Одно время думали эту задачу возложить на Центральный банк, который должен был ее решать традиционными средствами банковской политики регулирования процентной ставки и операциями на свободном рынке. Приверженцы этой системы в США добились даже в 20-х годах проведения ряда развернутых дискуссий по этому вопросу в комиссии конгресса. Однако мнение специалистов склонилось тогда к тому, что Центральный банк не в состоянии обеспечить стабильную товарную ценность денежной единицы такими методами. Можно, однако, решиться идти дальше, хотя и с риском плавания по менее изведанным морям, и отстаивать ту мысль, что связь денег с миром товаров должна быть закреплена установлением официального размера денежной единицы на стандартный набор товаров, для чего в руках финансового ведомства должны находиться товарные резервы.
Это предполагает и обратный размен товарного набора на денежную единицу. Такая идея представляется в наши дни тем более заманчивой, что предполагаемый при этом громадный материальный запас мог бы иметь и оборонное значение. Однако до сих пор подобные предложения относились к числу чисто академических и отвергались по следующим трем причинам. Во-первых, находили, что издержки хранения товарных запасов должны намного превышать затраты на хранение золота. (Такие издержки, впрочем, были бы вполне оправданы, если бы мы могли этой ценой разрешить проблему нашей безработицы.) Во-вторых, существует опасение, что движение товаров примет одностороннее направление, в силу чего будет происходить безграничное накопление товаров в Резервном фонде.
В-третьих, указывалось на опасность выхода резервируемых товаров из употребления, если они будут по преимуществу продуктами обрабатывающей промышленности, а в Англии это будут такие предметы массового производства, как хлопчатобумажные изделия, рельсы, оловянные пластины, краски и т.д.
Вторая из обсуждаемых идей состоит в следующем. Правительство должно восполнить недостаток спроса на потребительские и капитальные блага, расходуя дополнительные денежные средства, мобилизуемые путем займов. При обсуждении этого вопроса важное место отводилось затратам на общественные работы. Я не сомневаюсь, что в Англии имеется широкий простор для организации полезных общественных работ. Но здесь возникают сомнения: как определить размеры той бреши, которую призваны заполнить расходы, создающие спрос на труд?
Достаточно ли велик, с другой стороны, объем намечаемых общественных работ для заполнения этой бреши? Не рискуем ли мы, наконец, довести дело в этом направлении до абсурда, затевая сомнительные с точки зрения их полезности общественные работы с единственным намерением заделать брешь? У нас нет никакого желания просто копать ямы в земле.
Если названная брешь значительна, нельзя ли ее заделать другим способом? Вместо того чтобы намеренно причинять убытки государству чрезмерными расходами за счет займов, не лучше ли поддерживать государственные расходы на минимально необходимом уровне, а налоговое обложение понизить еще больше? Это могло бы способствовать появлению добавочной покупательной силы у населения, которое наверняка предпочтет сохранить деньги в своем кармане для удовлетворения действительных нужд, чем способствовать финансированию сомнительных по своей полезности общественных работ.
Здесь мы, конечно, встречаемся с обычным возражением по поводу перекладывания процентного бремени по займам на будущего налогоплательщика. В той мере, в какой создаются материальные ценности — портовые сооружения или железнодорожные магистрали, — это бремя может быть оправдано. Но есть ли вообще смысл финансировать выплату заработной платы полисмена за счет процентных займов? Сторонники такой политики могут по этому поводу сказать: к чему процент?
Почему не выпускать беспроцентные облигации, если действительно необходимо увеличить покупательную силу, чтобы сохранить уровень занятости населения? Но в этом пункте мы снова сталкиваемся с возражением, что такая политика может привести к инфляции.
Оба направления мысли как будто заводят нас в тупик, но лишь до тех пор, пока они рассматриваются порознь и изолированно друг от друга. Соединение этих различных идей в одно комбинированное целое, в котором денежная единица с фиксированной товарной ценностью будет сочетаться с системой бюджетного регулирования, имеющего целью повысить спрос до уровня, обеспечивающего высокую занятость, дает возможность устранить роковые возражения, выдвигаемые против каждого проекта, взятого в отдельности. Как же это осуществить практически?
Образуется Резервный товарный фонд, куда по списку включаются товары, представляющие все отрасли британского производства и все районы страны. Законом устанавливается формальное право размена фунта стерлингов на стандартный набор товаров, охватывающий все товары, взятые в определенном количестве. Практически, однако, Фонд будет иметь дело с каждым товаром в отдельности, устанавливая покупную и продажную цены каждого вида изделий с предельным расхождением этих цен, скажем, в 10 %; при этом необходимо руководствоваться общим правилом, чтобы продажная цена каждого предмета включала надбавку, обеспечивающую сохранение установленной законом стоимости набора в целом.
Изменение общей цены всего набора может быть допущено только в порядке издания парламентского акта. Фонд обязан будет покупать товары по установленным покупным ценам без всяких количественных ограничений. Благодаря этому каждая отрасль промышленности сможет в случае спада деловой активности вновь занять своих рабочих производством стандартных товаров для Резервного фонда. Администрация Резервного фонда должна будет действовать в тесном контакте с Английским банком, сообразуясь с тем, чтобы закупка товаров влекла за собой одновременное расширение кредитов Центрального банка, а продажа — сжатие их (подобно тому, как это имеет место с золотым резервом). Посредством варьирования индивидуальных цен администрация Фонда будет в состоянии сохранять необходимые количественные пропорции между запасами различных видов товаров.
Но она не будет вправе оказывать влияние в сторону увеличения или сокращения объема Фонда в целом. Эти функции будут возложены на министра финансов, которому будет вместе с тем поручено общее экономическое регулирование следующего типа: при возникновении устойчивой тенденции к чрезмерному увеличению Резервного фонда министр финансов должен создавать дополнительную покупательную силу у населения путем соответственного снижения налогов, а образующийся бюджетный дефицит перекрывать выпуском беспроцентных облигаций. Размер этой налоговой скидки должен сохраняться неизменным, а в случае надобности даже увеличиваться, пока будет действовать тенденция к накоплению товаров в Резервном фонде.
В обратном случае, если возникнет противоположная тенденция к сокращению Резервного фонда, министр финансов должен будет не только восстановить равновесие бюджета, но даже добиться появления свободного излишка средств для погашения государственного долга.
Описанная система могла бы в принципе действовать автоматически, создавая бюджетный дефицит в периоды перенакопления Фонда и свободный бюджетный излишек в периоды сокращения последнего. При этом должна быть предоставлена известная свобода маневрирования во всем, что касается согласования во времени и размеров бюджетных дефицитов, и излишков. Целью деятельности должно быть обеспечение устойчивого равновесия средств Фонда на протяжении достаточно долгого периода.
Если рассматривать предложенную товарную схему как таковую, в изолированном виде, то главным возражением против нее остается указание на опасность постоянного накопления запасов. Но длительное накопление становится совершенно невозможным, если министру финансов будет вменено в обязанность "впрыскивать" в каналы обращения в неограниченных размерах новую покупательную способность каждый раз, когда обнаружится чрезмерный рост Фонда. Рано или поздно эти дополнительные порции покупательной способности должны обеспечить условия для полной занятости производителей, снабжающих население товарами, приостановить таким образом дальнейший приток товаров в Резервный фонд и, возможно, обратить поток вспять. Фатальное возражение против того, чтобы в целях обеспечения полной занятости полагаться исключительно на беспроцентные займы министерства финансов, сводится к тому, что признаки острой инфляции могут появиться раньше, чем указанные цели будут достигнуты.
Но инфляция невозможна, когда ценность фунта стерлингов прочно связана с товарным набором. Если возникнет какая-либо тенденция к повышению общего уровня цен, начнется отлив товаров из Резервного фонда и тотчас же вслед за этим министр финансов должен прекратить расходование средств, не покрываемое бюджетными поступлениями. Пока ценность денежной единицы гарантирована, инфляция не может наступить.
Расходы за счет бюджетного дефицита будут возможны только при чрезмерно высоком уровне накопления товарных запасов в резерве, т.е. именно тогда, когда эта гарантия будет безусловно эффективной.
Таким образом, обе части нашей схемы будут взаимно поддерживать друг друга.