Лекция 5. Налоги как основной источник государственных и муниципальных доходов. 5.1.
Характеристика налоговой системы Российской Федерации.
Налоговые полномочия органов власти и управления различных уровней.
1. Главной статьёй бюджетных доходов являются налоги.
Налоги обязательные, индивидуально безвозмездные платежи, взимаемые с физических и юридических лиц, устанавливаемые органами законодательной власти с определением размеров, сроков уплаты, предназначенные для обеспечения деятельности органов власти.
Можно выделить следующие основные функции налогов: фискальная, распределительная, стимулирующая, контрольная.
С помощью реализации фискальной функции на практике формируются государственные финансовые ресурсы и создаются материальные условия для функционирования государства. Основная задача реализации фискальной функции обеспечение устойчивой доходной базы бюджетов всех уровней.
С помощью налогов происходит перераспределение вновь созданного ВВП в пользу других регионов, физических лиц, отраслей экономики. Эту функцию налогов принято называть распределительной.
Стимулирующая
, или регулирующая функция означает, что государство через финансовую политику влияет на процессы воспроизводства, накопления капитала, величину платёжеспособного спроса. Через систему налоговых льгот и налоговых санкций происходит регулирование производственной и социальной активности.
С одной стороны, государственные органы используют налоговые методы с целью координации и контроля финансовой деятельности. С другой стороны контрольная функция выражается в соизмерении расходов государства и потенциала экономики при формировании доходов бюджетной системы.
Теоретическую основу налогов составляют его элементы. Основными из них являются:
В соответствии со ст. 17 ч.I Налогового кодекса РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и основные элементы налогообложения.
К факультативным элементам налогообложения относятся: налоговые льготы и основания для их использования, ответственность за налоговые правонарушения, а также порядок удержания и уплаты неправильно удержанных сумм налога.
От налога следует отличать сбор, представляющий собой обязательный взнос, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков юридически значимых действий государственными органами, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Таким образом, если налоги поступают только в бюджетный фонд, то сборы носят целевой характер и формируют целевые денежные фонды.
К сборам относятся: государственная пошлина, таможенный сбор, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, лицензионные сборы.
Налоги и сборы классифицируются по ряду признаков. Прежде всего, налоги подразделяются на две подсистемы: прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются с конкретного физического или юридического лица, а косвенные взимаются в виде надбавки к цене товара.
Соотношение этих групп во многом зависит от состояния экономики и проводимой налоговой политики.
Преобладание прямых налогов характерно для стабильной экономики, в период экономических кризисов происходит рост косвенных налогов. Налоги могут группироваться в зависимости от субъекта уплаты, т.е. налоги, уплачиваемые физическими лицами, и налоги, уплачиваемые юридическими лицами. По объекту налогообложения налоги группируются следующим образом: налоги на имущество, налог на землю, рента; налог на капитал, налог на средства потребления.
Основой следующего классификационного признака является источник уплаты налогов.
Это: заработная плата, выручка, доход или прибыль, себестоимость.
Наиболее существенным признаком классификации налогов является принадлежность их к уровням власти и управления.
2.
Налоговая систему образует совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также форм и методов их построения. В то же время необходимо понимать, что налоговая система многоуровневая, она включает не только совокупность налогов, сборов и других платежей (система налогов), но также совокупность законов, указов и подзаконных актов, регулирующих порядок исчисления и уплаты налогов, и систему государственных институтов, осуществляющих администрирование налогов, контроль за своевременностью и полнотой их уплаты.
Документом, регламентирующим концептуальные положения структуры и функционирования налоговой системы Российской Федерации, является Налоговый кодекс Российской Федерации (часть I от 31 июля 1998 года 146-ФЗ, часть II от 5 августа 2000 года, 117-ФЗ).
В части I Налогового кодекса реализованы следующие основные принципы построения налоговой системы:
Налоги в России, в соответствии с Налоговым кодексом, разделены на три вида в зависимости от уровня их установления и изъятия: федеральные, региональные, местные. Подобная трёхуровневая система присуща практически всем государствам, имеющим федеративное устройство. Налоги и сборы, взимаемые на территории России, представлены в Таблице 1.
Таблица 1. Классификация налогов и сборов Российской Федерации (по Налоговому кодексу)
Федеральные (ст. 13 НК) |
Региональные (ст. 14 НК) |
Местные (ст. 15 НК) |
1) налог на добавленную стоимость; 2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья; 3) налог на прибыль (доход) организаций; 4) налог на доходы от капитала; 5) подоходный налог с физических лиц; 6) взносы в государственные социальные внебюджетные фонды; 7) государственная пошлина; 8) таможенная пошлина и таможенные сборы; 9) налог на пользование недрами; 10) налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы; 11) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов; 12) сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами; 13) лесной налог; 14) водный налог; 15) экологический налог; 16) федеральные лицензионные сборы. |
1) налог на имущество организаций; 2) налог на недвижимость; 3) дорожный налог; 4) транспортный налог; 5) налог с продаж; 6) налог на игорный бизнес; 7) региональные лицензионные сборы; |
1) земельный налог; 2) налог на имущество физических лиц; 3) налог на рекламу; 4) налог на наследование или дарение; 5) местные лицензионные сборы; |
3.
Экономические принципы формирования налоговой системы должны создавать условия для государственного регулирования воспроизводственного процесса не в форме прямого директивного вмешательства, а посредством целенаправленного регулирования финансовых потоков в отдельных сферах и отраслях, а также в процессе накопления капитала, формирования платёжеспособного спроса населения. Отсюда, налоговая система, как совокупность существующих налогов, механизмов их исчисления и методов контроля за их взиманием, призвана создавать для предпринимателей общие условия их деятельности, способствующие накоплению инвестиционного капитала, повышению эффективности производства.
В Российской Федерации налоговая система ориентирована на потребности бюджетного финансирования, т.е. преобладает фискальная функция налогов.