Для количественной оценки динамики социально-экономических явлений применяются статистические показатели: абсолютные приросты, темпы роста и прироста, темпы наращивания и др.
В основе расчета показателей рядов динамики лежит сравнение его уровней. В зависимости от применяемого способа сопоставления показатели динамики могут вычисляться на постоянной и переменной базах сравнения.
Важнейшим статистическим показателем динамики является абсолютный прирост, который определяется в разностном сопоставлении двух уровней ряда динамики в единицах измерения исходной информации.
Базисный абсолютный прирост aj^ исчисляется как разность между сравниваемым
уровнем у- и уровнем, принятым за постоянную базу сравнения у п, :
Абсолютный прирост может иметь и отрицательный знак, показывающий, насколько уровень показателя изучаемого периода ниже базисного.
Между базисными и цепными абсолютными приростами имеется связь: сумма цепных абсолютных приростов ^Д^,,, равна базисному абсолютному приросту последнего периода ряда динамики A^g„:
Распространенным статистическим показателем динамики является темп роста. Он характеризует отношение двух уровней ряда и может выражаться в виде коэффициента или в процентах.
Базисные темпы роста Tpg исчисляются делением сравниваемого уровня у, на уровень, принятый за постоянную базу сравнения уо,:
Цепные темпы роста Трб исчисляются делением сравниваемого уровняв, на предыдущий уровень y0i:
Если темп роста больше единицы (или 100%), то это указывает на увеличение изучаемого уровня по сравнению с базисным. Темп роста, равный единице (или 100%), показывает, что уровень изучаемого периода по сравнению с базисным не изменился. Темп роста меньше единицы (или 100%) указывает на уменьшение уровня изучаемого периода по сравнению с базисным. Темп роста всегда имеет положительный знак.
Темпы прироста характеризуют абсолютный прирост в относительных величинах. Исчисленный в процентах темп прироста показывает, на сколько процентов изменился изучаемый уровень по сравнению с уровнем, принятым за базу сравнения.
Базисный темп прироста Tg вычисляется делением сравниваемого базисного абсолютного прироста Ауд на уровень, принятый за постоянную базу сравнения уoi:
Если уровни ряда динамики сокращаются, то соответствующие показатели темпа прироста будут со знаком минус, так как они характеризуют относительное уменьшение прироста уровня ряда динамики.
Важным статистическим показателем динамики социально-экономических процессов является темп наращивания, который в условиях интенсификации экономики измеряет наращивание во времени экономического потенциала.
Вычисляются темпы наращивания Тн делением цепных абсолютных приростов Av,
на уровень, принятый за постоянную базу сравнения уц, :
Из преобразований в формуле (17.3.10) следует, что темпы наращивания можно непосредственно определять по базисным темпам роста:
Формула (17.3.11) удобна для практики, так как статистическая информация о динамике социально-экономических явлений публикуется чаще всего в виде базисных рядов динамики.1
17.4. Государственное регулирование экономики и экономическая политикаадминистративное и законодательное регулирование; взаимодействие государственных органов различных уровней
В широком смысле слова государственное регулирование — это распространение макроэкономического воздействия политических структур на национальное хозяйство. Но здесь в игру вступает социально-психологический фактор, включающий национальную ментальность и традиции, степень рациональности ожиданий населения, доверия к действиям правительства и т.д.
Присутствие в экономическом пространстве одновременно коммерческих и государственных структур, в разной степени регулирующих рыночные процессы, приводит к необходимости отслеживания элементов этих структур. При этом поиск общего признака в разнородных совокупностях элементов является основой для расчета последовательности воспроизведения исследуемого явления. Государство и рыночные механизмы соприкасаются на уровне административных отношений. Государственное регулирование экономики и экономической политики осуществляются в рамках административного регулирования.
Очевидно, что выражение обобщенных действий правил любого типа в рамках всей страны реализовано в законодательных источниках. При этом особое значение со стороны экономического субъекта уделяется модификациям проявления интересующего их явления. Именно проблема модификаций экономического явления в зависимости от основания, послужившего причиной его формообразования, и является наиболее спорной в законодательном регулировании.