Тема 4. Поведение потребителя в условиях рыночной экономики.
3.1. Факторы, определяющие спрос и предложение
Спрос (D) - это желание и способность покупателя приобрести благо (потребность, подтвержденная платежеспособностью)
Закон спроса (динамика спроса).
При повышении цены спрос падает и наоборот (обратная зависимость между ценой товара и величиной спроса на этот товар).
Кривая спроса.
Кривая спроса D наклонена вниз, так как существует обратная зависимость P и Q.
Цена спроса – максимальная цена, которую согласен заплатить потребитель.
D1
P (цена) D
D2
D1 Закон спроса отражается на кривой
D спроса и показывает все варианты
соотношений цены и количества.
D2
Q (количество)
Факторы, влияющие на спрос
Изменение величины спроса
Объем спроса
(изменение цены, движение по кривой D)
|
Функция спроса
(цена постоянная, изменение неценовых факторов, движение самой кривой D или вправо ) Qоа=F(Pa , Pb ,…,Pz , , W, T, F, S)
Pa, Pb,…,Pz – цена товаров а,…,z соответствено; – доход покупателя; W– уровень благосостояния покупателя; Т– вкусы покупателей; F– мнение о своихи перспективах; S– сезонность;
Изменение в спросе
|
Нормальный товар – товар, спрос на который растет при росте потребительского дохода.
Низший товар – товар, спрос на который падает при росте потребительского дохода (маргарин > сливочное масло).Эти свойства не являются внутренне присущими товарам (их так оценил потребитель)
Исключения из закона спроса: эффект ожидаемой динамики цен, эффект цена – показатель качества, эффект престижного спроса; Изменение спроса (при изменении всех факторов, кроме цены):
увеличение доходов сдвигает кривую вправо и наоборот; высшая категория (нормальные товары) – спрос изменяется пропорционально изменению доходов; низшая категория (некачественные товары) – при падении доходов спрос растёт; вкусы – качественный товар сдвигает кривую вправо;
Предложение (S) – это то количество товаров и услуг, которое производитель готов поставить на рынок в нужное время в нужном месте.
Закон предложения – при повышении цены количество предложения товара увеличивается (прямая зависимость между P и Q)
Кривая предложения.
Кривая показывает то количество товаров и услуг, которое предлагается по данным ценам в определённое время.
S2
P S
S2 S1
S
S1
Q
Цена предложения – минимальная цена, по которой продавец согласен продавать на рынке данное количество товаров.
Факторы, влияющие на предложение
Объем предложения – движение по кривой S, то есть изменение Р.
QSA- (PA)
|
Qsa=(Pa, ... , Pz , K , L , N , F , Y , G)
Qsa – объём предложения товара A;
Pa, ... , Pz – цены товаров A ... Z; K – технологии, L – налоги и дотации, N – природно-климатические условия, Y – потребительские ожидания, G – число товаропроизводителей;
|
Когда говорят о предложении имеют ввиду всю кривую предложения.
3.2. Равновесие на рынке товаров
Рыночное равновесие – положение на рынке, при котором количество товаров или услуг, которые хотят приобрести потребители, абсолютно идентично количеству товаров и услуг, которое желает предложить производитель (объем спроса равен объему предложения). Это ситуация в точке Е, где Р0 – цена равновесия (главные координаты на рынке, по Адаму Смиту невидимая рука рынка). При дефеците – хозяин продавец, при изобилии – потребитель.
Модель идеального рынка – совершенная конкуренция – равноправные агенты, влияющие на равновесия спроса и предложения через цену.
Po – цена равновесия; Qo – объём равновесия;
Отклонение от рыночного равновесия
Избыточный спрос (D)
Рыночная цена меньше
равновесной цены
Избыточный спрос
Повышение цены
|
Избыточное предложение (S)
Рыночная цена больше равновесной цены
Избыточное предложение
Снижение цены
|
В результате: - изменение равновесной цены
- количества товара на рынке
- сдвиг кривых S и D
При цене Р0 излишек спроса будет толкать цену верх (конкуренция покупателей), а при цене Р0 предложение превышает спрос (конкуренция продавцов) и цена снизится до уравня равновесной.
D1D1 при уменьшение D, снижение равновесной цены P1 b и объема предложения Q1
13
D2 D2 при увеличении D, рост равновесной цены P2 и объёма предложения Q2.
S1 S1 - уменьшение S, повышение равновесной цены P3 и сокраще-ние объёма предложения Q3.
S2 S2 - увеличение S, падение равновесной цены P4 и расши-рение объёма предложения Q4.
Вывод: равновесная цена устанавливается в результате свободного колебания спроса и предложения (координаторы). Государство воздействует на рыночный механизм через фиксацию цен и налоги.
Цена – денежное выражение стоимости.
Функции цены: ориентирующая, стимулирующая, распределительная.
Системы цен: государственная, договорная, мировая.
Помехи свободному движению цен: инфляция, монополия.
3.3. Эластичность спроса и предложения
Эластичность – степень изменения одной переменной на изменение другой (чувствительность D и S к различным факторам).
Виды эластичности
спроса
(по цене, по доходу, перекрестная)
|
предложения
(фактор времени – мгновенный, краткосрочный, долгосрочный)
|
Экстремальные формы (абсолютная эластичность и неэластичность)
Эластичность спроса по цене
Два способа вычисления коэффициента эластичности:
1) точечная эластичность (в точке). Относительное изменение
объема спроса при бесконечно малом изменении цены ( на
монопольном рынке, либо в определенном месте сбыта товара
в краткосрочном периоде)
(зависимость количества продаж от изменения цены)
Ep – эластичность спроса по цене; Q/Q – изменение спроса;
P/P – изменение цены;
Если:
- Ep 1 - спрос эластичен, то есть при увеличении цены на 1%
объём спроса уменьшается больше, чем на 1%;
- Ep =1 – единичная эластичность – при увеличении цены на
1% спрос уменьшается на 1%;
- Ep 1 – спрос неэластичный – при увеличении цены на 1%
спрос уменьшается меньше, чем на 1%;
- Ep =0 – абсолютно неэластичный: спрос не чувствителен к
цене;
- Ep = - абсолютно эластичный: малейшее изменение цены
ведет к повышению или понижению спроса до ;
2) дуговая эластичность (используются средние значения P и Q)
Факторы, определяющие эластичность спроса:
чем больше товаров-субститутов (взаимозаменяемые товары), тем выше эластичность; чем разнообразнее способы использования товара, тем выше эластичность; чем насущнее потребность в данном товаре, тем ниже эластичность; чем более ограничен доступ к товару, тем ниже эластичность (дефицит товара); эффект очереди – низкая эластичность; спрос становится более эластичным со временем; чем более агрегирован товар, тем эластичность ниже (агрегирование – объединение товаров во всё более расширяющиеся группы:
колбаса > мясопродукты > еда ).
Эластичность спроса по доходу
, где Q – кол-во
продукта, R-доход.
Отношение изменения объема спроса на товар к изменению дохода потребителя.
R (доход)
C A
E0 W A
B
C
B
Q (кол-во)
АА (Er1) – неэластичный спрос (товары первой необходимости) т.е с ростом дохода на 1% спрос возрастает меньше чем на 1%.
ВВ (Er1) – при росте дохода спрос увеличивается (предметы роскоши). Спрос эластичен по доходу; с увеличением дохода на 1% спрос увеличивается больше, чем на 1%.
СС – неэластичный спрос. Т.е. до точки W спрос на товар не эластичный по доходу (товары первой необходимости); после W доход растет, спрос становится эластичным (предметы роскоши) с отрицательной зависимостью (т.е. с ростом дохода спрос на товар уменьшается).
Формы
Положительная (Er1)
Объём спроса растет с ростом доходов
Нормальные блага
Предметы роскоши (BB)
|
Отрицательная (неэластичный - эластичный)
Товары низшей группы
Некачественные товары (CC)
|
Нулевая (0Er1)
Не чувствительна к изменению дохода
Товары первой необходимости
(AA)
|
Перекрестная ценовая эластичность спроса.
или
,
где a,b – товары.
Т.е., показывает насколько чувствителен спрос на продукт a, к изменению цены на продукт b.
ВВ – товары комплементы (автомобиль-бензин). Рост цены на b уменьшает объем спроса на a. Отрицательная перекрёстная эластичность. СС – товары субституты (конфеты-торт). Рост цены на товар b увеличивает спрос на товар a.
Положительная перекрёстная эластичность. НН – нейтральные товары (автобус-метро). При росте цены на b Q спроса на а увеличивается, но а не влияет на b. Нулевая перекрёстная эластичность.
Pb
B H C
Eab1
Eab=1 Eab1
C H B
Qa
Эластичность предложения.
Эластичность предложения по цене – это степень чувствительности предложения к изменению цены товара.
, где Q – количество продукции, P – цена продукции.
Величина предложения повышается по мере роста, поэтому эластичность предложения по цене – положительная величина.
Зависит от: 1) способности хранения и его стоимости (низкая при минимальном хранении); 2) особенности производственного процесса; 3) инвестиции (если есть свободное движение капитала – то эластичность растет); 4) товарных запасов (если много, то эластичность растет); 5) загрузки производственных мощностей.
Основной фактор эластичности – время. Периоды: мгновенный (Sm), краткосрочный (Sk), длительный (Sp) (реакция на изменение цены продукта).
Sm – реализация товара не эластично: товар произведен, изменить ничего нельзя (абсолютно неэластичное);
Sk – предприятие может подстроиться под спрос, может использовать резервы, загрузить оборудование. Постепенно отклоняется по закону предложения. Похож на мгновенный т.к. не расширяется производство (неэластичное);
Sp – предприятие формирует новый спрос и перестройка производства за счет замены оборудования, за счет строительства предприятий (эластичное).
Содержание раздела