Тема 5. Фирма в рыночной экономике
1.1. Общая и предельная полезности
Выбор потребителя определяется полезностью товара или услуги. Факторы выбора: потребительское предпочтение и экономические факторы (цена и доход).
Два подхода: кардиналистская теория (каждая новая единица блага дает количественный прирост полезности), ординалистская (потребитель выбирает набор одного блага в предложенной ему паре).
Поведение потребителя определяется современной наукой с помощью теории предельной полезности (кардиналистский подход) и методом кривых безразличия и бюджетных линий (ординалистский подход).
Полезность – удовлетворение от потребления какого-либо товара или услуги.
Общая полезность – удовлетворение от потребления определённого набора единиц товаров и услуг. Общая полезность возрастает с каждым приращением товара и услуги, но в убывающем темпе (TU).
Предельная покупка – та, которая вызывает сомнения в приобретении, которую вас приходится убеждать купить.
Предельная полезность связана с полезностью предельной покупки (настоятельность потребности). Предельная полезность каждой последующей единицы будет падать (из-за насыщения) (MU).
Закон убывающей предельной полезности отражает взаимосвязь между количеством потребляемого блага и степенью удовлетворённости от потребления дополнительной единицы некоторого блага. По мере роста количества потребляемого блага общая полезность возрастает, но всё в меньшей пропорции, а предельная полезность сокращается. Мера полезности – цена, которую человек готов уплатить за удовлетворение своей потребности.
Чем выше цена, тем насущней потребность.
Q – количество приобретенной дополнительной единицы
Алгебраическое выражение предельной полезности товара Х
, где
- приращение общей полезности
- малое приращение количества товара Х
Таким образом, закон убывающей предельной полезности характеризует наклон кривой спроса: заставляет производителя понижать цену, чтобы покупали больше продукции. Чем интенсивнее потребление благ, тем меньше увеличение полезности от каждой дополнительной единицы.
4.2. Потребительские предпочтения
Потребительские предпочтения: транзитивность, большего выбора меньшему, ранжирование альтернативных возможностей.
Кривые безразличия – кривые равных полезностей и равного удовлетворения потребностей в любой точке кривой. Желание приобрести любое количество товара отражается на кривой безразличия.
Критерий покупок – безразличие к сочетанию товаров, т.е. товары одинаково удовлетворяют потребность.
Через точки a, b, c проходит кривая безразличия U2. В точке e, если провести по ней параллельную кривую U3, данная кривая будет более предпочтительна, т.к. большее количество товаров и услуг удовлетворяет большие потребности. Если таких кривых множество, то график называется картой кривых безразличия.
Чем выше кривая, тем лучше и больше комбинация товаров.
Кривая безразличия предполагает множество товаров и услуг, отличающихся одинаковой полезностью для потребителя и она отражает не количественное соизмерение потребностей, а их ранжирование.
Черты кривых безразличия:
- отрицательный наклон;
- кривые не пересекаются;
- выпуклые (MRS);
- наклон уменьшается по мере движения вниз и вправо вдоль кривых (MRS);
- чем выше кривая, тем выше уровень полезности.
Обычно кривые безразличия демонстрируют убывающую предельную норму замещения MRS. MRS – одно благо может быть замещено другим без изменения общей полезности для потребителя, т.е. это отказ от единицы одного блага для приобретения другого. MRS зависит от конкретной точки кривой безразличия, в которой она измеряется. MRS = –X/Y
По мере движения по кривой безразличия сверху вниз абсолютное значение MRS уменьшается.
Суть MRS: чем меньше единиц товара А имеет домохозяйство, тем труднее ему отказаться от ещё одной единицы этого блага, и тем больше потребление товара В, чтобы компенсировать единицы товара А.
отказ 1,5 1 0,5 0,5
> > > >
Мясо
|
4,0
|
2,5
|
1,5
|
1
|
0,5
|
Колбаса
|
0,5
|
1
|
1,5
|
2,5
|
4
|
> > > >
приобретено 0,5 0,5 1 1,5
Увеличение потребления колбасы приводит к отказу мяса с
меньшим объёмом.
MRS=- X(A)/ Y(Б)
Если покупатель отдаёт предпочтение товару А, то график будет более пологий; если товару Б, то более крутой.
Значение теории о предельной норме замещения в том, что она помогает предпринимателям разрабатывать или совершенствовать новый продукт, т.е. учитывать потребительские предпочтения.
4.3. Бюджетные ограничения
Кривая безразличия характеризует предпочтения покупателей. Бюджетная линия характеризует реальность покупки и возможности семьи (убывающая прямая отражает набор продуктов, требующих одинаковых затрат).
Бюджетная линия (потребительских возможностей) — это прямая линия с отрицательным наклоном, отражающая множество наборов из 2-х продуктов, требующих одинаковых затрат. Она показывает выбор доступной комбинации благ, доставляющую наибольшую возможную полезность
(т.е. купить на свой доход).
ab – бюджетная линия семьи, невозможно купить в точке М, в точке К любой набор; cd – семейный доход уменьшился; ef – семейный доход увеличился.
Сдвиг бюджетной линии.
1. изменение в доходе, смещение параллельно (см. а)
2. изменение в цене, поворот и изменение угла наклона (см. б, в)
В ситуации:
на графике б) изменяется цена товара А, на графике
в) изменяется цена товара Б.
Бюджетные ограничения
PxX+PyY M (денежный доход потребителя)
Если между ними равенство, то речь идет о бюджетной линии
4.4. Оптимум потребителя, способы достижения максимальной полезности
1. MUА/PA = MUВ/PB – выбор потребительского набора, при котором отношение предельной полезности (MU) к цене (Р) одинаково для всех благ MU – предельная полезность от определённого товара на денежную единицу; P – цена на товар. Предельная полезность разных товаров должна быть одинаковой.
2. MUА/MUВ = PА/PВ - выбор, при котором отношение предельной полезности любой пары благ должно равняться отношениям их цены.
В результате наступает потребительское равновесие: максимальная полезность потребителю от покупки разных товаров при имеющемся бюджете. Это означает, что любое увеличение полезности от потребления одного блага будет требовать сокращения полезности от потребления другого блага.
Е – точка потребительского равновесия. Кривая безразличия (U2) показывает, что покупатель хотел бы купить, а бюджетная линия – что он может. В своем единстве они показывают максимальное удовлетворение от покупки при ограниченном бюджете.
Максимизация полезности – правило: последний рубль, затраченный на приобретение каждого продукта, приносил бы одинаковую предельную полезность (т.е. потребитель находится в состоянии равновесия). На точку равновесия влияет изменение доходов и цены.
Условие касания кривой безразличия и бюджетной линии для максимизации плезности:
а) расходы равнялись доходу, т.е. PxX+PyY=M
б) MRSXY = Px/Py
Задача: Бюджет составляет 350 руб.
Стоимость товара А – 50 руб., товара В – 100 руб.
Штук
|
Товар А
|
Товар В
|
Пред-я полез-ть
|
Пред-я полез-ть на 1 руб
|
Пред-я полез-ть
|
Пред-я полез-ть на 1 руб
|
1
|
5
|
0,1
|
9
|
0,09
|
2
|
4
|
0,08
|
6
|
0,06
|
3
|
3
|
0,06
|
5
|
0,05
|
4
|
2
|
0,04
|
3
|
0,03
|
5
|
1
|
0,02
|
1
|
0,01
|
MUA/PA = MUB/PB Если цена товара Б снизится
3:50=6:100 вдвое, то при тех же затратах
(3 шт. А) (2 шт. В) будет куплено вместо 3 единиц
A и 2 единиц Б 3 единицы А и 4 единицы Б., т.е. при снижении цены количество купленных товаров возрастает.
Эффект дохода – если цена падает, то высвобождается часть дохода для покупки дополнительной единицы продукта, следовательно спрос увеличивается.
Эффект замещения – больше покупают товаров, цена на которые ниже.
Нормальный товар: объём спроса увеличивается с ростом дохода и наоборот, эффект дохода и замещения при увеличении цены отрицательный и наоборот. Низшие блага: уменьшение дохода приводит к увеличению спроса (эффект дохода). Увеличение дохода снижает спрос.
Товар Гиффена: товары с возрастающей кривой спроса (парадокс, т.к. кривые спроса убывающие).
Воздействие на кривую спроса
На нормальные товары (предметы роскоши)
|
На низшие товары (некачественные товары)
|
Уменьшение дохода
|
Увеличение дохода
|
Уменьшение дохода
|
Увеличение дохода
|
Отриц.
эффект
|
Полож.
эффект
|
-
отрицательно
|
+
положительно
|
Увеличение Р
|
Снижение
Р
|
Эфф. дохода
влияет больше
|
Эфф. замещен влияет больше
|
Сокращение D
|
Увеличение D
|
Увеличение
D
|
Сокращение
D
|
Кривая потребление-доход (кривая Хикса) или кривая уровня жизни.
Кривая цена-потребление, точки которой показывают соотношение двух товаров при изменении цены товара Х и постоянном доходе. Выделяют нормальные товары, низшие блага и товары Гиффена.
Содержание раздела