В России этот список необходимо также дополнить мерами борьбы с экономическим вымогательством и бюрократизацией порядка образования малых фирм, а также пропагандой престижности малого бизнеса.
Для эффективности предпринимательства совсем не обязательно, чтобы право частной собственности было ничем не ограничено. Для него важно, чтобы при наличии частной собственности было ясно и четко определены правомочия всех остальных субъектов прав
34-3558
530 Глава 19. Особенности переходной экономики России
собственности. В своей практической деятельности они более нуждаются в доступности ресурсов, информации, кредитов, выходе на внешний рынок и т.д. Для этого необходимы четкие правовые гарантии по всем этим вопросам.
Таким образом, предприниматель нуждается в системе коммерческого и торгового права больше, чем в неограниченности права частной собственности самой по себе.
Если этого нет, возникает «анархия прав», открывающая широкий простор для произвола и криминальной деятельности, что было особенно характерно для первых лет осуществления экономических реформ в России, но сохранилось в значительной мере и сегодня. «Дикая приватизация», «дикий рынок», «дикое предпринимательство» отражение и состояния правовой системы, и действительной экономической ситуации в России.
Теневая экономика
Размывание прав собственности, отсутствие подлинного контроля за выполнением законодательства приводит к расцвету теневой экономики.
Теневая экономика это неформальная экономика, функционирующая вне правового поля.
Ее ключевым признаком можно считать уклонение от официальной регистрации коммерческих договоров или умышленное искажение их содержания при регистрации. Функцию средства платежа в теневой экономике выполняют в основном наличные деньги, в том числе иностранная валюта, а распространенным методом реализации подобных отношений выступает насилие над субъектом сделок.или угроза его применения.
Можно выделить, по крайней мере, два «поля» существования теневой экономики:
1) «серый», или нелегальный, рынок, т.е. в принципе разрешенные, но официально не зафиксированные экономические операции;
2) «черный», или криминальный, рынок, т.е. запрещенные законом виды деятельности.
«Серый» рынок возникает чаще всего по налоговым или иным аналогичным соображениям. Предприятия производят продукцию, оказывают услуги, но документально не оформляют свою деятельность, тем самым избегая уплаты налогов. «Черный» рынок включает явно преступные разновидности бизнеса вроде торговли наркотиками или
3. Предпринимательство и теневая экономика
531
сутенерства. Оба рынка соприкасаются и переплетаются. Очень часто нелегальный бизнес попадает под рэкет и контроль криминальных группировок.
Теневая экономическая деятельность существует и в административно-распределительной, и в рыночной системах, хотя ее масштабы и сферы могут существенно различаться.
Влияние «теневых» факторов на хозяйственную жизнь может быть настолько ощутимым, что противоречие между неформальным и формальными укладами превращается из второстепенного в существенное социально-экономическое противоречие те или иные формы его проявления наблюдаются практически во всех сферах жизнедеятельности общества. Дальнейшее усиление теневой экономики грозит подчинением ей «всего и вся». Это означает, что проблема выработки отношения к ней вышла за ведомственные рамки силовых структур и превратилась в общегосударственную.
Масштабы теневой экономики огромны. Измерить ее точно практически невозможно. Теневая экономика возникает из-за стремления избежать измерения.
Ряд экономистов использует некоторые косвенные методы, позволяющие дать ее относительную оценку.
Во второй половине 90-х годов в развитых странах теневая экономика была эквивалентна в среднем 12% ВВП, в странах с переходной экономикой 23%, а в развивающихся 39% ВВП.
По данным МВФ, официальный общемировой ВВП в 1999 г. составил 39 трлн долл. Можно утверждать, что с учетом теневого сектора еще как минимум 8 трлн долл. добавленной стоимости ежегодно производится экономикой (неофициальной, не попадая в бухгалтерские отчеты предприятий и Официальную статистику как отдельных государств, так и международных предприятий. Таким образом, по своим размерам глобальная теневая экономика сопоставима с экономикой США страны, имеющей самый крупный ВВП в мире.
Теневая экономика на Западе не только значительна по своим масштабам, но и постоянно растет. Если взять данные за 1998 г., то страной с наиболее высокой долей теневого сектора является Греция (29,0% официального ВВП).
На втором месте Италия (27,8%) и Бельгия (23,4%). В среднем эшелоне оказываются Ирландия, Канада, Франция и Германия (14,9% 16,3%). Наиболее низкие показатели доли теневого сектора имеют Австрия (9,1%), США (8,9%) и Швейцария (8,0%).
На первый взгляд эти цифры относительно невелики. При переводе из относительных в абсолютные показатели оказывается, что в США теневая эко-
34*
532 , Глава 19. Особенности переходной экономики России
номика ежегодно создает товаров и услуг на 700 млрд долл., в Италии на 310 млрд, а в Великобритании на 190 млрд долл. Лидером по занятости в теневой экономике является Италия. В ней занято от 30 до 48% численности занятых в легальном секторе (теневая экономика решила проблему безработицы).
В странах Евросоюза не менее 10 млн человек занято исключительно в теневой экономике, а в целом по ОЭСР порядка 17 млн.
В Восточной Европе наибольший масштаб теневая экономика приобрела в Балканских странах Македонии, Хорватии и Болгарии (около 40% ВВП), Албания сплошной черный рынок.
Теневая экономика в России имеет давнюю историю. В 1973 г. теневой сектор в СССР составлял примерно 3% ВВП, в 19901991 гг. 1011%, в 1993 г. он составил 27% ВВП, а еще через 3 года уже 46% (данные Московского института социоэкономических проблем).
В России до 80% хозяйствующих субъектов негосударственного сектора экономики находится под контролем криминальных сообществ, взимающих с них плату, в их числе более 500 банков, около 50 бирж, практически вся сеть мелкоптовой и розничной торговли. Две трети легализуемых средств, полученных таким путем, вкладывается в развитие криминального предпринимательства, пятая часть расходуется на приобретение недвижимости. Неконтролируемая хозяйственная деятельность охватывает 20% экономики России, свыше 40% товарооборота потребительского рынка приходится на незарегистрированных хозяйствующих субъектов.
Незаконные доходы финансовых компаний, образовавшиеся в связи с их уклонением от выполнения обязательств перед вкладчиками, составили в 1994 г. 20 трлн руб. (почти 5 млрд долл.). Доля скрытой оплаты труда в общем объеме ВВП в 1996 г. составила 11% против 9% в предыдущем году при уменьшении объемов ВВП.
Быстрый рост теневой экономики в России был обусловлен прежде всего фискальной политикой государства: предприятия старались избежать уплаты налогов, объясняя это чрезмерно высокими ставками. У бизнеса также были веские основания сомневаться в способности государства эффективно использовать налоговые поступления для общественного перераспределения. В результате в России сформировалась совершенно уникальная по международным меркам теневая экономика.
Ее основные черты уход от налогов, бегство капиталов за рубеж, двойная бухгалтерия, «челночная» и бартерная торговля, скрытая безработица, коррупция.
3. Предпринимательство и теневая экономика
533
Теневая экономика неоднородна по своей структуре. Главными фигурами теневой экономики являются криминальные элементы (торговцы наркотиками и оружием, рэкетиры, сутенеры и т.п., в известной мере сюда относятся охваченные коррупцией представители органов власти и управления) и теневики-хозяйственники (в том числе предприниматели, коммерсанты, финансисты, банкиры, промышленники и аграрии, мелкие и средние бизнесмены, в том числе и «челноки»). Теневики-хозяйственники ведут и легальный бизнес, образуя перспективную основу будущего мощного среднего класса.
Если «теневи-ки-уголовники» предпочитают вариант незаконного (полузаконного) «отмывания» криминальных доходов, то «теневики-хозяйственники» заинтересованы в легализации доходов законными способами посредством изменения действующих норм и законов. А поэтому государству необходимо:
обеспечить благоприятные для бизнеса изменения правохозяй-ственных условий (связанные с налоговой, приватизационной, внешнеэкономической и другими видами политики), придав этим действиям упреждающий по отношению к назревшему усилению карательных мер характер;
формировать новое отношение к отечественным предпринимателям, в том числе проживающим за рубежом, разрабатывать и реализовывать программы репатриации капиталов и превращения их в инвестиционный ресурс России;
четко разграничить капиталы криминальных элементов и «тени-виков-хозяйственников» и наладить определенный учет этого разграничения в правовых актах по борьбе с экономической преступностью и коррупцией, в хозяйственном законодательстве в целом;
наладить общественный контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов в границах «правового поля», связанный, в частности, с общедоступностью данных о правонарушениях в сфере экономики;