d9e5a92d

Государственное регулирование отношений собственности


Государственное регулирование отношений собственности и предпринимательства

Рыночные отношения предусматривают функционирование предприятий и организаций различных форм собственности. В конкурентной борьбе на рынках участвуют на равных основаниях акционерные, арендные, частные, государственные предприятия.

Собственность представляет форму отношений между людьми по поводу присвоения материальных благ, и в особенности присвоения средств, факторов производства. Формы собственности предполагают способы распределения, обмена, потребления материальных благ; положение определенных групп, классов. При частной собственности отношения строятся на обособленном присвоении, при общественной — на совместном присвоении.

Предприятия частного сектора экономики различаются в зависимости от того, сколько (одно или несколько) лиц являются владельцами предприятия, от ответственности за деятельность предприятия, способа включения единоличных капиталов в общий капитал предприятия.

В настоящее время в экономике взят курс на переход к системе, сочетающей частную, государственную и смешанную формы собственности на средства производства. Каждая форма собственности по-своему приспосабливается к конкретной сфере экономики, специфическому виду экономической деятельности. Так как рынок предполагает свободу производственной и коммерческой деятельности, конкуренцию между производителями, то исключается господство какой-либо одной формы собственности.

Крупным  шагом  в  этом  направлении является  реализация  программы разгосударствления и приватизации государственных и муниципальных предприятий.

Разгосударствление включает в себя как приватизацию, так и изменение функций государственного управления хозяйством. Последнее означает передачу государством функций непосредственного управления предприятиям или их объединениям. В ходе разгосударствления предприятие как государственный хозяйствующий субъект обретает полную самостоятельность и ответственность.

Приватизация — наиболее короткий путь к созданию конкурентной среды через нивелирование монополизма государственной собственности. Причем действующее законодательство предусматривало следующее: продажу долей (акций) в капитале акционерных обществ (товариществ); продажу имущества предприятия, сданного в аренду с правом выкупа; безвозмездную передачу.

Приватизация методом акционирования реализовывалась путем предоставления льгот трудовым коллективам приватизируемых предприятий по трем вариантам.

1. Предусматривалась передача всем членам трудового коллектива единовременно и безвозмездно именных привилегированных неголосующих акций, составляющих 25% уставного капитала. Обыкновенные акции до 10% уставного капитала продавались по подписке членам трудового коллектива со скидкой 30% от их номинальной стоимости и предоставлением рассрочки до трех лет, при этом величина первоначального взноса не может бъпъ менее 15% номинальной стоимости акций. Должностным лицам администрации (руководителю, его заместителю, главному инженеру, главному бухгалтеру) предоставлялось право на приобретение обыкновенных акций по номинальной стоимости в пределах до 5% от величины уставного капитала.

2. Предполагалось предоставление всем членам трудового коллектива права приобретения обыкновенных (голосующих) акций, составляющих до 51% от величины уставного капитала. В этом случае безвозмездная передача акций и продажа акций на льготных условиях не осуществлялась. При преобразовании государственных и муниципальных предприятий в акционерные общества открытого типа комитеты по управлению имуществом по предложению администрации приватизируемого предприятия с согласия трудового коллектива могли предоставлять персонально работникам предприятий, входящим в единый технологический комплекс с приватизируемым предприятием, право участия в закрытой подписке на акции, проводимой среди работников приватизируемого предприятия. Общее количество акций, подлежащих продаже работникам приватизируемого предприятия и работникам предприятий, входящих с ним в единый технологический комплекс, не могло превышать 51% от величины уставного капитала акционерного общества.



3. Если группа работников предприятия брала на себя ответственность за выполнение плана приватизации предприятия, недопущение его банкротства и получала согласие общего собрания трудового коллектива на заключение соответствующего договора, срок действия которого не мог быть более одного года, то членам такой группы предоставлялось право (опцион) на приобретение по истечении указанного срока и при выполнении условий упомянутого договора 20% уставного капитала в виде обыкновенных акций предприятия по их номинальной стоимости. На период действия договора указанной группе передавалось право на 20% голосующих акций, принадлежащих соответствующему фонду имущества. В план приватизации включались условия договора, заключение которого с указанной группой соответствующим фондом имущества являлось обязательным. В договоре оговаривались обязательства членов группы и пределы их материальной ответственности имуществом, принадлежащим им на правах частной собственности (вносимым в виде залога), на сумму не менее 200 установленных законодательством России минимальных размеров месячной оплаты труда в расчете на каждого члена группы. При данном варианте всем работникам предприятия (включая членов группы) продавались обыкновенные акции, составляющие 20% величины уставного капитала, но на сумму не более 20 установленных законодательством России минимальных размеров месячной оплаты труда в расчете на одного работника, со скидкой 30% от их номинальной стоимости и с предоставлением рассрочки на 3 года. При этом величина первоначального взноса не могла быть менее 15% номинальной стоимости акций.

В процессе приватизации значительная часть акций приватизируемых предприятий .осталась в собственности государства. Следовательно, многие предприятия с точки зрения формы собственности превратились в смешанные.

Отличительная особенность проведенной первого этапа приватизации — в открытом доступе к приватизации всех граждан России главным образом через приватизационные чеки (ваучеры), розданные вне зависимости от пола, возраста, характера занятости. И несмотря на многочисленные критические замечания ряда экспертов, главные цели этого этапа были достигнуты: сформирован широкий слой частных собственников; привлечены в производство инвестиции, в том числе иностранные; предложены мероприятия по социальной защите населения, а также защите прав частных собственников (акционеров).

Первоначальная чековая приватизация обычно завершается формированием акционерных обществ, эмиссией акций и их реализацией на первичном рынке. На этом этапе формально преобразуются отношения собственности и создаются предпосылки для привития акционерам и работникам предприятия предпринимательского и хозяйственного стилей поведения, формирования акционерного механизма развития производства и повышения его эффективности и качества продукции. Создается нормативная база образования и функционирования акционерных обществ и устанавливается государственный контроль за выполнением законодательства.

По мере социально-психологической адаптации акционеров и работников предприятия к новым отношениям собственности в России в 1992—1997 гг. осуществлялась реальная трансформация отношений собственности и образование мотивационного механизма роста и развития производства. Акционеры включались в управление на основе возможностей акционерной демократии, формировались инвестиционная и дивидендная политика, складывается группировка акционеров, заинтересованных в перспективе доходов на основе роста и развития производства. Руководители и специалисты приобретали навыки и стиль рыночного поведения, реакции на изменение внешней среды.

Если первый этап приватизации предполагал главным образом бесплатную (с помощью ваучера) или на льготных условиях раздачу государственного и муниципального имущества, то второй этап предполагает продажу акций за деньги. Причем предусматриваются различные варианты продаж: аукционная продажа, передача пакетов акций в залог и доверительное управление, использование конвертируемых облигаций и производных ценных бумаг при раскреплении пакетов акций из федеральной собственности.

На этапе денежной приватизации и формирования инвестиционных фондов предусматривается создание структуры акционерной собственности и складывается твердое ядро акционеров, состоящее из образовавшейся на предыдущем этапе группировки, нацеленной на перспективы развития производства и привлечение новых инвесторов. Политика в области формирования структуры акционерной собственности содействует образованию «среднего класса» и ограничивает имущественное расслоение. Постепенно акционерные общества будут осуществлять дополнительную эмиссию акций для реализации на фондовом рынке, что будет означать развитие вторичного рынка ценных бумаг. Акции этих предприятий, пройдя независимую экспертизу на надежность, будут иметь более высокий курс, чем те, которые реализуются акционерными обществами самостоятельно.



Содержание раздела