б) по поводу такого присвоения и отчуждения здесь складываются взаимодействия между людьми.
Последние как раз представляют собой собственнические отношения.
В общем виде собственность как духовное явление можно было бы определить следующим образом: это отношения между людьми по поводу присвоения-отчуждения духовных благ. Таковы отношения между обладателями и необладателями знаний; между носителями разных убеждений; между авторами художественных произведений и потребителями последних; между владельцами информации и людьми, не имеющими данной информации.
Из приведенных примеров ясно, что рассматриваемая собственность функционирует непосредственно в духовной жизни общества и в ее отдельных сферах, причем в качестве сущности. Однако присвоение духовных благ очень часто квалифицируется как экономическое или юридическое явление. Данное обстоятельство побуждает обратиться к более подробному анализу духовной собственности.
Субъекты и объекты духовной собственности. Прежде всего необходимо определить субъекты владения духовными благами.
Но!шшально они такие же, как и у собственности экономического и социального типов — это общество в целом, отдельные ею слои, личность как таковая. Действительно, разнообраз-
120
ные духовные ценности могут быть достоянием любого из перечисленных субъектов. Например, собственниками определенных знаний выступают общество в целом (открытий общегосударственного значения или памятников культуры), группы людей (коллективных изобретений или научных произведений), конкретные лица (преподаватели по отношению к обучающимся). Кроме того, как и у рассмотренных ранее типов собственности, субъекты здесь двоякого рода: с одной стороны, это участники присвоения духовных благ, а с другой стороны, те участники собственнических отношений, от которых названные блага отчуждаются.
В роли тех и других могут выступать все перечисленные выше общественные образования.
Однако у субъектов духовной собственности имеется существенная специфика: все они взаимодействуют между собой главным образом не по экономической или узкосоциальной линии, а в духовном плане. Так, обладатели и необладатели некоторой информации соотносятся прежде всего не как богатые и бедные, не как свободные и несвободные, а как знающие и незнающие. Преимущественно по духовной линии связаны между собой писатели и читатели, актеры и зрители. Но, конечно, в товарно-денежных условиях в духовную сферу с неизбежностью в той или иной степени вторгаются и экономические отношения.
Это в наибольшей мере присуще капиталистическому строю.
В различных обществах ведущую роль играют различные субъекты духовного достояния. При господстве частной собственности на средства производства ими являются частные лица (индивидуумы или группы людей). Они вольно или невольно стремятся, как правило, подменить духовные отношения экономическими и политическими в целях получения дохода или власти. Это значительно обедняет духовный потенциал общества и личности.
При ведущей роли общественной собственности на средства производства обладателями духовных благ могут стать преимущественно общество в целом, коллективы работников, конкретные трудящиеся. При этом духовные отношения приобретают гораздо большую ценность и самостоятельность. Жизнь людей значительно обогащается.
Обратимся теперь к характеристике объектов духовной собственности. Они еще в большей мере придают последней специфическую природу. В самом деле, объектами межчеловеческих отношений в данном случае выступают такие ценности, которые призваны удовлетворять прежде всего духовные потреб-
121
ности людей. Все эти блага можно было бы условно подразделить на две основные группы:
а) удовлетворяющие главным образом интеллектуальные потребности (различные виды знаний, в том числе открытия иизобретения);
б) удовлетворяющие преимущественно эмоциональные потребности (таковы прежде всего произведения литературы и искусства).
Некоторые интеллектуальные ресурсы могут удовлетворять и материальные потребности людей, но лишь опосредованно. Например, открытия и изобретения производственного назначения, технологическая информация используются в конечном счете для создания материальных благ.
Неточно и сводить ее целиком к достоянию подобного характера и называть интеллектуальной собственностью.
Как видим, объектами присвоения и отчуждения духовного типа служат нематериальные ценности. Многие из них, однако, имеют материальную внешнюю форму — книги, картины, хранители и передатчики информации и т.п. Сами по себе такие формы не являются объектами духовного достояния, тем более что они нередко бывают отделены от своего содержания: можно иметь магнитофон, но не слушать записанную на нем музыку, можно иметь книги, но не читать их.
Широко распространено мнение, что объекты духовной собственности становятся в полном смысле слова товарами (хотя и особыми). Конечно, в условиях безраздельного господства товарно-денежных отношений духовные блага, как правило, продаются и покупаются. Но это лишь обманчивая, превращенная форма.
По своему же содержанию данные ценности (особенно •} открытия и художественные произведения) не могут быть товарами, ибо не имеют стоимости (непременного товарного свойства). Причина в том, что они создаются на базе не абстрактного общественно-необходимого труда, а конкретного индивидуально-творческого труда. Следовательно, отсутствует объективная база и для подлинно товарного обмена духовными ценностями, хотя нетоварный обмен ими, разумеется, неизбежен.
122
Таким образом, со стороны своих субъектов, еще более со стороны своих объектов духовная собственность, несомненно, носит особый, неповторимый характер, и поэтому она вполне может быть выделена в самостоятельный тип.
К такому выводу приводит и содержание данных собственнических отношений в целом.
Основные содержательные черты духовной собственности. Эти черты достаточно разнообразны и специфичны.
Во-первых, исходный пункт духовных собственнических отношений — присвоение и отчуждение духовных благ — отличается значительной спецификой. Подобные процессы фактически совершаются в области человеческого сознания, хотя и тесно связаны с определенной материальной деятельностью. Тем самым и собственность на духовные блага по своему содержанию складывается в сфере сознания, а потому носит нематериальный, идеологический характер. Духовное достояние, как уже говорилось, может выступать в материальной внешней форме.
Но владение книгами и картинами еще не означает усвоения, понимания их содержания, т.е. действительного обладания духовными ценностями.
Такова важнейшая, исходная особенность данного типа собственности. Она определяет все остальные черты последней.
Во-вторых, рассматриваемая собственность составляет сущность всех разнообразных духовных отношений — отношений по поводу создания, распределения, обмена иь потребления духовных благ. Подобные взаимодействия в своей основе складываются между владельцами и невладельцами таких благ, между владельцами различных их видов. Внешне эти отношения выступают нередко в замаскированных, превращенных формах (в том числе и товарно-денежных).
В-третьих, духовная собственность определяющим образом зависит от экономического и очень часто от социального достояния. Практически это означает, что для приобретения знаний, научных достижений, создания художественных произведений и т.п. необходимы достаточные материальные и социальные условия. Формационные же особенности присвоения духовных благ в основном зависят от господствующей экономической и социально-политической собственности.
В-четвертых, из духовного характера рассматриваемой собственности не следует, что она лишена объективности. Прежде всего она объективна как всякая сущность. Кроме того, она
123
в целом определяется материальными факторами. Наконец, в области сознания тоже существуют объективные стороны: само возникновение сознания, неизбежность его связи с материальным миром, возможность объективной истины и т.д.
В-пятых, нельзя не отметить большее, чем в других типах собственности, влияние субъективного фактора. Это объясняется и самим характером, и сферой функционирования духовного достояния, и тем, что формирование последнего происходит при широком и активном участии интеллекта, чувств, воли людей. Причем особенно большую роль играет творческое начало.
Разновидности духовной собственности. В заключение вкратце отметим основные разновидности духовной собственности. С учетом субъектов можно выделить ее общественную, коллективную, частную, личную, смешанную формы.
Выше уже было показано, что преобладание той или иной из этих форм определяется главным образом господством какой-либо собственности на средства производства и рабочую силу.