п.
Для "новых индустриальных стран" Азии было характерно то, что предпринимательский капитал направлялся главным образом в обрабатывающую промышленность и сырьевые отрасли. В свою очередь, в латиноамериканских НИС он шел в торгVвлю, сферу услуг, обрабатывающую промышленность. Широкая экспансия зарубежного частного капитала привела к тому, что в НИС, фактически, нет ни одной отрасли экономики, где не было бы иностранного капитала.
Ниже показана доходность вложений (в процентах) в рынки латиноамериканских и азиатских "новых индустриальных стран" в середине 90-х годов:
В целом политика импортозамещения не способствует коренному изменению роли развивающихся стран в мировом хозяйстве.
Более того, замещение импорта зачастую не только не снижает зависимости от внешних факторов, но иногда и увеличивает ее. При длительной опоре на принцип импортозамещения происходит консервация отставания, возникают препятствия для появления в экономике отраслей-локомотивов, обеспечивающих достижение прогресса мирового уровня.
Протекционизм как мера защиты внутреннего рынка и бизнеса, ведет к тому, что отечественные предприятия, зачастую работая неэффективно, тем не менее получают прибыли, пользуясь своим монопольным положением и взвинчивая цены.
Стадию импортозамещения прошло большинство из развивающихся стран, в том числе и "новые индустриальные страны". Для латиноамериканских НИС (Бразилия, Аргентина, Мексика) стратегия импортозамещения сыграла свою положительную роль, позволив им создать диверсифицированную национальную экономику и занять видное место в мировом производстве ряда важнейших товаров. Тем не менее эти страны не смогли создать прочных предпосылок для преодоления отставания от промышленно развитых стран, хотя они обладают более мощным экономическим потенциалом, нежели "новые индустриальные страны" Азии. Например, валовой внутренний продукт (ВВП) Бразилии лишь немного меньше, чем совокупный ВВП "новых индустриальных стран" Восточной Азии. Без опережающего роста экспорта латиноамериканские НИС не смогли обеспечить требуемую модернизацию своей экономики.
В итоге темпы экономического роста оказались недостаточными для решения внутриэкономических проблем. Одновременно обострились и внешние проблемы, невысокий рост экспорта способствовал увеличению дефицита платежного баланса, потребности во все новых кредитах. Технологическое отставание при такой политике закреплялось, поскольку в эти страны импортировались не самые передовые техника и технология из промышленно развитых стран.
Следует отметить, что к середине 90-х годов некоторые "новые индустриальные страны" Латинской Америки выходят из длительного кризиса 80-х годов. В результате либеральных экономических реформ вновь возрастают темпы экономического роста, появляется положительное сальдо торгового баланса (Бразилия, Чили).
Политика крупнейшей из "новых индустриальных стран" Латинской Америки - Бразилии вновь ориентирована на создание открытой экономики. Для этого создается обстановка конкурентной борьбы на внутреннем рынке, снижаются импортные тарифы. Планируется полная отмена таможенных ограничений между странами МЕРКОСУР - зоны свободной торговли, в которую входят Бразилия, Аргентина, Парагвай и Уругвай. К концу 90-х годов экспорт продукции стран Латинской Америки вырос в 7 раз по сравнению с тем же показателем 30-летней давности. Латинская Америка и, в первую очередь, тамошние "новые индустриальные страны", становятся важнейшим рынком для экспортной экспансии США.
В 1997 г. экспорт США в Латинскую Америку превысил объем экспорта этой страны в Японию и почти сравнялся с поставками в страны ЕС.
"Новые индустриальные страны" Азии реализовывали более эффективную и гибкую модель экспортоориентированной экономики. Эта модель, как свидетельствует опыт НИС Азии, включает в себя одновременно использование импортозамещающей политики в течение определенного периода.
Вступлению в этап экспортоориентированной политики не обязательно должен предшествовать завершенный этап импортозамещающей индустриализации. Политика импортозамещения и экспортной ориентированности могут сбалансированно совмещаться, причем, в отдельные периоды приоритет может Получать как та, так и другая политика. Вместе с тем, перед фронтальным переходом к экспортной экспансии, этап импортозамещения, в основном, должен быть все же пройден.
Так, к началу формирования современной структуры производства "новые индустриальные страны" Азии постарались перестроить традиционный сектор народного хозяйства, за счет которого можно было бы произвести индустриализацию. В большинстве стран Восточной Азии, а также Юго-ВосточнVй Азии (Тайвань, Южная Корея - 50-е годы; Малайзия - 60-е годы; Таиланд - 60-е - начало 70-х годов; Филиппины - начало 50-х - конец 60-х годов) преобладала политика импортозамещения. Исключение составили Гонконг и, в определенной степени, Сингапур, вынужденные в силу исторических условий, географического положения и ограниченности внутреннего спроса ориентировать производство главным образом на экспорт. Меры по стимулированию национального производства должны были привести к повышению нормы прибыли в обрабатывающей промышленности, обеспечить постепенный охват импортозамещением отраслей по выпуску потребительской продукции, а затем товаров промежуточного спроса и длительного пользования.
Иными словами, стратегия импортозамещения направлялась на развитие производительных сил в тех областях, где страна сравнительных преимуществ не имела.