d9e5a92d

Иностранный капитал в экономике развивающихся стран


Так, для Египта туризм является третьим по значимости источником получения СКВ после валютных переводов египетских рабочих, временно занятых за рубежом, и иностранной помощи. Особенно бурно в последние годы развивается иностранный туризм в Турции (8% в год по сравнению с 4% общемирового роста туризма). Турция входит в пятерку стран, отличающихся наиболее динамичным развитием этого сектора национальной экономики.

Ожидается, что к 2005 г. республика по размерам доходов от туризма займет 6 место в мире. Страна выигрывает в конкуренции с основными соперниками - Грецией и Испанией, благодаря относительно низкой стоимости рекреакционных услуг.
Валютные поступления от экспорта рабочей силы за последние годы наиболее высокими темпами возрастали именно у развивающихся стран - 10% в год. Получая ежегодно значительные суммы из этого источника, многие развивающиеся государства создали у себя своего рода экспортную специализацию по трудовым услугам. Зачастую она является одним из важнейших источников валютных доходов.

С начала 80-х годов до настоящего времени экспорт рабочей силы наиболее сильное влияние оказывает на экономику Пакистана. Для Пакистана переводы рабочих из-за рубежа больше поступлений от экспорта товаров и услуг в 5 раз. Для Египта этот показатель составляет 40%, Марокко - 50%, Турции - 60%, Индии - 80%.

12.3. Иностранный капитал в экономике развивающихся стран
Стимулирование привлечения иностранных инвестиций
Стремление выйти из "порочного круга бедности", стимулировать развитие передовых отраслей экономики, придать динамизм всей экономике в целом побуждает развивающиеся страны активно привлекать иностранный капитал. В этих целях совершенствуется инвестиционный климат, создается необходимая инфраструктура, организуются специальные экономические зоны с особо льготными условиями для иностранного предпринимательского капитала. Усилия многих развивающихся стран не пропали даром.

По данным Мирового банка, приток частного капитала в экономику развивающихся стран ко второй половине 90-х годов заметно усилился и достиг уровня в 243,8 млрд. долл., несмотря на резкое сокращение темпов его роста в период 1990-1993 гг. Примерно половина этого объема приходится на прямые инвестиции. При этом размер государственных зарубежных инвестиций снизился с 56,3 млрд. долл. в 1990 г. до 40,8 млрд. долл. в 1996 г. Наибольший объем частных капвложений приходится на 12 стран со "средним" уровнем дохода (менее 9385 долл. на
душу населения). Возглавляет этот список Китай - 52 млрд. долл.
По оценке американской консалтинговой фирмы "Эрнст и Янг", в ближайшие годы наиболее привлекательными из развивающихся стран по вкладыванию капитала будут: Китай, Индия, Индонезия, а также Мексика и Бразилия.
Общий объем потребности развивающихся стран в иностранном капитале в 1996-2005 гг. оценивается Всемирным банком в 1,5-2 трлн. долл.
Частный капитал, проникая в развивающиеся страны, идет, как правило, в страны с динамичной, восходящей, перспективной экономикой. 80 процентов частных инвестиций поступает всего в 20 процентов развивающихся стран, главным образом, государства Восточной Азии и Латинской Америки. Слаборазвитые страны с отсталой экономикой и особенно с политически нестабильной обстановкой практически не привлекают предпринимателей из промышленно развитых стран.

Государственная помощь от этих стран, будучи два десятилетия достаточно стабильной, к середине 90-х годов начинает сокращаться.
По данным аналитиков Международного валютного фонда (МВФ) в 1995 г. в мире на официальную помощь по правительственным каналам странами-членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) было выделено 59 млрд. долл., что с поправкой на инфляцию на 3 млрд. долл. меньше, чем в 1994 г. По сравнению с 1990 г., когда государственное содействие промышленно развитых стран развивающимся странам достигло своего пика, эта цифра уменьшилась на 12 млрд. долл. При этом помощь со стороны ОЭСР составляет всего 0,3 процента их совокупного валового национального продукта (цель, поставленная ООН - 0,7 процента). 40% помощи стран ОЭСР получила Африка, 30% - Азия, 10% - Латинская Америка.
Характерно, что более половины всей внешней помощи странам Африки возвращается на Запад в виде процентов по долгам. Так, долги государств Африканского контингента к югу от Сахары составляли в середине 90-х годов 211 млрд. долл., что вдвое превышает совместные доходы этих стран от экспорта.
При этом, с 1984 г. африканские государства уже выплатили кредиторам почти 150 млрд. долл.
Самый большой внешний долг в 1998 г. был у Мексики - 165,7 млрд. долл. и у Бразилии - 159,1 млрд. долл. Быстрыми темпами рос внешний долг азиатских стран - Таиланда, Южной Кореи, Индонезии, Индии, Филиппин. Азиатский контингент аккумулировал до половины прироста мировой внешней задолженности развивающихся стран.



Это был рекордный прирост внешнего долга за всю современную историю.
Несколько замедлился прирост внешнего долга латиноамериканских государств (3%), однако они находятся далеко впереди других стран в исчислении внешнего долга на душу населения (1000 долл. против 250 долл. в Азии).
Существующий долг развивающихся стран накапливается преимущественно за счет частных капитальных вложений. Среди стран-кредиторов первое место занимает Япония, чьи кредиты развивающимся государствам, в первую очередь азиатским, достигли 236 млрд. долл. За ними следуют США - 147 млрд. долл. (0,15% ВНП США), причем, половина из них предоставлена латиноамериканским странам.

На третьей позиции Германия, предоставившая займы на 106 млрд. долл. Немногим меньше кредитов предоставлено Францией - 103 млрд. долл. Ее должники - это, в основном, страны Африки и Азии. В середине 90-х годов совокупный долг развивающихся стран превысил 1,9 трлн. долл. При этом выплаты по обслуживанию долга выросли почти до 200 млрд. долл.

Эксперты ОЭСР отмечают явную тенденцию к краткосрочным займам и растущий аппетит компаний и банков Азии к такой форме кредитования.
Поскольку вернуть долг в полном объеме от многих развивающихся стран крайне проблематично, постольку одним из способов борьбы с задолженностью является ее списание. По некоторым оценкам уже в период до 2000 г. удельный вес списания задолженности может достичь 75-100% для двадцати беднейших стран, чей долг возрастал в 80-е начале 90-х годов быстрее всего, в зависимости от темпов экономического роста, которые определят, какую долю своего внешнего долга эта группа стран сможет реально обслуживать.
Западные экономисты предлагают глобальные меры помощи беднейшим странам. В их перечень входят:
- соблюдение принципов справедливой торговли;
- концессиональная практика;
- льготы по долгам;
- распространение образования и профессиональных навыков.
По прогнозам западных экспертов основные социальные услуги в ближайшие десять лет могут стать общедоступными для жителей развивающихся стран. На обеспечение этого потребуется 40 млрд. долл. Еще 40 млрд. долл. помогут полностью преодолеть бедность в мире.

Общая сумма составляет 80 млрд. долл. или 0,5% мирового дохода (25 трлн. долл.), что вполне по силам современному мировому сообществу при наличии политической воли.
Что касается распространения образования и профессиональных навыков, то в политике стран Запада по отношению к развивающимся странам это предстает в виде так называемой технической помощи. Техническая помощь включает посылку в соответствующую развивающуюся страну преподавателей начальных и средних школ и ВУЗов, материальное обеспечение учебных заведений, обучение и стажировку граждан из развивающейся страны в стране-доноре и др. При этом значительная часть средств, затрачиваемых на техническую помощь, практически даже не покидает пределов страны-донора. Совершается лишь бухгалтерская операция по перечислению определенных сумм со счетов соответствующих государственных ведомств на счета специалистов страны-донора.

По некоторым данным из каждых 100 долл., израсходованных на техническую помощь, не более 20 долл. представляют собой реальные средства в иностранной валюте, поступившие в страны-получатели.
Некоторые особенности взаимодействия развивающихся стран с транснациональными корпорациями
В современной мировой экономике новое международное разделение труда в наибольшей степени формируется транснациональными корпорациями (ТНК). Именно они, обозначив развивающиеся страны зоной своих интересов, перемещают туда свои производства, которые там экономически и технологически выгодно организовывать.
Улучшение отношений между ТНК и развивающимися странами началось в 80-е годы. Этому во многом способствовал пересмотр рядом развивающихся государств законодательств о прямом зарубежном инвестировании. В эти же годы отмечается уменьшение числа случаев национализации и увеличение количества судебных разбирательств спорных ситуаций между ТНК и правительствами развивающихся стран.
Переосмысление роли ТНК многими развивающимися странами в основном идет в русле изменения представлений о том, что могут дать эти корпорации для структурных изменений и стимулирования внутренних факторов технического прогресса.Как свидетельствует практика, ТНК вносят весомый вклад в развитие стран "третьего мира". Этот вклад выражается:
- в передаче передовых производственных технологий в некоторых отраслях (текстильная, швейная, электронная промышленность). ТНК играют важную роль и как инвесторы, и как поставщики инвестиционных товаров или технологий (лицензий);
- в содействии превращению развивающихся стран из экспортеров сырья в продавцов готовых изделий. Этот непосредственный вклад в структурные изменения развивающихся стран более важен, чем просто перемещение финансовых ресурсов по линии прямых инвестиций;
- в том, что ТНК способствуют ускорению процессов инноваций. Технологические инновации в основном сконцентрированы в промышленно развитых странах, однако в последние десятилетия они все больше перемещаются в некоторые другие страны, прежде всего в НИС. С передачей технологии, однако, может быть связано и непреднамеренное неблагоприятное воздействие на окружающую среду.

Деятельность филиалов ТНК отрицательно сказывается на природе принимающих стран, а, значит, на благосостоянии людей, вплоть до угрозы их жизни. Таким образом, возникает потребность в усилении регулирующих функций национальных органов в развивающихся странах для контроля как за собственными, так и за иностранными предприятиями;
- ТНК улучшают в развивающемся мире ситуацию с занятостью. Хотя следует отметить, что число рабочих мест, непосредственно связанных с прямыми инвестициями, невелико - менее 1% экономически активного развивающегося мира.
Международные организации предлагают развивающимся
странам использовать ТНК при осуществлении технической помощи, а правительства этих стран в свою очередь борются за привлечение ТНК в свою экономику. Так, американская компания "Дженерал моторе" намерена к 2005 году удвоить свою долю на азиатско-тихоокеанском рынке, доведя ее до 10%. В этих целях компания собирается построить на Филиппинах или в Таиланде завод по выпуску автомашин и запчастей стоимостью 1 млрд. долл.

По мнению специалистов, Таиланд имеет преимущество, так как автомобильный рынок здесь развит лучше. Однако Филиппины предложили "Дженерал моторе" ряд инициатив, включая налоговые и таможенные льготы, стимулирующие строительство завода именно в этой стране.
Подчиняясь объективным законам развития международных экономических связей, развивающиеся страны ищут и, как правило, находят необходимый паритет между собственными целями, проблемами социально-экономического развития и интересами ТНК в экономике их стран.
Оценивая общую ситуацию по включению развивающихся стран в процессы интернационализации и глобализации мировой экономики, приходится констатировать, что отдельные части развивающегося мира находятся на задворках мирового хозяйства и международных экономических отношений. Процессы интернационализации производства и капитала практически не затронули значительную часть развивающихся стран, либо коснулись ее достаточно формально. В основном сохраняется большая группа стран с преобладанием замкнутой, самодостаточной экономики.
Параллельное существование международной глобальной и традиционной экономик не означает, что между ними нет никаких связей. Их взаимодействие осуществляется в основном путем саморазвития международной экономики, требующей себе новых ресурсов и пространства, которые она ищет и находит в сфере традиционной экономики.
Процессы интернационализации и глобализации вряд ли могут привести к ликвидации деления мирового хозяйства на центральные и периферийные зоны. Они будут возникать и функционировать на новом уровне в результате развивающегося процесса международного разделения труда. Именно под влиянием этого процесса в обозримом будущем сохранятся отдельные части мирового хозяйства, находящиеся на разных уровнях развития и выполняющие разные функции на глобальном, континентальном, страновом, локальном уровнях.
В рамках этого процесса раскрылся феномен ускоренной дифференциации ряда стран, породив явление "новоиндустриальности", оказавшей существенное влияние на развитие международных экономических отношений.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. В. В. Буглай, Н. Н. Ливенцов. Международные экономические отношения развивающихся стран.- М., 1990.
2. С. И. Ганелин. Роль развивающихся стран на мировом рынке.- М., 1990.
3. Основы внешнеэкономических связей / Под ред. И. П. Фаминского.- М., 1994.
4. П. Р. Кругман, М. Обстфелъд. Международная экономика. Теория и политика.- М.: ЮНИТИ, 1997.





Содержание раздела