Здесь в лидерах идут предприниматели Республики Корея. Следует отметить, что из общего объема внутрирегионального товарообмена в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, оцениваемого в 1,9-2,1 трлн. долл., на долю России приходится лишь 1%. Это не соответствует ее статусу великой азиатско-тихоокеанской державы.
В этой связи активизация торгово-экономических связей как с НИС, так и с другими странами этого региона является важной стратегической задачей России.
Латиноамериканские НИС, и прежде всего Мексика, Бразилия, Аргентина, по мере достижения определенного "уровня насыщения" иностранным капиталом становятся своего рода посредниками между центрами мирового хозяйства и менее развитыми государствами региона, выполняя ту же роль, которую для них ранее сыграли промышленно развитые страны.
Ускорение процессов интернационализации мировой экономики, происходящее с 50-х годов XX века, охватило и развивающийся мир, прежде всего "новые индустриальные страны". К интернационализации товарообменных процессов производства, рынков труда и капитала добавился процесс интернационализации финансовых рынков. Это связано с ростом финансового потенциала "новых индустриальных стран", укреплением валютного положения и ростом их кредитоспособности, развитием национальных финансовых рынков.
Многие НИС прошли первый этап становления национальных финансовых рынков и приступили ко второму - либерализации их деятельности, что создает предпосылки для их активной интеграции в систему международных финансовых отношений.
Процесс интернационализации движения капитала еще далек от завершения даже между развитыми странами, не говоря уже о развивающихся. Тем не менее на этом пути некоторые НИС уже сделали существенные шаги. К ним следует отнести образование и быстрый рост с 70-х годов новых международных финансовых центров. Прежде всего, в Сингапуре, Гонконге.
Тайвань поставил цель: стать к началу XXI века крупнейшим валютно-финансовым центром Азиатско-Тихоокеанского региона. По масштабам проводимых кредитно-финансовых операций международные финансовые центры НИС Азии к концу 90-х годов встали в один ряд с крупнейшими финансовыми центрами Лондона, Парижа, Цюриха, серьезно потеснив их на рынке ссудных капиталов.
Успехи, достигнутые в развитии НИС, их интеграция в мировое хозяйство позволяют с уверенностью говорить о том, что перспективы экономического роста, повышения уровня жизни народа и нарастания внешнеэкономической экспансии этих стран достаточно благоприятны. В XXI веке они займут более высокие места в мировой экономической иерархии, продемонстрируют новые значительные результаты. По прогнозам Мирового банка в течение ближайших 10 лет средние темпы роста в Южной Азии должны составить 5,4%, Восточной Азии - 7,7%, Латинской Америке - 3,5%.
Ожидается, что прирост дохода на душу населения за 1995-2004 годы составит в Восточной Азии - 6,6%. В среднем же доходы каждого жителя Земли по прогнозу будут ежегодно увеличиваться на 1,9%.
13.4. Развивающиеся страны в мирохозяйственных связях России
Насущные задачи национального развития и реформирования экономики диктуют необходимость расширения и углубления внешнеэкономических связей России. Эти связи должны способствовать всемерному использованию преимуществ международного разделения труда. Курс на максимально возможное использование МРТ призван привести к диверсификации внешних экономических связей.
Экономические интересы России настолько сложны и многообразны, что должным образом их можно обеспечить, лишь развивая сотрудничество с самыми разными государствами и группами стран. Внешнеэкономические связи России с развивающимися странами предстают как необходимое звено в механизме ее внешних отношений со странами мира. Тем более, что потенциал российских торгово-экономических связей со многими развивающимися странами в значительной степени не востребован.
Расширение экономического сотрудничества России с развивающимися странами тесно связано с укреплением и развитием экспортного сектора на основе диверсификации и облагораживания его структуры. Мировой опыт свидетельствует, что реальные направления участия каждой страны в международном разделении труда формируются лишь через экспортную ориентацию. При этом экспортоориентированность страны способствует созданию и поддержке прежде всего тех производств и структур, которые уже обладают сравнительными преимуществами или могут их обрести впоследствии.
А это, в свою очередь, способствует более полному и эффективному использованию национальных экономических ресурсов.
Сложившаяся взаимодополняемость экономик России и ряда развивающихся стран, сравнительно невысокая требовательность их рынков, взаимные интересы и другие факторы превращают эти страны по многим позициям в наиболее вероятных потребителей российской продукции. В свою очередь, многие развивающиеся страны рассматривают товарообмен с Россией как дополнительный и альтернативный, источник в торгово-экономических связях с Западом.
По оценке российских специалистов, именно рынок развивающихся государств может стать базой для наращивания, облагораживания структуры и диверсификации российского экспорта как в плане расширения географии экспорта, так и его реального товарного исполнения.
Наиболее благоприятны перспективы для расширения российского экспорта в группе "новых индустриальных стран". При этом возможно наращивание как экспорта сырья, так и готовых изделий. Особенно велики потенциальные возможности для экспорта в развивающиеся страны продукции обрабатывающей промышленности России, в том числе машин и оборудования. Косвенным подтверждением может служить существенное нарастание спроса на все виды сырья и готовых изделий в развивающихся странах.
Их совокупные закупки на мировом рынке в 70-80-е годы выросли по сырью в 10 раз, а по промышленным изделиям более, чем в 10 раз. Импорт машин и оборудования рос еще более высокими темпами.
Важным направлением российского экспорта в развивающиеся страны должен стать вывоз высокотехнологичногV комплектного оборудования и связанных с ним услуг, лицензий, научных идей для их совместного практического воплощения и др. Это направление экспорта России должно быть ориентировано на "новые индустриальные страны". С середины 90-х годов Россия активизирует процессы технического содействия развивающимся странам.
Основной объем работ пришелся на Китай, Иран, Индию, Марокко, Кубу. В этих странах введены в действие ряд энергетических, металлургических и других промышленных объектов.
Традиционным направлением экспорта России в развивающиеся страны должны остаться поставки вооружений и военной техники. Уход с этого рынка России может быть на руку только ее конкурентам на международном рынке вооружений из промышленно развитых стран.
В 80-е годы объем экспорта советского оружия формально достигал суммы 15-20 млрд. долл. Однако реально в казну поступало около 2 млрд. долл. В середине 90-х годов на экспорте вооружения и военной техники Россия получала до 3 млрд. долл. (на 1,1 млрд. долл. больше, чем в начале 90-х годов).
Для сравнения: объем экспорта оружия из США составляет примерно 10 млрд. долл. в год.
Важную роль в наращивании российского экспорта в развивающиеся страны по всем товарным группам, но прежде всего по промышленным изделиям, должны сыграть инвестиции, направленные на создание и развитие производств, ориентированных на местные рынки, а также на экспорт в третьи страны. Видимо, свое слово в этом плане должны сказать набирающие силу в последние годы российские финансово-промышленные группы. Важно указать и на региональную направленность российских инвестиций: в первую очередь они должны направляться в так называемые полюса экономического роста, в зоны с благоприятным инвестиционным климатом (экспортно-производственные зоны, разного рода свободные экономические зоны).
Ориентируясь на экспортную экспансию в развивающиеся страны, следует не забывать, что существуют значительные возможности для расширения импорта из них сырья, продовольствия, потребительских товаров, техники и технологии и, конечно, капитала.
Проблемы, связанные с импортом из развивающихся стран, решаются способами, давно осуществляемыми промышленно развитыми странами. Прежде всего, увеличение производства нужной нам продукции путем создания в развивающихся странах собственных или совместных предприятий с участием местного капитала. Второй путь - рационализация импорта путем переключения его со стран, имеющих с Россией положительный торговый баланс, на страны, у которых такой баланс отрицателен.
Опыт 90-х годов показывает, что в развивающихся странах, прежде всего в НИС, есть возможность приобретать широкий ассортимент промышленных изделий: одежды, обуви, товаров повседневного спроса, электроники и др. Кроме того, именно НИС Юго-Восточной Азии могут рассматриваться как важный источник будущих капиталопотоков в экономику России. В Азиатско-Тихоокеанском регионе сосредоточено 60 процентов мирового инвестиционного потенциала.
Но доля азиатских инвестиций составляла лишь 1,5 процента во всем объеме капиталовложений в Россию.
Азиатские банкиры давно присматриваются к российским возможностям.Члены Ассоциации банков Азии проявили интерес к 20 инвестиционным проектам в России, в частности, в нефтеперерабатывающей, лесной промышленности и энергетике. При успешном ходе дел динамика наращивания капитальных вложений будет ежегодно нарастать.
Заметную роль в расширении экономических связей с развивающимися странами должно сыграть двух- и многостороннее научно-производственное сотрудничество, в процессе которого создаются материальные предпосылки для наращивания российского производства и экспорта. Такое сотрудничество предпочтительно с группой "новых индустриальных стран", стран Персидского залива, с Китаем и др.
Важным фактором в развитии экономического сотрудничества с развивающимися странами является их внешний долг СССР, унаследованный Россией, превышающий по некоторым оценкам 130 млрд. долл. Сознавая практическую невозможность возврата значительной части этого долга ни в ближайшей, ни в отдаленной перспективе, нужно находить подходящие компромиссы для возврата этого долга товарами, услугами, разного рода уступками со стороны развивающихся стран.
Для мобилизации возможностей и развития уже имеющегося потенциала экономических связей с развивающимися странами нужна научно обоснованная стратегическая линия, подкрепляемая конкретными практическими шагами по ее реализации.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. В. Д. Андрианов. Новые индустриальные страны - М., 1990.
2. В. Н. Лаврентьев. Новые индустриальные страны Азии: перестройка промышленной структуры.- М.: Наука, 1990.
3. Россия и Юг: возможности и пределы взаимодействия / Под ред. Р. М. Авакова, Н. А. Симония.- М.: Финстатинформ, 1996.
4. В. А. Сычева. Труженики четырех "маленьких драконов".- М.: Наука, 1991.