Чистая монополия встречается редко, но фирма, обладающая монопольной властью, встречается часто. В отличие от конкурентной фирмы она может воздействовать на цену своего товара, изменяя объем продукции.
Чтобы существовала монополия и другие фирмы не могли организовать производство аналогичного конкурирующего товара, необходимо наличие ряда условий, которые являются барьерами для входа в отрасль новых фирм. Барьеры позволяют сохранить монопольную власть в длительном периоде. Рассмотрим основные типы барьеров для входа на рынки.
У продукта, выпускаемого монополистом, отсутствуют совершенные заменители, хотя могут существовать более или менее близкие, или несовершенные, заменители товара. И хотя монополист конкурирует с продавцами других товаров за деньги покупателей, он остается единственным продавцом товара с особыми свойствами и характеристиками.
Известно монопольное положение компаний, контролировавших основные источники бокситов (сырья для производства алюминия), никеля, необработанных алмазов и другие.
Монополия, как крупный производитель, имеет значительные преимущества в уровне издержек производства, экономии от масштаба и в получении экономической прибыли. Фирма производит продукцию в огромных масштабах с низкими издержками с растущим эффектом от масштаба производства. Это позволяет устанавливать низкие цены, защищать свои рынки сбыта и предотвращать появление новых фирм на рынке.
Чтобы реализовать названные преимущества, должна существовать одна крупная фирма, которая, контролируя цену, вытеснит любого конкурента.
Высокие транспортные расходы способствуют формированию изолированных локальных рынков. Поэтому в отрасли может существовать несколько локальных монополистов. Развитие транспорта может привести к устранению такого рода монополии.
На монополизированном рынке существует совершенная информированность покупателей и продавца о ценах, характеристиках товара. Чтобы максимизировать прибыль монополист изменяет объем выпуска и цену. Для этого необходимо знать спрос (Rривую спроса) на свою продукцию, все возможные сочетания между объемами и ценами.
Для проведения политики ценовой дискриминации монополисту необходимо знать спрос на сегментах рынка.
Как свидетельствует практика, барьеры могут иметь временный характер. Поэтому монополия должна постоянно заботиться о сохранении барьеров, что требует расходов на ее поддержание.
183
OSS
9 Максимизация прибыли на ресурсных рынках
РЫНОК ТРУДА
Рынок труда как система экономических механизмов, норм, институтов, обеспечивающих воспроизводство рабочей силы и ее использование, является неотъемлемой составной частью рыночной системы. На рынке труда действуют те же силы, что и на товарных рынках.
Работники предлагают свою рабочую силу за плату, а работодатели предъявляют спрос на рабочую силу и платят за нее. Теоретической основой спроса на труд является теория предельной производительности, т.е. рентабельности найма для фирмы еще одного дополнительного работника к уже имеющимся. Этот наем имеет смысл, если работодатель получает дополнительную выручку от использования дополнительной единицы труда, т.е. предельную выручку от предельного продукта труда, выступающую материализацией его предельной производительности, — MRPL.
Фирма будет нанимать дополнительных работников до тех пор, пока продукт труда дополнительного работника превышает его заработную плату: MRPLW.
Измеряется MRPL дополнительной выручкой, приносимой дополнительной единицей труда, — предельной выручкой MR, умноженной на дополнительно выпущенный с помощью добавочной единицы труда объем продукции — предельный продукт MPL. Возможны два варианта рыночной ситуации в этом случае:
Тогда фирма продает весь свой продукт по цене Р, т.е. предельная выручка от продажи дополнительной единицы
W W, W2 |
Спрос и предложение на конкурентном \ Е с рынке труда |
|||
|
-^ о |
|
||
|
|
MRPL=D2 |
184
_________Максимизация прибыли на ресурсных рынках________
труда будет тоже Р, а предельная выручка от предельного продукта труда: MRPL=(MPL) 'P.
В условиях конкурентного рынка факторов производства фирма нанимает работников до тех пор, пока MRPLW. Поэтому условием максимизации прибыли будет MRPL=W.
DL — кривая спроса на труд, т. е. кривая MRPL. Спрос на труд растет при падении заработной платы. Кривая предложения труда, противостоящая отдельной фирме, — это горизонтальная прямая.
Точка Е определяет максимизирующее прибыль количество труда L,. Если заработная плата уменьшится с Wj до W2 , то кривая предложения труда переместится с St до 8г. Объем спроса на труд возрастет с L1 до L2.
Условие оптимальности поведения фирмы на факторном рынке, заключающееся в равенстве MRPL=W, аналогично условию оптимальности поведения фирмы на товарном рынке (т.к. факторные рынки — это частный случай товарного рынка).
Кривая рыночного предложения фактора имеет обычно положительный наклон, поскольку предельные затраты производства возрастают с увеличением выпуска. Эта логика отвечает и рынку факторов производства, поскольку такие факторы производства, как капитальные товары, сырьевые ресурсы обычно изготавливаются с возрастающими предельными издержками. Но если фактором производства является труд, то рабочий, а не фирма принимают решение о предложении услуг труда.
В этом случае максимизация полезности, а не максимизация прибыли является главным мотивом предложения фактора.
В силу этого кривая предложения труда загибается в обратном направлении (Backward-bending), т.е. более высокая заработная плата может вызывать меньшее предложение труда.
W а ч
(за час)Т ___ Загибающаяся в обратном
направлении кривая
индивидуального предложения
труда
L (час)
185
_________Максимизация прибыли на ресурсных рынках________
Такой вид кривой предложения труда определяется на основе взаимодействия двух эффектов: дохода и замещения по аналогии с товарным рынком — изменение заработной платы (цены труда и досуга) сопровождается эффектом замены и эффектом дохода. Эффект дохода действует в направлении снижения предложения труда по мере роста дохода и увеличения предложения труда по мере его падения. Противоположную направленность имеет эффект замещения.
Он действует в направлении увеличения предложения труда по мере роста дохода и уменьшения предложения труда по мере его падения.
Соединение кривых спроса и предложения труда определяет равновесную заработную плату We и равновесную занятость 1/с. В условиях совершенно конкурентного рынка фактора производства и продукции ресурсы используются эффективно, разность между совокупной выручкой и совокупными затратами максимизируется.
W
S=AC
Wc
Равновесие на ресурсном рынке
DL=MRPL
Особенности современного этапа развития рынка труда в России:
1. Высокая безработица — 1млн. официально зарегистрированных безработных и 6,3 млн. составляет реальная безработица.
2. Изменение распределения рабочей силы по секторам экономики — 36% рабочей силы занято в частном секторе.
3. Появление 2 млн. беженцев и вынужденных переселенцев, нуждающихся в трудоустройстве.
4. Глубокая территориальная дифференциация занятости — до 10 раз различается уровень безработицы в экономически активных и депрессивных регионах.
186
_________Максимизация прибыли на ресурсных рынках________
5. Придерживаемая модель занятости — рабочая сила не используется в производстве, но и не высвобождается в другие сферы.