- методологическое и программное обеспечение проведения переписей населения, единовременных учетов и обследований в области промышленности, в том числе в топливно-энергетическом комплексе, других базовых отраслях — сельском хозяйстве, капитальном строительстве, процессов, происходящих в социальной сфере.
Осуществляемая в народном хозяйстве экономическая реформа ставит на передний план изменение основных функций внутренней и внешней торговли, обеспечивающих переход от распределительного механизма к регулирующему удовлетворению населения товарами народного потребления. Это, в свою очередь, предопределяет требования к статистике коммерческой деятельности.
К основным функциям внутренней торговли относятся: изучение и определение товарного потенциала регионов, региональных балансов производства — потребления, экономического оборота (ввоза-вывоза) между регионами как отражение сложившегося, объективно существующего разделения общественного труда внутри народнохозяйственного комплекса. Статистические методы должны позволять прогнозировать развитие рынка товаров народного потребления, способствовать рациональному регулированию межрегиональных поставок в соответствии со сложившимся разделением труда и национальными особенностями.
Разработка механизма изучения товарных ресурсов, их перераспределения, создания гибкой информационной базы спроса-предложения товаров народного потребления является первоочередной задачей коммерческих служб.
Основное направление коммерческой деятельности в новых условиях — всемерно способствовать повышению уровня жизни населения. В своей деятельности торговля должна опираться на научно обоснованную систему расчетов, определяющих прожиточный минимум средств на удовлетворение потребностей населения по научно обоснованным нормам потребления основных продуктов питания и непродовольственных товаров. Выполнению этого важного требования будет способствовать разработка статистикой обобщающего показателя измерения уровня жизни населения как по социальным группам и группам доходности, так и по другим отдельным слоям общества.
Совершенствуя механизм обеспечения населения товарами, торговля призвана осуществлять и социальные функции защиты прав потребителя; должна представлять его интересы. Для этого заказ торговли на производство и поставку товаров должен стать основой формирования объемов производства промышленных предприятий и организаций аграрно-промышленного комплекса. В связи с этим целесообразно также предусмотреть эффективную систему штрафных санкций за нарушения договорных условий и гибкую систему учета деятельности этих предприятий по обеспечению товарами народного потребления, включающую показатели не только количественной (затратной) оценки, но и отражающую качество выпускаемых изделий, их соответствие международным стандартам.
Качество товаров тесно связано с политикой цен. Существующая система цен не дает репрезентативных результатов, а практика не обеспечивает корректность расчетов, так как не отражает рост цен на товары, не отличающиеся новыми качествами, что не отражает объективно фактическую ситуацию.
В настоящее время ценообразование разошлось с качеством товаров, с анализом их потребительских стоимостей, с фактической издержкоемкостью товаров.
Рыночный механизм ценообразования требует создания гибкой системы статистических показателей как информационной основы моделирования рыночных ситуаций, а на их основе — научно обоснованного прогнозирования последствий.
В условиях развития рыночных отношений необходим высокий профессионализм коммерческих работников. Вот почему необходима разработка модели нового торгового специалиста — коммерсанта, в совершенстве владеющего статистической методологией анализа ситуаций и прогнозирования рыночных отношений.
Эффективность и направленность коммерческой деятельности в условиях рыночной экономики определяются критерием максимальной прибыли при оптимальных расходах. Основным достоинством рыночной экономики является принцип саморегулирования производства товаров через выравнивание размеров прибыли. Потребительская стоимость товаров из абстрактного понятия переходит в ранг регулятора, происходит смена затратного механизма на рыночные отношения. Для работы в этих условиях должен быть изменен торговый механизм, а специалисты торговли—коммерсанты, менеджеры, экономисты — должны владеть новыми методами управления, обладать знаниями коммерческого товароведения, методами предвидения последствий принимаемых решений.
С развитием международных экономических отношений начинается процесс создания совместных торговых предприятий с иностранными фирмами. Здесь необходима глубокая проработка комплекса вопросов российскими предпринимателями и их партнерами в зарубежных странах, с одной стороны, а с другой — регулирующих функций в защиту населения от оттока дефицитных товаров за границу и притока некачественных зарубежных товаров. В этой связи важна научно-практическая разработка вопросов организационного, экономического, этического плана в области внешнеэкономических связей, обеспечивающая выполнение их на высоком профессиональном уровне для достижения эффективных результатов.
Как внутренняя, так и внешняя торговля в условиях рыночных отношений нуждается в определенном государственном регулировании. При этом имеется в виду экономическое и правовое их рзгулифование. К первому относятся система санкций, налоговый контроль, система стаЕда-стов, ценовая политика и т.п. Ко второму — -правовая защищенность
потребителя от диктата произБО.цмтеля, наличие действенного торгового права и надзора за его Есполненмзм. В этих целях подлежат пересмотру многие нормативные акты, действующие з торговле, нужна перестройка ряда аспектов статистической работы, в том числе и статисткой коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг.1
Информация в стстистеке может быть -извлечена из некоторого объема данных, которые обладают достаточной степенью достоверности. При этом данные обладают как количественными, так и качественными параметрами, что делает необходимым введение элемента единообразия в систему гзмерений, тек как использование информации, недетерминированной общим знаменателем, приводит к искажению реальной сущмости происходящего явления.