Дискуссионные проблемы, пути обновления


С этим высказыванием нельзя не согласиться. Между тем в результате таких обобщений может создаться впечатление, что план (централизованное планирование) также самостоятельно и независимо, как общественная собственность, отличает административную экономику от рыночной. А следовательно, переход от централизованного планирования к конкурентному рыночному механизму регулирования может характеризовать основную качественную сторону переходности отечественной экономики.
По нашему мнению, выставление плана на место основного параметра в командной экономике, так же как и определение его роли в один ряд с ролью общественной собственности, является заблуждением. В действительности централизованное планирование как основа хозяйственного механизма является необходимым спутником, можно даже сказать элементом общественной собственности на средства производства.
Так, общественная собственность есть, по сути, собственность государственная, что прежде всего означает отсутствие конкурентных частнособственнических интересов у хозяйствующих субъектов и, следовательно, классические вопросы что, как и для кого производить? решает не рыночный механизм, а государство. Тотальное централизованное государственное планирование в этих условиях принимает форму единственно возможного государственного управления общественной собственностью. При этом необходимость высокой степени эффективности управления весьма значительна и во многом зависит от качества планирования. Известный экономист В.В.

Леонтьев еще в 1960 году сделал следующий вывод: Функционирование экономики с центральным планированием зависит от эффективности или неэффективности управленческих решений в большей степени, чем функционирование рыночной экономики. Следовательно, общественная собственность первична по отношению к централизованному планированию, так же как и частная собственность по отношению к рынку и конкуренции.
Выделяя коренное различие административной и рыночной систем, следует учесть и то, что планирование как на микро, так и на макроуровне повсеместно присутствует в странах с рыночной экономикой. Хотя, безусловно, характер рыночного планирования кардинально отличается от административного оно выступает здесь как средство активного приспособления к требованиям рынка. В рамках отдельных фирм плановые методы получают развитие в виде маркетинговой системы управления производством.

Последняя создает возможность еще до начала производства приводить индивидуальные затраты компаний, выпускающих основную массу товаров данного вида, в соответствии с общественно необходимыми затратами. На макроуровне вопрос об объеме и структуре производимой продукции решается на основе прогноза развития общественных потребностей. Развитие плановых методов применительно к народному хозяйству в целом связано с государственным регулированием экономики.
Говоря о присутствии планомерности в рыночной экономике, следует указать и на наличие в развитых странах государственной собственности. Опыт показывает, что наиболее эффективное функционирование экономики обеспечивает именно многообразие форм собственности. При доминировании частной, значительная часть собственности в странах с рыночной экономикой принадлежит государству (центральным и местным властям, муниципалитетам).

За счет государственной собственности экономика в основном обеспечивается теми товарами и услугами, которые производятся в недостаточном количестве или вовсе не поставляются рыночной системой. Между тем государственную собственность в смешанной экономике нельзя отождествлять с общественной собственностью в командной экономике.
Таким образом, именно собственность на средства производства, являясь основным производственным отношением, служит главным сущностным отличием рыночной и административно-командной экономических систем. В соответствии с этим сущность переходной экономики заключается в замене общественной собственности на многообразие ее форм. На стержневой характер этих преобразований неоднократно указывается в отечественной экономической литературе: …среди этих изменений трансформация собственности имеет особое значение.



Показательно и высказывание Р. Зяблюк: …в процессе экономических реформ в России наиболее радикальному изменению подвергаются формы собственности.
Все сказанное позволяет сделать вывод: основным экономическим противоречием переходной экономики России является противоречие между возникновением и становлением нового в виде многообразия форм собственности и постепенным упразднением старого в виде тотального огосударствления средств производства.
После того, как основное экономическое противоречие выявлено, определено, необходимо проанализировать процесс его развития и разрешения.
Поскольку на одном полюсе противоречия общественная собственность (старое), а на другом многообразие форм собственности (новое), то очевидно, что противоречие возникает одновременно с возникновением "нового" и полностью разрешается при исчезновении "старого". Развитие же этого противоречия представляется как процесс утверждения новых форм собственности, приходящих на место всеобщей государственной собственности. А так как при этом постоянно изменяется соотношение противоположных сторон, то развитие противоречия является и его разрешением одновременно.

В то же время это лишь текущее, не окончательное разрешение.
В действительности при изучении противоречия с определением времени зарождения основного противоречия проблем не возникает. Сложнее обстоит дело с попыткой установить момент полного разрешения, после которого, думается, противоречие перестанет существовать и функции основного начнет выполнять другое экономическое противоречие. То есть с полным разрешением основного экономического противоречия должен завершиться и переходный период.
Вместе с тем на первый взгляд может создаться впечатление, что противоречие уже разрешено, так как общественной собственности в том виде, в каком она существовала в СССР, в России уже нет: во-первых, современная государственная собственность есть собственность социального института (государства), а не всенародная, и, во-вторых, у современной государственной собственности отсутствует неотъемлемый спутник советской собственности централизованное планирование. Однако нельзя не заметить, что произведенная формальная смена не привела к достижению конечной цели. Несмотря на видимость отсутствия общественной собственности, в действительности же многие ее элементы сохраняются. Основное противоречие проявляется как несоответствие формирующихся рыночных отношений, основанных преимущественно на частной собственности, объективным начальным условиям, унаследованным от плановой системы. Поэтому говорить о полном разрешении основного экономического противоречия пока рано.

Более того, нет никаких оснований утверждать и о завершении переходного периода. В связи с этим можно уточнить: переход должен быть осуществлен не просто к многообразию форм собственности, а к многообразию, эффективно функционирующему.
Утверждение новых форм собственности может осуществляться по двум направлениям: через создание новых негосударственных предприятий с частной собственностью в основе (индивидуальной, коллективной) и через преобразование государственной собственности. Не умаляя важности создания новых хозяйствующих субъектов с частной собственностью в основе, все же, по нашему мнению, магистральным направлением преобразования отношений собственности в России является ее разгосударствление, или приватизация.
В результате проведения массовой приватизации как на чековом, так и на денежном этапах, поставленные задачи не были решены в полном объеме. Во-первых, не сформирован широкий слой эффективных частных собственников. Во-вторых, структурная перестройка экономики не привела к необходимому уровню повышения эффективности деятельности предприятий. В-третьих, привлеченных в процессе приватизации инвестиций оказалось недостаточно для производственного, технологического и социального развития предприятий. В-четвертых, в ряде отраслей не удалось сохранить конкурентное положение предприятий на отечественном и мировом рынках.

В-пятых, резко высветились социальные противоречия, связанные с дифференциацией доходов. Таким образом, краткий анализ хода и некоторых основных итогов приватизации показывает, что средства разрешения основного противоречия не всегда были адекватны сложившимся условиям. Проводившаяся приватизация не рассматривалась в аспекте повышения эффективности предприятий.
Рассмотрение классификации экономических противоречий современной России, выделение и анализ исходного и основного противоречий показывает, что в соответствии с требованиями диалектической логики процесс реформирования должен основываться не столько на тотальном отрицании старого и абсолютизации нового, сколько на учете объективных исходных условий и сохранении прогрессивных начал.
Литература:

  1. Агеев В.М. Принцип системности политэкономического исследования. - М.: Экономика, 1985.
  2. Белоусова А.П. Диалектика производственных отношений социализма. - М.: Изд-во МГУ, 1970.
  3. Анчишкин А.И.Прогнозирование экономического роста. - М: Наука, 1992.
  4. Брагинский А.А., Певзнер Я.А. Политическая экономия: дискуссионные проблемы, пути обновления - М. 1991г.
  5. Макконнелл К.Р. , Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика Таллин 1995 г.
  6. Волков Ф., Борисов Е. Основы экономической теории Учебник. - М. 1993 г.
  7. Долан Э., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель / Пер. с англ. СПб., 1992.
  8. Лившиц А.Я. Введение в рыночную экономику. - М., 1991.
  9. Основы рыночной экономики: В 3 кн. / Под ред. Камаева В.Д. и Домненко Б.И. - М., 1991.
  10. Пезенти А. Очерки политической экономии капитализма. В 2 т. - М., 1976
  11. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика / Сокр. пер. с англ. - М., 1992
  12. Политическая экономия. Ч. 1. / Под ред. В.В. Радаева. - М., 1992.
  13. Политическая экономия: Учебно-методическое пособие для преподавателей / Под ред. А.В. Сидоровича, В.М. Волкова - М., 1993.
  14. Рыночная экономика: Учебник: В 3 т. - М., 1992.
  15. Самуэльсон П. Экономика. - М., 1964.
  16. Хайман Д. Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. В 2 т. / Пер. с англ. - М., 1992.
  17. . Хейне П. Экономический образ мышления. - М., 1991.
  18. Экономика и бизнес / Под ред. Камаева В.Д. - М., 1993.
  19. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика / Пер. с англ. - М., 1993.
  20. Рипп Г. Политическая экономия и идеология. - М.: Прогресс, 1977.

Тема: Природа экономических противоречий
раздел: экономика и управление
назначение: реферат
формат: winword
автор:
использование: Ярославский государственный педагогический университет
имени К.Д. Ушинского 2000 г.
Научный руководитель
профессор Терентьев М.А.
отценка: отлично





Содержание  Назад  Вперед