d9e5a92d

Роль главного инструмента


С точки зрения длительных периодов роль главного инструмента, обеспечивающего высокий уровень занятости при недостаточном спросе населения, выполнит бюджетный дефицит, обусловленный превышением государственных расходов над налоговыми поступлениями, а величина товарного резерва будет служить измерительным прибором для регулирования этого дефицита. С точки зрения коротких промежутков времени роль главного инструмента перейдет к Резервному фонду, который должен будет поддерживать деловую активность, поскольку его функция — покупать в неограниченном количестве обширный ассортимент товаров при сохранении заданного общего уровня цен, а бюджетный дефицит будет служить предохранительным клапаном, предупреждающим чрезмерное скопление товаров в Резервном фонде. * * *
В предыдущей статье я представил только голый костяк плана сохранения высокого уровня занятости. Необходимо подчеркнуть его суть — а именно, что он имеет самодовлеющее значение, что он позволяет отделить проблему безработицы от более широких вопросов общей политики, что он одинаково применим ко всем конкретным условиям независимо от того, велик или мал сектор государственного хозяйства по сравнению с сектором частного предпринимательства. Вместе с тем он не включает никаких элементов контроля или вмешательства в сферу деятельности частных промышленников или торговцев.

Но пустить его в ход можно будет лишь после того, как "переходный период" нехватки товаров останется позади.
Большим достоинством этого плана является его полная согласованность с тем типом международной валютной системы, который был предложен в Бреттон-Вудсе и который теперь получил признание как в Великобритании, так и в США и других странах. Предложенный план облегчает функционирование такой системы благодаря тому, что состояние Резервного товарного фонда явится добавочным барометром в дополнение к другим показателям, которые используются для определения момента, когда требуется то или иное изменение валютных курсов. Будет очень хорошо, если этот план окажется принятым и в других странах.

Но это не является необходимым условием для принятия его в Великобритании.
Надо полагать, что в состав стандартного набора, включаемого в Резервный фонд, войдут только предметы британского производства, кроме некоторых видов сырья, не производимых у нас. Но вряд ли возникнут какие-либо принципиальные возражения против того, чтобы иметь в своем распоряжении иностранные товары сходной спецификации, если международные валютные органы примут, что тенденция к накоплению заграничных товаров в Резервном фонде служит достаточным доказательством слишком высокого текущего курса фунта стерлингов и свидетельствует о необходимости его понижения. Положению золота, во всяком случае, не должно быть нанесено ущерба. Золото удержит за собой функции посредника во внешнеторговых расчетах и резерва для заграничных платежей, тогда как Резервный фонд будет использован исключительно в качестве средства обеспечения внутренних обязательств.

Резервный фонд должен вместе с тем играть важную оборонную роль. Правда, многие статьи товарного списка не будут иметь стратегического значения; администрация Резервного фонда должна будет иметь достаточно большие запасы всех товаров для выполнения своей прямой обязанности обеспечивать свободный размен фунта стерлингов на стандартный товарный набор в целях предупреждения инфляции. Но всегда будет существовать некоторый минимальный уровень, ниже которого Резервный фонд не будет опускаться, и в пределах этого минимума не будет препятствий для администрации к хранению на складах непропорционально больших запасов товаров стратегического значения.

В частности, могут счесть необходимым создавать таким путем, не возлагая при этом расходов на налогоплательщика, запасы материалов и продовольствия, важные с оборонной точки зрения.
Есть еще и другое преимущество предлагаемого здесь полуавтоматически действующего плана обеспечения высокой занятости. Он сделает возможным восстановить точные экономические критерии для оценки проектов промышленной реконструкции и расходования бюджетных средств. С окончанием "переходного периода" в нашей стране станет возможным, несмотря на действие отрицательных факторов, достижение более высокого жизненного уровня для всех слоев населения.



Имеются, однако, охотники заранее предназначать те или другие части ожидаемого прироста национального дохода для проведения всевозможных заманчивых реформ; мы хотим сохранить трезвый взгляд на вещи; мы должны, поступая осторожно и благоразумно, свести концы с концами в деле использования трудовых ресурсов Великобритании. Опаснее всего было бы соскользнуть на путь предпочтения экономически необоснованных проектов только из тех соображений, что они кажутся подходящими для "обеспечения занятости".
Главная трудность практического осуществления нашего проекта встретится при составлении самого списка товаров. По общему принципу все отрасли промышленности и все районы страны должны быть представлены в списке пропорционально своему значению в народном хозяйстве. Но трудно будет включать сюда предметы, изготовляемые только по заказу, высокоспециализированные изделия или маркированные товары.

Придется отобрать определенный ряд товаров первой необходимости в пределах каждой отрасли, где разные фирмы могут поставлять товары общего типа. Это будет способствовать некоторому преобладанию в товарном наборе предметов производственного назначения, поскольку среди товаров потребительского назначения преобладают маркированные изделия. Но в этом нет никакой беды, особенно если иметь в виду, что выпуск товаров производственного назначения в наибольшей степени подвержен колебаниям рыночной конъюнктуры и что именно для этой группы важнейшее значение должен иметь компенсирующий эффект чередования закупок и реализации товарных масс Резервным фондом. Специальное внимание должно быть уделено тем товарам, на изготовлении которых можно немедленно занять рабочих, выталкиваемых из производства эпизодическими депрессиями на наших экспортных рынках.

Тем фирмам, которые заняты целиком выработкой товаров, не включаемых в список Фонда, нет оснований для беспокойства. Эти фирмы вместе с остальными будут пользоваться общей выгодой, которую принесет с собой высокий уровень занятости и потребления, обусловленный осуществлением нашего плана. С точки зрения длительной перспективы производство товаров, включенных в список, не даст особых выгод, так как с началом нормального функционирования Резервного фонда его продажи в среднем будут равновелики его закупкам. Цены, по которым производит закупки Резервный фонд, в общем будут стремиться к более низкому уровню по сравнению с текущими рыночными ценами товаров.

В отношении таких товаров, для которых существует организованный рынок сбыта, может оказаться необходимым разрешить Резервному фонду совершать покупки по ценам, несколько повышенным против установленного уровня, но только в ограниченных количествах, чтобы пополнить запасы. В других случаях предприниматели, находящиеся в критическом положении в связи с застоем торговли, с целью поддержать оборот будут довольствоваться несколько сниженной продажной ценой своих товаров. Важно, чтобы Резервный фонд был готов во всякое время приобретать товары без количественных ограничений по установленным покупным цепам. Эта устойчивость сбыта может иметь побочный полезный эффект, поскольку она затруднит организаторам рингов [Ринг — одно из простейших видов монополии (соглашение капиталистов о скупке или временном изъятии с рынка какого-либо товара с целью повышения цен). — Прим. ред.] поднимать цены значительно выше их рыночного уровня при помощи ограничительных соглашений. Аутсайдер, который сможет производить стандартные товары для сбыта их по официальным покупным ценам, будет располагать рынком сбыта такого объема, какой ему требуется для эффективного производства.

Это будет лучшей охраной интересов потребителя, чем всякое антитрестовское законодательство; при такой надежной гарантии наше общественное мнение будет с большей свободой стимулировать промышленные ассоциации и тому подобные организации в их полезной и конструктивной деятельности.
Я считаю, что при неизменной численности населения капитальные затраты, необходимые в обществе для обеспечения роста жизненного уровня, упадут значительно ниже суммы ежегодных сбережений. Если это правильно, то для поддержания занятости потребуется значительно сократить налоговое обложение и широко распространить беспроцентные государственные облигации. Наличность и вклады у банков будут возрастать, и под этим давлением будет снижаться учетная ставка.

Так должны обстоять дела. Доходы от гарантированных капиталовложений будут прогрессивно сокращаться, зато предпринимательская деятельность будет стимулироваться. Кто может сейчас предвидеть, установится ли в конце концов при чрезвычайно низкой норме процента новое состояние равновесия?

В настоящее время идея государственных закупок товаров, организованных в широком масштабе, уже не может считаться новшеством. В еще меньшей степени является новшеством идея бюджетного дефицита.Во всяком случае, можно надеяться, что семена развиваемой мною доктрины теперь попадут на подготовленную в какой-то степени почву. Но нельзя рассчитывать, что отдельных шагов, предпринимаемых от случая к случаю в направлении такой политики, будет достаточно, чтобы гарантировать высокую занятость населения.

Чего не хватает — это системы четких принципов, которые должны быть положены в основу практических мер и последовательно проводиться в жизнь. Такую систему я здесь предлагаю.
Представляется слишком неправдоподобным, чтобы высокий уровень занятости мог быть достигнут таким простым способом, который в сущности скорее напоминает чисто механическое устройство. Но здесь важно твердо усвоить, что существует большое различие между двумя вопросами — вопросом обеспечения занятости и вопросом повышения жизненного уровня. Для разрешения последнего нужно, чтобы все граждане нашей страны или большинство из них, каждый в своей области, производили больше благодаря более напряженной или лучшей по качеству работе, большим способностям и большей настойчивости, предприимчивости и изобретательности, благодаря более полному применению научных методов.

Можно прийти к выводу, что государство способно оказать в этом деле разнообразную помощь. Вообще говоря, нет кратчайших путей к повышению уровня жизни и нет для этого какого-нибудь единственного рецепта, исключающего всякие другие. Проблема безработицы имеет иную природу.

Вынужденная безработица работоспособных мужчин и женщин в условиях, когда столько нужд остается без удовлетворения, есть механический порок функционирования нашей системы. Против этого зла механические исправления предложенного типа — именно тот вид лекарства, который мы ищем.



Содержание раздела