d9e5a92d

Регулирование АПК и земельных отношений


отказа от заключения государственного контракта на поставку продукции поставщик уплачивает покупателю штраф.

Особое место в деятельности государственных структур занимает регулирование АПК и земельных отношений. За последние годы принят ряд законодательных и нормативных актов, среди которых можно выделить постановление Правительства РФ «О мерах по стабилизации экономического положения агропромышленного комплекса Российской Федерации в 1996 году».

В структуре федеральных, региональных и местных органов исполнительной власти сформированы подразделения,  осуществляющие реализацию аграрной политики государства. Наиболее общие вопросы управления решает Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ. Для регулирования земельных отношений создан Государственный комитет РФ по земельным ресурсам, имеющий свои подразделения во всех субъектах Федерации.

Формы финансовой поддержки производителей сельскохозяйственной продукции со стороны государства — следующие: авансовая оплата поставок продукции, в том числе на стадии заключения договоров о поставках и после завершения сева; выплаты дотаций из соответствующих бюджетов на продукцию животноводства в размерах, обеспечивающих рентабельность производства; предоставление гарантий на оплату закупок, выделение кредитов на закупку минерально-технических ресурсов; компенсация затрат сельских товаропроизводителей на закупку горюче-смазочных материалов (ГСМ); отмена штрафных санкций по просроченным процентным ставкам; отсрочка и рассрочка погашения кредита.

Государство предоставляет различного рода льготы, оказывает финансовую поддержку и другие виды поддержки производителям сельхозпродукции, как правило, в том случае, если они вступают с ним в какие-либо договорные отношения.

В соответствии с принятым в 1995 г. федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» разрабатываются государственные, региональные и местные программы поддержки малого предпринимательства. В федеральном, региональных и местных бюджетах предусматриваются ассигнования на реализацию программ поддержки малого бизнеса. Под государственным контролем создаются фонды поддержки малого предпринимательства в виде государственных и муниципальных фондов. Налоговым законодательством предусмотрены льготы в виде облегчения налогового бремени, освобождения от налогов и отсрочки их выплат. Малым предприятиям разрешено применять метод ускоренной амортизации, дается право сразу списывать до 50% первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы до трех лет.

Законом предусматривается льготное кредитование субъектов малого предпринимательства. Разрешается создание обществ взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства с предоставлением им некоторых льгот. Определены меры по производственно-технологической поддержке субъектов малого предпринимательства путем обеспечения их современным оборудованием, технологиями и размещения заказов.

Налоговая политика в руках государства может быть мощным рычагом воздействия на материальное производство. Льготное налогообложение, снижение налоговых ставок непосредственным товаропроизводителям, налоговые кредиты и тому подобные меры могли бы способствовать развитию материальной сферы.

Дифференциация налоговых ставок (прежде всего на прибыль, добавленную стоимость, за пользование природными ресурсами) может использоваться государством для регулирования структуры производства. Налоговые ставки для производителей особо дефицитной продукции на период необходимого подъема этого производства могут снижаться до предельно возможного низкого уровня.1

Государственное регулирование территориальных пропорций и региональных рынков

Государственное территориальное регулирование является составной частью управления экономикой, отражающей специфический пространственный аспект процессов воспроизводства материальных благ, рабочей силы, производственных отношений л решения проблем социального и экономического характера. Оно представляет собой важнейшую функцию управления процессами территориального разделения труда, специализацией и комплексным экономическим и социальным развитием регионов.



Задачами государственного территориального регулирования являются: определение перспектив развития каждого региона с общегосударственных позиций, имея в виду, что экономика страны есть единый хозяйственный комплекс; обеспечение пропорционального развития экономики каждого региона на основе комплексного и рационального использования территориальных ресурсов многоцелевого назначения (трудовых, земельных, водных, энергетических и др.); выравнивание уровней социально-экономического развития регионов; обеспечение рациональной системы территориального размещения населения, исходя из потребностей производства и социального развития.

При переходе крыночной экономике происходят изменения в характере регионального развития страны. Это обусловлено ограничением вмешательства государства в экономическую деятельность, переносом центра тяжести в принятии многих хозяйственных решений на микроуровни. Подчиняющиеся общим рыночным законам экономические отношения реализуются в условиях существования сложной и многоуровневой структуры территориальной организации общества, базирующейся на принципах федерализма и местного самоуправления.

Каждый регион имеет сферу самостоятельного регулирования экономических отношений, принимаемых под свою ответственность решений с учетом собственных ресурсов. Федеральные же органы устанавливают для каждого территориального уровня конкретный перечень налоговых, административных и иных рычагов воздействия на деятельность хозяйствующих субъектов федерального и иного уровня независимо от вмешательства в его деятельность территориальных органов власти за пределами их законных компетенции.

Центральные и местные органы власти взаимодействуют в целях упорядочения отношений собственности, природопользования (в том числе землепользования), бюджетно-налоговых отношений, государственной поддержки отраслей и регионов.

Государственное территориальное регулирование строится с учетом признания природно-климатических, социально-экономических, национально-этнических и др. различий между регионами, которые являются предпосылками использования различных моделей   территориального   развития.   Допускаются   специфические   режимы территориальных организаций хозяйственной деятельности в регионах с законодательно установленным  особым  статусом  (свободные  экономические  зоны,  закрытые административно-территориальные   образования,   зоны   экологического   бедствия, территории проживания малочисленных народов, полуанклавы типа Калининградской области и т.д.).

Для государственного регулирования территория страны разделяется на ряд экономических районов. Каждый из районов, как правило, включает несколько административных единиц. Признаками для выделения района служат: общность территорий; однородность природных условий; общая направленность решаемых хозяйственных задач на основе исторически сложившейся региональной экономической структуры, имеющей ряд характерных особенностей. В результате целенаправленной хозяйственной деятельности, освоения новых природных богатств и развития производства сетка экономического районирования может изменяться. Экономический район или группа районов (зона) являются основной таксономической единицей для определения главных направлений размещения производительных сил.

Государственное территориальное регулирование в настоящее время проявляется в поддержке северных регионов страны путем льготного кредитования и 50%-ной компенсации транспортных расходов, финансового обеспечения гарантий и компенсаций для лиц, проживающих и работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним областях; в дополнительной селективной поддержке как регионов, признаваемых депрессивными (республики Ингушская, Тыва, Алтай, Бурятия, Калмыкия и др.), так и регионов, чрезвычайное государственное стимулирование которых ориентируется на превращение их в зоны устойчивого развития (Волгоградская, Саратовская, Самарская области и др.).

Аналогичные меры селективной поддержки принимаются и в целях структурной перестройки экономики регионов, находящихся в экстремальных природно-климатических условиях и малоосвоенных (республики Саха (Якутия), Коми, Карелия, Приморский и Хабаровский края, Мурманская, Сахалинская области). Подобного рода государственная поддержка оказывается также регионам, отличающимся исключительным экономико-географическим положением (Калининградская область) либо оказавшимся приграничными (Псковская, Новгородская, Смоленская области, Краснодарский край и республики Северного Кавказа). Финансовая поддержка оказывается также так называемым закрытым административно-территориальным образованиям, в которых расположены организации и предприятия Минатома и Минобороны России.

В целях научного обоснования рационального размещения производства и оптимизации региональной структуры экономики разрабатываются комплексные схемы размещения производительных сил, включающие прогнозы основных синтетических показателей регионального развития на перспективный период до 15 лет, схемы развития и размещения отраслей национальной экономики или группы взаимосвязанных отраслей промышленности, сельского хозяйства, транспорта.



Содержание раздела