R Д S
Изменение земельной ренты
Q Q
В частности, мы предполагаем, что информация на таком рынке распределена симметрично, то есть все множество участников сделок обладают равным доступом к ней.
Информация — это совокупность всех объективных фактов и предположений, которые влияют на восприятие человеком, принимающим решение, сущности и степени неопределенностей, связанных с данной проблемой или ее возможностью. Все то, что потенциально позволяет снизить степень неопределенности, будь то факты, оценки, прогнозы, слухи, считается информацией. Следовательно, информация — это понятие, прямо противоположное термину неопределенность.
Экономическая роль информации заключается в снижении неопределенности и предотвращении убытков.
Таким образом, если информация распределяется симметрично, то есть имеется у всех субъектов данного рынка, то неопределенность отсутствует, что позволяет использовать ресурсы наиболее эффективно.
Однако в реальной жизни модель совершенной конкуренции практически не встречается, поскольку существует асимметричность информации, когда отдельные экономические агенты имеют доступ к важной информации, а другие не имеют. В силу этого рыночная экономика характеризуются неопределенностью, то есть недостатком информации о будущих вероятных событиях. Как правило, продавец продукта знает о его ка-
7* 195
_______В чем состоит экономическая неопределенность?_______
честве больше, чем покупатель. Рабочие знают о своих навыках и способностях лучше предпринимателей. И управляющие знают свои возможности лучше, чем собственники предприятий.
Неопределенность не позволяет экономическим агентам вести себя рационально и снижает эффективность использования ресурсов в обществе. Поэтому асимметричность информации выступает одним из провалов (фиаско) рынка, для компенсации которого необходимо вмешательство государства в рынок. Асимметричность информации характеризует ситуацию, когда отдельные участники имеют доступ к важной информации, коорой не имеют остальные заинтересованные лица.
Неполнота информации возникает при отсутствии у участников рынка какой-либо важной информации, которая способна повлиять на принятие или непринятие решения.
Понятия асимметричность и неполнота информации очень похожи. Неполнота информации отличается от ее асимметричности тем, что на рынке информация может быть распределена симметрично (все участники обладают одинаковой информацией), но какая-то важная информация доступна только отдельным экономическим агентам.
Отсутствие равного доступа к информации на конкурентном рынке может привести к возникновению монополий, поскольку у фирм появляется стимул к получению сверхприбыли за счет использованию конфиденциальных источников информации.
Информационное неравенство побуждает тратить деньги не только на приобретение информации, но и на ее распространение. Допустим, я знаю, что мой товар мог бы пользоваться большим спросом у покупателя или что моя цена ниже, чем у конкурентов. Тогда я согласен на любые расходы, лишь бы передать эту информацию на рынок.
Реклама является типичным примером такого распространения информации.
В результате асимметричности и неполноты информации возникают интерналии, то есть издержки или выгоды, получаемые участниками данной сделки, которые не были оговорены при заключении этой сделки.
Примеров интерналии очень много: потребитель купил некачественный товар, одна из сторон безнаказанно нарушила договор, покупатель получил больше товара, чем должен был получить и т.д.
Значение асимметричной информации было впервые проанализировано Джорджем Акерлофом (1970г.) на при-
196
_______В чем состоит экономическая неопределенность?_______
мере рынка лимонов (на американском жаргоне — рынок подержанных автомобилей). Поскольку продавец подержанного автомобиля знает намного больше о его качестве, чем покупатель, то низкокачественные товары вытесняют высококачественные с рынка, то есть возникает отрицательная селекция.
Таким образом, в результате асимметричности информации ценовые сигналы перестают достоверно отражать ситуацию на рынке, что характеризует несовершенство или провал рынка. Причина возникновения интерналии состоит в том, что трансакционные издержки по сбору 100% -и информации являются настолько высокими, что перекрывают выгоды от обладания полной информацией.
Неопределенность рыночной экономики, вызываемая асимметричностью информации, обусловливает высокую степень ее рискованности.
4% Каковы причины возникновения риска и его виды?
Риск — оборотная сторона предпринимательства, и по мере его рHзвития степень риска в экономике России будет увеличиваться. Поэтому необходимо не избегать, а прогнозировать, оценивать риск и не переходить его допустимые пределы. В оценке степени риска велика роль интуиции, которая основывается на прошлом знании.
Интуиция и расчеты дополняют друг друга.
Риск — это вероятность убытков по сравнению с планируемым доходом, измеряется вероятностью определенного уровня потерь.
Каждый предприниматель устанавливает для себя допустимый уровень потерь, которые и измеряют степень риска. Допустимый риск — это потеря экономической прибыли, критический риск — потеря затрат (т.е. всей выручки), катастрофический — потеря всего имущества и банкротство. С другой стороны, фундаментальная основа предпринимательства — обмен, сделка, акт купли-продажи, поэтому если предприниматель не рискует, то он не получает соответствующей высокой степени риска современной экономики прибыли, что ведет к банкротству.