачиваемые юридическими лицами. По объекту налогообложения налоги группируются следующим образом: налоги на имущество, налог на землю, рента; налог на капитал, налог на средства потребления.

      Основой следующего классификационного признака является источник уплаты налогов.

      Это: заработная плата, выручка, доход или прибыль, себестоимость.
      Наиболее существенным признаком классификации налогов является принадлежность их к уровням власти и управления.
      2.
      Налоговая систему образует совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также форм и методов их построения. В то же время необходимо понимать, что налоговая система многоуровневая, она включает не только совокупность налогов, сборов и других платежей (система налогов), но также совокупность законов, указов и подзаконных актов, регулирующих порядок исчисления и уплаты налогов, и систему государственных институтов, осуществляющих администрирование налогов, контроль за своевременностью и полнотой их уплаты. Документом, регламентирующим концептуальные положения структуры и функционирования налоговой системы Российской Федерации, является Налоговый кодекс Российской Федерации (часть I от 31 июля 1998 года 146-ФЗ, часть II от 5 августа 2000 года, 117-ФЗ).
      В части I Налогового кодекса реализованы следующие основные принципы построения налоговой системы:

        • единый подход в вопросах налогообложения, включая предоставление права на получение налоговых льгот, а также защиту законных интересов всех налогоплательщиков;

        • чёткое разграничение прав по установлению и взиманию налоговых платежей между различными уровнями власти;

        • приоритет норм, установленных налоговым законодательством, над иными законодательно-нормативными актами, не относящимися к нормам налогового права, однако в той или иной мере затрагивающими вопросы налогообложения;

        • однократность налогообложения, означающая, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за установленный законом период налогообложения;

        • определение конкретного перечня прав и обязанностей налогоплательщиков, с одной стороны, и налоговых органов с другой стороны.

        Налоги в России, в соответствии с Налоговым кодексом, разделены на три вида в зависимости от уровня их установления и изъятия: федеральные, региональные, местные. Подобная трёхуровневая система присуща практически всем государствам, имеющим федеративное устройство. Налоги и сборы, взимаемые на территории России, представлены в Таблице 1.
        Таблица 1. Классификация налогов и сборов Российской Федерации (по Налоговому кодексу)

        Федеральные
        (ст. 13 НК)
        Региональные
        (ст. 14 НК)
        Местные
        (ст. 15 НК)
        1) налог на добавленную стоимость;
        2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;
        3) налог на прибыль (доход) организаций;
        4) налог на доходы от капитала;
        5) подоходный налог с физических лиц;
        6) взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;
        7) государственная пошлина;
        8) таможенная пошлина и таможенные сборы;
        9) налог на пользование недрами;
        10) налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
        11) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;
        12) сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;
        13) лесной налог;
        14) водный налог;
        15) экологический налог;
        16) федеральные лицензионные сборы.
        1) налог на имущество организаций;
        2) налог на недвижимость;
        3) дорожный налог;
        4) транспортный налог;
        5) налог с продаж;
        6) налог на игорный бизнес;
        7) региональные лицензионные сборы;

        1) земельный налог;
        2) налог на имущество физических лиц;
        3) налог на рекламу;
        4) налог на наследование или дарение;
        5) местные лицензионные сборы;


        3.
        Экономические принципы формирования налоговой системы должны создавать условия для государственного регулирования воспроизводственного процесса не в форме прямого директивного вмешательства, а посредством целенаправленного регулирования финансовых потоков в отдельных сферах и отраслях, а также в процессе накопления капитала, формирования платёжеспособного спроса населения. Отсюда, налоговая система, как совокупность существующих налогов, механизмов их исчисления и методов контроля за их взиманием, призвана создавать для предпринимателей общие условия их деятельности, способствующие накоплению инвестиционного капитала, повышению эффективности производства. В Российской Федерации налоговая система ориентирована на потребности бюджетного финансирования, т.е. преобладает фискальная функция налогов.



        Содержание раздела