кривая
спроса
Кривая MR пересекает горизонтальную ось в точке, в которой TR максимален. Когда MR0 – TR можно увеличивать за счёт увеличения объёма продаж. Когда MR0 – TR увеличивается при снижении продаж.
TR – максимален, когда MR=0.
Оптимальный выпуск в краткосрочном периоде (MR=MC)
Убытки
Кривая D (спроса) ниже кривой AC (средних совокупных издержек) – спрос недостаточный, чтобы фирма имела прибыль.
MC Прибыль
Сравнение MR и MC показывает величину прибыли монополии. Пока MRMC, рост выпуска продукции увеличивает TR ,больше чем TC, увеличивается прибыль до Q*. Когда выпуск больше Q*, MRMC (дальнейшее увеличение уменьшает совокупную прибыль. Максимальная прибыль – точка пересечения MC=MR. Цена максимальной прибыли равна высоте кривой спроса D(P*).
Эта цена всегда выше MC для монополиста. Прибыль на единицу продукции равна вертикальному разрыву между D и ATC. Прибыль единицы продукции, умноженная на объём выпуска равна совокупной прибыли, т.е. общая величина прибыли равна заштрихованной площадке (P* - ATC*) Q*.
Ценовая дискриминация – установление различных цен на одинаковые товары при несовершенной конкуренции:
Последствия ценовой дискриминации: увеличение цены и производство больше продукции. Значение антимонополистического регулирования.
Оптимальный выпуск в долгосрочном периоде
MR = LMC – предельный доход равен долгосрочным предельным издержкам.
Олигополия
Олигополия – отрасль, в которой большая часть сделок совершается несколькими фирмами, любая из которых способна оказывать влияние на рыночную цену своими собственными действиями.
Черты:
1. Число фирм невелико (2 – 25).
2. Товар и стандартизирован и дифференцирован (стандартизированы товары промышленного спроса, дифференцированы товары потребительского спроса).
3. Очень высокая степень контроля над ценой. Методы контроля над ценами: тайный сговор (скрытое соглашение о распределении рынка или фиксации цен), лидерство в ценах (фирма диктует цену), отсутствие сговора (следование, игнорирование, конкуренция цен).
4. Преобладают ценовые методы борьбы (+ неценовые).
5. Возможность вступления в рынок ограничена, взаимозависимость продавцов.
Ценообразование: цены негибкие (редко изменяются, а если меняются – то у всех предприятий (согласованные действия или тайный сговор)).
Модели поведения фирмы
Дуополия (модель А. Курно). Реакция фирмы А на поведение В: если В снижает цену, то А – тоже (боязнь потерять клиентов); если В повышает цену, А игнорирует (захват потребителей фирмы В).
Сговор (картель) фиксация цен (предотвратить продажу другими, установить квоты).
Лидерство в ценах (молчаливое тайное соглашение) – крупное предприятие меняет цены, а другие следуют за ним (корректировка редко).
Реакция следования (D D ) (понижение цены 1 фирмы приводит к понижению цены 2 фирмы).
Реакция игнорирования (D D ) - когда спрос более эластичен. При понижении цены конкурент будут следовать, не давая увеличивать объём продаж за свой счёт другими. При повышении цены – игнорировать (кривая спроса олигополиста ломается в точке P).
Поведение олигополиста: максимальная прибыль от реакции конкурентов (учёт при цене и объёме), фирма: соперничество (ценовая война - cнижение цен), отрасль: соглашение (явное и молчаливое).
Значение олигополии неоднозначное. Она близка к монополии (по структуре). Особая роль в развитии НТП.
В регулировании этой рыночной структуры отводится государству и правовой базе.
Монополистическая конкуренция – это тип рынка, на котором продукция представлена большим числом товаропроизводителей, товар на котором дифференцирован (похожие, но не схожие товары).
Отличительные черты монополистической конкуренции:
1. Число фирм достаточно большое (более 25).
2. Невозможен тайный сговор.
3. Дифференциация продукта.
4. Ограничен контроль над ценой.
5. Лёгкий вход и выход на рынок.
6. Неценовая конкуренция преобладает.
Эта конкуренция формирует неценовые предпочтения у потребителей. Продукция даёт прибыль при учёте: цены, рекламы и конкурентоспособности. Формы дифференциации продукта (качество, услуги и условие продаж, размещение и доступность, стимулирование сбыта и упаковки).
Спрос на продукцию – суммарный объём продукции, поставляемый фирмой при каждом значении цены.
* P – убывающая;
* большое число конкурентов, слабая дифференциация продукта;
* степень эластичности кривой спроса зависит от числа конкурентов и степени дифференциации продукта.
В результате – рост эластичности кривой спроса. MR (предельный доход) будет составлять половину угла наклона линии спроса.
Оптимальный выпуск в краткосроч- ном периоде: при MR=MC.
В краткосрочном периоде – снижение цен, когда кто-то выпускает подобный товар, до того как потребитель разберётся в преимуществах.
Типы рыночных структур
Характеристики Рыночной структуры |
Совершенная конкуренция |
Монополистическая конкуренция |
Олигополия |
Чистая монополия |
Количество производителей |
Много независимых |
Достаточно много |
Несколько крупных |
Единствен-ный |
Тип продукта |
Стандартизи-рованный |
Дифференци-рованный |
Стандартизированный + дифференци-рованный |
УнPкальный, нет заменителей |
Контроль над ценой |
Контроль рынком |
Влияние ограничено |
Контроль лидера |
полный контроль |
Вхождения в отрасль |
Свободное |
Относитель-но лёгкое |
Трудное |
Очень трудное |
В долгосрочном периоде – тенденция снижения прибыли от максимальной до нормальной (новые качественные товары) и сокращается спрос.
Последствие монополистической конкуренции: нет максимальной эффективности, избыток мощностей, приспособление к спросу, нет продукта по наименьшей цене. Использование в розничной торговле, лёгкой промышленности.
7.3. Антимонополистическое регулирование: цели и методы.
Цели: использование преимуществ естественной монополии (контроль государства), недопущение искусственной монополии.
Методы:
I. Экономические (самого рынка): появление товаров-субститутов, частая смена приоритетных для потребителей товаров как результат НТП, интернационализация рынка.
II. Административные (правительство): антитрестовские законодательства (против сговоров о цене и объёме), принудительная демонополизация (размонополирование, разукрупнение), налоги.
В России особенности – это монополизация государственных структур, всеохватывающий характер в советское время (гигантские заводы, цены, ресурсы, сверхмонопольная прибыль). В 90-е годы антимонопольная политика направлена часто не против злоупотребления монополистов (электро-газо-водоснабжение, транспорт) в завышении цен, а на то, чтобы заставить их делиться с государством сверхприбылью, поэтому многие меры антимонопольной политики не достигают нужного результата: по-прежнему перераспределение общественного богатства в сторону монополий.