d9e5a92d

Закон исторической повторяемости типов собственности.


Наиболее объективная основа этого закона состоит в приоритетном положении экономики в общественной жизни: она материальна, первична, наиболее фундаментальна, определяет характер всех остальных сфер. Кроме того, надо иметь в виду решающее значение базиса относительно надстройки. Все приведенные соображения вновь подтверждаются социальными процессами в бывшем СССР и современной России.
Рассмотрим вкратце содержание закона о ведущей роли собственности экономического типа. Оно состоит прежде всего в том, что эта собственность решающим образом воздействует на присвоение и отчуждение социальных благ.
Именно такое положение вещей существует в капиталистическом мире. Здесь частное владение важнейшими материальными благами порождает такое же присвоение и основных социальных ценностей, в первую очередь политической власти. Ею так или иначе обладают (правда, чаще всего неявно) наиболее состоятельные предприниматели.

В ведущих современных странах для реального воздействия на государственные органы они создают специальные объединения. Последние давно уже стали
137

активными участниками политической жизни. Например, в Японии Федерация экономических организаций (крупнейшая ассоциация большого бизнеса) оказывает всестороннее влияние на деятельность парламента и правительства; с ней согласовывают все значительные политические решения, тем более законопроекты. В США регулярно проводятся деловые встречи президента и парламентских лидеров с Национальной ассоциацией промышленников.

Подобная практика постепенно вводится и в современной России.
Собственность экономической значимости позволяет завладевать и другими социальными благами. Богатые люди, как правило, обеспечивают себе личную безопасность, лечатся в привилегированных медицинских учреждениях; они и их дети получают образование в престижных вузах.
Частная собственность на важнейшие материальные блага порождает такое же присвоение и многих духовных ценностей: в тех случаях, когда последние используются обособленными лицами для получения прибыли. Это происходит посредством купли различного рода информации, научных открытий, художественных произведений и т.п. Кроме того, возникает возможность личного владения огромными духовными ценностями: богатейшими библиотеками, картинными галереями, художественными коллекциями, собраниями кинофильмов и т.д.

Это чаще всего делается, правда, не столько из духовных Wотребностей, сколько из престижных соображений. Но первичность экономического фактора данное обстоятельство не отменяет.
Ведущая роль экономического типа собственности присуща не только частному присвоению, но и общественному, коллективному и даже личному.
Обратимся в этом плане опять-таки к опыту Советского Союза, где преобладание общественной собственности на основные материальные блага (даже в ее незрелом состоянии) в целом вызывало такое же владение многими социальными и духовными ценностями. Широкие слои населения имели значительные возможности трудиться и отдыхать, получать знания, пользоваться достижениями культуры и т.п. Вместе с тем незрелость экономической общенародной собственности в СССР оказывала тормозящее воздействие на подобное же присвоение социальных и духовных благ. Вряд ли надо доказывать, что народовластие осуществлялось в СССР далеко не в полной мере, что качественное лечение, лучшие образцы культуры предостав-
138
лялись далеко не всем. Это говорит о том, что закон ведущей роли экономического типа собственности действовал, использовался в Советском Союзе еще слабо.
Исследуемый закон тоже неправомерно считать абсолютным. Он, как и все прочие законы — не более чем господствующая тенденция в своей области. Иначе говоря, тут неизбежно и определенное обратное влияние социальной и духовной собственности на экономический ее тип.

Это объясняется относительной самостоятельностью социальной и духовной собственности. Такое воздействие может быть разной силы, а кроме того, и позитивным, и негативным. Например, политическая власть может способствовать тому или иному присвоению материальных благ, а может препятствовать данному присвоению.



В таких же разных направлениях неизбежно влияние и духовной собственности: скажем, владение со стороны государственного руководства научными знаниями будет чаще всего укреплять материальное достояние страны, а усвоение им ошибочных, недостоверных знаний окажет противоположное воздействие.
Закон исторической повторяемости типов собственности. Обратимся далее к характеристике такого общего закона собственности, как историческая повторяемость ее типов на все более высоком качественном уровне. Данная существенная связь служит частным случаем спиралеобразного характера всякого развития.

Такой его характер в свою очередь определяется общедиалектическим законом отрицания отрицания.
Названный закон вполне подтверждается многовековой социальной практикой. Начнем с общественной собственности. Она стала зарождаться еще в условиях первобытного строя, поскольку общество там выступало в форме общины. Правда, общественная собственность существовала в крайне незрелой, можно сказать, зародышевой форме — в виде общинного достояния. Но на этом существование общественного присвоения не закончилась.

Оно повторилось через много столетий в таких странах, как Советский Союз, некоторые восточноевропейские государства: Китай, Куба, Вьетнам, Монголия. Конечно, и на этот раз данная собственность еще не стала достаточно зрелой, однако по сравнению с первобытным ее уровнем был сделан огромный шаг вперед. Видимо, в силу своей очень большой сложности общенародная собственность для достижения своего развитого состояния требует длительного исторического периода.
Повторяемость свойственна и коллективной собственности. Так же, как и общенародная, она начала воз-| никать в условиях первобытного строя, главным образом в виде! совместного достояния рода, нескольких близких родов. При! феодализме коллективное присвоение осуществляли крестьянские общины, некоторые объединения ремесленников.

В условиях капиталистического общества оно чаще всего выступает в| форме разнообразных кооперативных образований, а за последние десятилетия — в виде отдельных предприятий в собственности их работников (например, Мондрагонская структура на севере Испании). В процессе многовековой эволюции возрастал качественный уровень коллективной собственности, прежде всего по линии усиления коллективизма и его многоплановой эффективности. Высшей формой здесь пока остаются самостоятельные и подлинно демократические из колхозных предприятий в бывших социалистических странах.
Еще более очевидна повторяемость в человеческой истории частной собственности. Она господствовала при рабовладении и феодализме, продолжает играть ведущую роль в капиталистическом обществе. Причем воспроизводилась не только нетрудовая, но и трудовая ее разновидность.

В процессе всего этого развивалась качественная сторона частного присвоения: менялись его основные субъекты, оно становилось менее деспотическим и более скрытым, все в большей мере способствовало росту производительных сил и т.д.
Повторяемость в разных способах воспроизводства свойственна также смешанной и личной собственности. При этом тоже в целом прогрессировал уровень их зрелости.
В человеческой истории периодически возобновляются не только типы, но и формы собственности. Это можно показать на примере рабовладельческих отношений. Вначале они появились в античные времена, главным образом в Древней Греции и Древнем Риме. Но через несколько столетий они повторились в некоторых странах (особенно в США в XVIII—XIX вв., уже при господстве там капиталистического строя).

Как ни странно, нечто подобное сохранилось и до наших дней, чаще всего в сфере проституции и домашнего хозяйства.
Однако рассматриваемый процесс у разных типов собственности носит неодинаковый характер. Большинству их присуща последовательная, непрерывная повторяемость: таково движение частного, коллективного, смешанного и личного присвоения.
140
Но общественное достояние возобновляется, видимо, лишь через очень крупный промежуток времени (от первобытного строя до посткапитализма). Одни типы собственности повторяются (на все более высоком уровне) д человеческой истории всегда: это достояние экономического, социального и духовного характера. Другие ее типы воспроизводятся лишь в ряде формаций; сюда можно отнести главным образом общественное и частное присвоение.
Закон демократизации собственности по мере исторического развития. В заключение остановимся на все большей демократизации собственности по мере исторического развития. Такой процесс вполне можно считать закономерным, поскольку он выражает существенную связь между собственностью и ее демократизацией.

Чем это подтверждается в общественной жизни?
Демократизация собственнических отношений состоит во все большем соответствии их характера коренным потребностям большинства населения. Имеются в виду как материальные, так и социальные, духовные его потребности. В конечном счете данный процесс должен способствовать всестороннему развитию широких масс.
Совершенно очевидно, что характер присвоения жизненных благ в первобытном обществе лишь минимальным образом отвечал подобным требованиям.



Содержание раздела