Государство вынуждено более интенсивно участвовать в регулировании распределительных процессов, происходящих в переходной экономике. Цель государственного вмешательства сократить различия в размерах доходов между отдельными субъектами путем их перераспределения, ограничить степень социального неравенства.
Существуют различные формы перераспределения, направленные на смягчение дифференциации доходов и помощь наиболее нуждающимся. Среди них трансферты в денежной и натуральной форме, зависящие от величины дохода или социального статуса получающего помощь; система прогрессивного налогообложения, заставляющая богатых платить много больше, чем платят бедные. При этом главная роль в уменьшении неравенства принадлежит трансфертным платежам, по-
^и
538
Глава 19. Особенности переходной экономики России
скольку возможности увеличения налогообложения ограниченны. Высокие налоги снижают деловную активность. Не безграничны и возможности использования трансфертных платежей как канала перераспределения доходов.
Значительное увеличение их размеров и продолжительности выплат ослабляет стимулы к труду, что отрицательно влияет как на экономику, так и на социальную атмосферу в обществе.
И все-таки пенсионное обеспечение, медицинское страхование, пособия по безработице, бесплатное обучение и многое другое гарантируют известный минимум потребления, обеспечивающий достойное существование даже бедным слоям населения в переходной экономике.
Государственное регулирование доходов населения
Государственное влияние на доходы населения связано с его институциональной основой.
Институциональной основой регулирования доходов населения выступает государственный бюджет, который представляет собой крупнейший денежный фонд, предназначенный для осуществления системных преобразований, поддержания социальной стабильности и достаточного уровня доходности у низкодоходных групп населения. В этом смысле бюджет играет такую же роль, как ценовой механизм в установлении рыночного равновесия.
Системное использование государственных методов регулирования доходов населения в переходной экономике включает регулирование заработной платы, налогообложение, индексацию доходов и трансфертные платежи.
Государственное воздействие на заработную плату осуществляется через установление минимального размера оплаты труда. В сфере частного предпринимательства действуют двусторонние (трехсторонние) специальные соглашения между работниками и работодателями (и государством), получившие название социального партнерства.
Следующим, не менее важным инструментом государственного регулирования доходов населения является их прогрессивное налогообложение. Налогообложение косвенный метод государственного регулирования.
Под налоговым регулированием понимается изъятие государством части доходов населения в полное свое распоряжение по установленным ставкам в целях обеспечения общегосударственных нужд.
Еще одним инструментом государственного регулирования доходов населения является их индексация.
4. Распределение и доходы
539
Под индексацией доходов населения понимается государственный механизм, необходимый для реализации рыночных закономерностей распределения произведенного общественного дохода в условиях роста инфляции с целью приспособления денежных доходов населения к росту потребительских цен и поддержания покупательной способности населения.
Индексация доходов как инструмент регулирования призвана компенсировать потерю доходов в результате роста цен.
Использование механизма индексации предполагает, что основные его элементы (выбор индекса, формы и периодичность корректировки) рассчитываются заранее, с учетом экономических возможностей общества и государства.
Индексация осуществляется как за счет государственного бюджета, так и за счет внебюджетных фондов.
В современных условиях рынка средством государственного регулирования доходов населения могут также выступать трансферты. Значение социальных трансфертов в мировой практике специалистами оценивается неоднозначно. Так, в 60 70-е годы рост трансфертных платежей расценивался как положительное явление и характеризовал возрастание роли государства в регулировании доходов населения.
Сегодня все отчетливее проявляет себя тенденция снижения регулирующей роли трансфертов. Более того, ряд иностранных экономистов считают, что увеличение трансфертных выплат наносит вред населению, так какявляется «наркотиком», который подрывает жизненные силы.
В настоящее время центр тяжести в социальной политике западных стран перемещается от так называемых пассивных трансфертов (прямых денежных выплат) к активным, связанным с расходами государства на образование, науку, здравоохранение, с инвестициями в человеческий капитал.
Социальная политика
Социальная политика это деятельность государства по управлению социальными процессами в обществе, обеспечению материальных и культурных потребностей, регулированию процессов социальной дифференциации, позволяющей каждому члену общества реализовать его социально-экономические права, необходимые для нормального воспроизводства и развития личности.
540 Глава 19. Особенности переходной экономики России
Для осуществления социальной политики государство решает ряд задач, среди которых:
регулирование социально-трудовых отношений (заработной платы, доходов, цен, условий труда и воспроизводства рабочей силы);
формирование и поддержание экономических стимулов для участия в общественном производстве;
социальная защита человека и его основных социально-экономических прав;
развитие социальной инфраструктуры (жилищно-коммунальных услуг, транспорта, образования, здравоохранения), качество и характер продукции которых отвечают условиям жизнедеятельности, воспроизводства населения и всестороннего развития человека.
Государственная социальная политика практически реализуется через формирование эффективной системы социальной защиты, которая, в свою очередь, включает социальную помощь и социальное страхование. Финансирование программ социальной защиты осуществляется через государственный бюджет и специализированные внебюджетные фонды (социального страхования, занятости, медицинского страхования и пенсионный фонд).
Социальная помощь выплачивается тем лицам, доходы которых ниже установленного прожиточного минимума, и включает пособия малообеспеченным, на детей, инвалидам и т.д.
Социальное страхование система денежных выплат, организованная на основе обязательных специальных взносов. К страховым выплатам относятся; пособия по безработице, временной нетрудоспособности, по беременности, а также пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца и т.д. Особенностью страхования является тесная связь между взносами и объемом страховых услуг. Размер выплат ориентирован на объем индивидуальных взносов.
Все платежи по социальному страхованию соотносятся с заработной платой и осуществляются в виде процента от ее размера.
Такой принцип страхования отвечает рыночным принципам.
В мировой практике существует два вида страхования: частное (добровольное) и государственное (обязательное).
Частное страхование связано с ущербом, нанесенным неблагоприятными событиями, в основном различными катастрофами.
В социально ориентированной экономике преобладает обязательное государственное страхование.
5. Структурные сдвиги в экономике. Формирование открытой экономики 541
Социальные амортизаторы, используемые государством в ходе рыночной реформы, особенно при «шоковой терапии», должны включать широкий набор средств, которые использовались другими государствами в аналогичных условиях, но главное, чтобы это была продуманная, целенаправленная программа социальной поддержки населения, осуществляемая под контролем государства. По мнению экономиста А. Лифшица, такая высокая социальная плата за проведение рыночной реформы, которую заплатила Россия, непомерна и неприемлема, ибо возникла угроза физическому выживанию значительной части населения, растянутая во времени. Главная основа подобной социальной программы заключается в следующем: установление и соблюдение гарантированного прожиточного минимума, соблюдение сроков выплаты заработной платы, определение ее порога, регулирование дифференциации доходов, перечень гарантированных государством бесплатных социальных услуг в области здравоохранения, образования, страхования и др.
В данном случае предполагается отказ от веры в автоматизм рынка *и политики невмешательства государства в экономические процессы.
5. Структурные сдвиги в экономике. Формирование открытой экономики
Важными направлениями экономических преобразований в переходной экономике являются перестройка структуры экономики и формирование открытой экономики.
Структурная перестройка экономики развитых стран происходила в весьма сжатые исторические сроки одно, два десятилетия. Причина этого значительное ускорение темпов развития НТП, новейшие формы и методы организации и управления инновационными процессами, выросшие возможности адаптации различных сфер национальных хозяйств к нововведениям. Структурная перестройка хозяйства и повышение эффективности его функционирования в этих странах сопровождались неуклонным усилением роли и значения нематериальных элементов производственных ресурсов научных знаний, информации, квалификации, активно дополняющих и опосредующих материальные элементы (сырьевые, энергетические, технико-технологические).