При этом поиск окончательных эффективных собственников переадресуется рынкам капиталов.
35 - 3558
546
Глава 19. Особенности переходной экономики России
Многообразие методов реструктуризации может быть сведено к двум большим группам: организационные и финансовые.
Организационная реструктуризация это комплекс мер, направленных на приближение размеров предприятия и его подразделений к требованиям конкурентной рыночной среды. Такая задача стояла перед всеми странами с переходной экономикой, получившими от социализма сверхконцентрированное и монополизированное хозяйство.
Финансовая реструктуризация это меры по расчистке баланса предприятия, упорядочению активов компании по критериям рыночной экономики. В отличие от организационной, финансовая реструктуризация не может растягиваться на годы. Финансовое оздоровление должно проводиться быстро, иначе оно просто потеряет смысл.
Итак, российская экономика нуждается в глубокой структурной перестройке, направленной на формирование высокоэффективных, конкурентноспособных производств, обеспечивающих ее интеграцию в систему мирового хозяйства.
Открытая и закрытая экономика
В переходной экономике осуществляются процессы трансформации командной экономики в рыночную.
Командная экономика это, как правило, автаркия, т.е. хозяйственная обособленность, закрытость отдельной страны от мировых хозяйственных связей. Один из теоретических аргументов сторонников автаркии в том и состоит, что создание обособленной от остального мира национальной экономики будто бы предохраняет ее от колебаний мировой экономической конъюнктуры, а следовательно, и от возможных в связи с этим кризисных явлений, с их отрицательными последствиями.
Мировой опыт наглядно демонстрирует, что страны с закрытой экономикой становятся беднее тех, которые участвуют в мирохозяйственных связях, что они изолированы от новых технологий, идей, иностранных инвестиций и т.д. Страны с закрытой экономикой стремятся больше продавать, чем покупать на мировом рынке. К сожалению, сокращение импорта, как правило, приводит к печальным последствиям для экономики, в том числе и для экспорта данной страны. Объясняется это следующим:
во-первых, предприятия-экспортеры зависят от импортных материалов, которые становятся все более недоступными из-за высоких тарифов или ограничений (квот);
5. Структурные сдвиги в экономике. Формирование открытой экономики 547
во-вторых, стране, вводящей ограничения на импорт, грозит, что другие государства ответят на это ограничениями на экспорт данной страны. Введенные импортные барьеры погубят стимулы к экспорту продукции;
в-третьих, из-за импортных ограничений предприятия данной страны вынуждены тратить свои ресурсы на производство импортозамещающей продукции, которая могла бы ввозиться в страну и с меньшими затратами. Отсюда возможности предприятий наращивать производство продукции на экспорт неизбежно сокращаются.
Либерализация внешней торговли объективно необходима в странах с закрытой экономикой, хотя ясно, что их внутренняя промышленность не сможет конкурировать с поступающей по импорту продукцией. Это на определенном этапе может вызвать кризис экономики, высокую безработицу и другие беды, сопровождающие экономический кризис. Такие опасения стояли перед странами Латинской Америки в 80-е годы, перед Восточной Европой в конце 80 начале 90-х годов, с такими же проблемами столкнулась и Россия на рубеже третьего тысячелетия.
И все же присоединение к мировому экономическому сообществу приносит не только негативные (не секрет, что неконкурентоспособное производство не выживет), но и позитивные результаты, поскольку страна вынуждена будет развивать свой экспортный потенциал, что явится фактором внутренней стабилизации.
Рычагами перехода закрытой экономики к открытой, которые частично или полностью ликвидируют различные торговые барьеры, могут быть импортные тарифы, пошлины, налоги на экспорт, импортные квоты, лицензирование импорта и др.; их правильное сочетание означает либерализацию внешней торговли.
В России либерализация внешней торговли начала осуществляться в 1992 г. с принятием ряда правовых актов, фактически отменявших монополию государства на внешнеэкономическую деятельность. Предприятиям и организациям любых форм собственности было предоставлено право осуществлять экспортно-импортные операции, что привело к резкому увеличению числа участников внешнеэкономических связей.
Различают собственность как экономическую и юридическую категории.
6. Формы собственности многообразны, их классификация строится на основе различных критериев (по формам присвоения, права собственности, субъектам и объектам). Особенно выделяется частная (индивидуальная, трудовая и нетрудовая), коллективная (групповая, акционерная, кооперативная, собственность общественных организаций), государственная (общегосударственная, муниципальная, отдельных образований).
7. Методы перехода к многообразию форм собственности разгосударствление (совокупность мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике) и приватизация (передача государственной собственности в частную собственность отдельных граждан и юридических лиц).