7.1. Конкуренция и её виды
Конкуренция – сущностный признак рынка. Она означает:
1. соперничество между агентами рынка за выгодную сделку и доход;
2. механизм регулирования общественного производства.
В результате конкуренции происходит отбор лучших товаропроизводителей и их дифференциация.
Значение конкуренции: стимулирует развитие, отбирает эффективные решения, свобода выбора деятельности, экономия ресурсов.
Негативные формы конкуренции: взятничество, очереди, фаворитизм.
Конкуренция обеспечивает выгоду: потребителю (выбор, свобода от производителя), производителю (эффективность), обществу (товары-субституты, повышение уровня жизни, преодоление дефицита).
Виды конкуренции
I. По сферам отношений:
1. внутриотраслевая (за сбыт товара).
2. межотраслевая (перелив в более рентабельные отрасли).
3. международная (при специализации выгодно).
II. По субъектам отношений:
1. между монополиями (за потребителя, доход и т.д.)
2. внутри монополии (между самоокупающимися подразделениями).
3. между монополиями и немонополизированными предприятиями (крупный и мелкий бизнес).
4. внутри немонополизированного сектора (право быть поставщиком крупной компании).
III. По методам борьбы:
1. ценовая (прибыль за счёт снижения издержек)
2. неценовые (за степени воздействия на условия реализации)
а) реклама и послепродажное техническое обслуживание.
б) высокий технический уровень, новизна и качество товара.
в) создание товаров-субститутов (заменителей).
г) комфортность.
В результате соперничества на рынке возникают различные ситуации, которые можно классифицировать в различные типы конкурентных рынков (рыночные структуры).
7.2. Рыночные структуры
Основные рыночные структуры: совершенная (чистая), несовершенная (монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия).
Степень близости различных видов несовершенной конкуренции к совершенной:
Совершенная Монополистическая Олигополия Чистая монополия
конкуренция
(чистая)
Несовершенная конкуренция
Следует выделять два основных типа конкурентного рынка: совершенная и несовершенная конкуренция. В совершенной конкуренции нет ограничений и товар стандартизированный. При монополистической – удовлетворяются одни потребности, но товар дифференцированный (отличающийся особенностями).
При олигополии несколько крупных производителей и покупателей привлекает низкая цена (есть выбор). Худшее положения для покупателя при чистой монополии, когда один продавец и монопольная цена.
Совершенная (чистая) конкуренция
Черты:
1. Много продавцов и покупателей.
2. Товар однороден (стандартизирован).
3. Отсутствуют барьеры для вхождения в рынок.
4. Полная информация участников рынка.
5. Рациональное поведение всех участников рынка
При совершенной конкуренции кривая спроса горизонтальна – продаётся любое количество товара при определённой цене, при более низкой цене количество покупателей увеличивается.
При совершенной конкуренции фирма принимает цены, т.е. является ценополучателем.
Положительное влияние совершенной конкуренции: ускоряет НТП, расширяет ассортимент, эффективное использование ресурсов.
Используется: в сельском хозяйстве, рыбной промышленности, подотрасли текстильной, фондовые биржи, мелкий бизнес, подотрасли металлообработки и т.д.
Спрос на продукцию фирмы характеризует ее предельный доход (MR). Он постоянен в условиях совершенной конкуренции, т.к. дополнительная единица может быть продана по постоянной цене. График MR совпадает с графиком спроса D (а).
Для отрасли объем продаж может быть увеличен через понижение цен (б).
а) спрос на продукцию фирмы;
б) рыночный спрос.
Предельный доход – приращение дохода, возникающий за счет увеличения выпуска продукции на единицу.
Правило MR=MC – максимизация прибыли при объеме производства, соответствующему равновесию MR и MC. Если выпуск не больше Q*, MC ниже MR – каждая добавочная единица продукции увеличивает прибыль.
Несовершенная конкуренция
Это рыночная структура, характеризующая возможность продавцов или покупателей воздействовать на рыночную цену.
Нисходящая кривая спроса D объясняется тем, что по закону спроса монополист может поднимать цену без потери всех своих покупателей.
Монополия, предающая свою продукцию по одной цене всем покупателям – простая монополия.
Экономические последствия монополии
Вмешательство монополии ведёт к перераспределению общественного богатства в её пользу. При этом высокие цены, ограниченный объём производства, нет снижения издержек, социальное неравенство.
Достоинства монополии: эффективна в отдельных отраслях, стимул НТП.