d9e5a92d

Развитие малого бизнеса


На этом этапе следует ожидать трансформации ряда закрытых АО в открытые, перехода контрольного пакета акций в руки акционеров с более выраженным стилем рыночного поведения, перекупки акций обществ, не выдержавших конкуренции, банкротства наиболее слабых из них. Именно на данном этапе могут встать сложные социальные проблемы, связанные с увеличением безработицы. Эти проблемы необходимо предвидеть и своевременно, т.е. загодя, принять меры по их решению. Это, в частности, возможно посредством диверсификации производства как по ассортименту выпускаемой продукции, так и по видам услуг и организации внутреннего рынка рабочей силы.

На завершающем этапе разгосударствления образуются крупные акционерные компании, осуществляется накопление капитала акционерными обществами, интенсивно развивается рынок ценных бумаг и акционерный механизм дополняется собственным механизмом заемных средств, поскольку крупные компании в состоянии самостоятельно выкупать облигации, приносящие их владельцам более высокий доход, чем дивиденды по акциям. На этом этапе возможно широкое привлечение иностранного капитала и образование совместных компаний.

Длительность и сложность процесса развития предпринимательства приводят к необходимости программно-целевого управления этим процессом, поэтому во многом успех развития предпринимательства зависит от центральных органов государственной власти.

Перспективное развитие предпринимательства ориентируется на два основных направления:

1. Создание крупных организационно-хозяйственных структур (должно придать экономике стабильность и управляемость, открыть путь к широкомасштабной реализации научно-технических новаций).

2. Развитие малого бизнеса (должно создать конкурентную среду, обеспечить производству гибкость и индивидуализацию).

В рамках первого направления возникают достаточно мощные организационно-хозяйственные структуры нового типа — государственные, смешанные и частные корпорации, концерны, а также финансово-промышленные группы, способные успешно действовать на внутреннем и внешнем рынках. Органическое переплетение крупных и сверхкрупных производственных компаний с мощными и разветвленными финансовыми учреждениями (коммерческими банками, страховыми и инвестиционными институтами), а также с транспортными, торговыми и информационными структурами образует финансово-промышленные группы, располагающие поистине громадными производственными и финансовыми возможностями. Функционирование подобных групп является прогрессом современного общественного производства и одновременно условием его дальнейшего развития. Финансово-промышленные группы возникают и укрепляются под влиянием необходимости разворачивать широкомасштабные научные исследования и разработки, использовать сложнейшие технические и технологические комплексы, производственную кооперацию, чтобы эффективно противостоять резким колебаниям деловой конъюнктуры. Кроме того, опыт развития ведущих стран Запада показывает, что национальный капитал способен выдерживать конкуренцию с транснациональными корпорациями и иностранными финансово-промышленными группами, если сам структурируется в мощные финансово-промышленные образования, тесно взаимодействует с государственными органами, работает в правовом режиме, адекватно учитывающем особенности национальной и мировой экономики.

В отличие от мощных финансово-промышленных групп малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость. Эта черта малого бизнеса приобретает в современных условиях особую значимость и силу быстрой индивидуализации и дифференциации потребительского спроса, ускорения научно-технического прогресса, возрастания ассортимента производимых товаров и услуг.

Кроме того, малый бизнес мобилизует значительные финансовые и производственные ресурсы населения, в том числе трудовые и сырьевые, которые в его отсутствие не были бы использованы.1

С развитием рынка совершенной конкуренции складывается ситуация, когда крупные компании и их объединения сосредотачивают в своих руках подавляющую часть производства и сбыта товаров, что обеспечивает им возможность диктовать свои условия продажи и устанавливать монопольные цены. Этот процесс монополизации рынка ведет к стагнации. Важным направлением борьбы с этим явлением является развитие малого и среднего бизнеса. Реализовывать различные меры помогают законодательные акты, принимаемые государством для регулирования процесса централизации капитала путем образования монополистических объединений, препятствующих свободной конкуренции.



Существенный вклад вносит малый бизнес и в формирование конкурентной среды, что для высокомонополизированной экономики имеет первостепенное значение. Малый бизнес антимонополен по самой своей природе, что проявляется в различных аспектах его функционирования. С одной стороны, ввиду многочисленных составляющих его элементов и их высокой динамики он в гораздо меньшей степени поддается монополизации, нежели крупные предприятия. С другой стороны, при узкой специализации и использовании новейшей техники малое предпринимательство выступает в качестве серьезного конкурента, подрывающего монопольные позиции крупных корпораций.

Значительна роль малого бизнеса и в осуществлении прорыва по ряду важнейших направлений научно-технического прогресса, прежде всего в области электроники, кибернетики и информатики.

Очевиден вклад малого бизнеса и в решение проблемы занятости. В промышленно развитых странах на него приходится до 50-60% новых рабочих мест.

Наконец, велика роль малого бизнеса в смягчении социальной напряженности и демократизации рыночных отношений, поскольку именно малое предпринимательство является фундаментальной основой формирования «среднего класса» и, следовательно, ослабления присущей рыночной экономике тенденции к социальной дифференциации. Все отмеченные преимущества обязывают государство оказывать всемерную поддержку малому бизнесу.

В стимулировании развития малого предпринимательства возникает важный вопрос распределения полномочий между государственными органами федерального и регионального уровней. Для России с ее обширной территорией ответственность за поддержку предпринимательства объективно лежит в основном на регионах. Малый бизнес призван в первую очередь решать местные экономические и социальные задачи, и как следствие местные власти объективно оказываются крайне заинтересованы в поддержке предпринимательства. В то же время очевидна важность стратегических и координирующих усилий государственных органов федерального уровня в поддержке малого предпринимательства.

Основная задача федеральных органов поддержки малых предприятий состоит в том, чтобы разработать единые для всех территорий России принципы организации малого предпринимательства.

Поддержка малых предприятий на федеральном уровне сводится прежде всего к определению  государственных  приоритетов  в  помощи  малым  предприятиям, формированию необходимого фонда финансовых ресурсов за счет средств федерального бюджета и разработке общих принципов распределения этих средств между различными республиками и регионами России, особенно между теми, где складывающиеся социально-экономическая и финансово-бюджетная ситуации не позволяют рассчитывать на мобилизацию на месте достаточных ресурсов для поддержки малых предприятий.

Федеральными органами решается и такая задача, как координация деятельности федеральных фондов, прямо или косвенно заинтересованных в осуществлении мер поддержки малого бизнеса. Так, фонд занятости непосредственно заинтересован в таком участии, поскольку поддержка малого предпринимательства дает наивысший результат при реализации инвестиций в прирост рабочих мест; в свою очередь, расширение занятости в виде обратного эффекта приводит к увеличению потока средств, поступающих в распоряжение данного фонда.

Важной задачей, решаемой также на федеральном уровне, является создание централизованных систем, осуществляющих обеспечение малого предпринимательства информацией как текущего коммерческого характера, так и касающейся состояния региональных рынков капитала, наиболее перспективных инвестиционных проектов на местах и пр. Другими словами, задачей поддержки малого бизнеса на федеральном уровне является мобилизация для этой цели финансовых ресурсов инвестиционной поддержки малых предприятий за счет не только бюджетных средств, но и накоплений частных инвесторов через систему открытых рынков капитала.

Правительством РФ одобрена комплексная программа государственной поддержки предпринимательства и принято решение о финансовом обеспечении через созданный Фонд поддержки предпринимательства. Программа предусматривает формирование нормативно-правовой базы, содействие внешнеэкономической деятельности, соответствующие механизмы реализации поддержки — через налогово-кредитную политику, страховую деятельность, лизинг, венчурный капитал, сеть подготовки кадров и информационного обслуживания.

Политика поддержки малого предпринимательства концентрирует ресурсы для помощи наиболее важным сферам функционирования малого бизнеса. Государственная поддержка оказывается тем, кто готов начать свое дело в области научно-технических разработок и их внедрения в производство. Она предусматривает создание льготного налогового и кредитного режима для малых наукоемких компаний венчурного капитала, всевозможных научно-исследовательских партнерах.



Содержание раздела