d9e5a92d

Баланс между социальными запросами граждан


Одной из важнейших проблем сегодняшнего дня в области социально-культурных расходов является нахождение разумного баланса между социальными запросами граждан, отраженными в принятых социальных программах, и источниками их финансирования. Используемый нашей практикой в течение многих лет остаточный принцип финансирования социальных потребностей привел к тому, что некоторые из вновь принятых российским парламентом социальных программ оказались без источников финансирования. Например, такая ситуация сложилась в России в октябре 1991 г., когда парламент принял Закон «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан», а средств на его реализацию не было. Такое положение чревато либо невыполнением закона, либо ростом бюджетного дефицита со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями.

В современных условиях без усиления социальной ориентации государственного бюджета не обойтись. Государство должно взять на себя финансирование национальных программ развития образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения. Вместе с тем, по мере перехода к рынку традиционный набор бюджетных расходов на социально-культурные мероприятия (содержание школ, больниц, детских дошкольных учреждений и т.д.) будет пополняться новыми видами затрат. Например, для того чтобы у трудящихся в условиях свободных цен и высокой инфляции не снижался уровень жизни, в бюджете должны предусматриваться ассигнования на обеспечение индексации доходов работников с твердо фиксированными ставками заработной платы. Предполагается не реже одного раза в квартал пересматривать размеры пенсий, стипендий, пособий и зарплаты работников организаций, финансируемых из бюджета. Размер индекса должен зависеть от темпов инфляции и устанавливаться с учетом индекса оплаты труда работников рыночного сектора.

В бюджете предусматриваются ассигнования и на компенсацию потерь населения от роста цен в условиях их либерализации. Из бюджета финансируются комплексные целевые программы по улучшению условий жизни престарелых и инвалидов, по охране семьи, материнства и детства и т.д. Расходы бюджета на выплату социальных пособий — одна из форм материальной поддержки беднейших слоев населения. Такая поддержка исключительно ценна, ибо треть населения страны находится сегодня за порогом бедности. По мере построения основ рыночной экономики перечень бюджетных расходов, направленных на обеспечение социальной защиты граждан, будет расширяться, их размер — увеличиваться, создавая условия для полной реализации социальной функции государства.

Часть бюджетных средств государство направляет на оборону. Военные расходы довольно дорого обходятся налогоплательщику — еще недавно на них использовалось от 25% до 30% валового национального продукта.

Основное место в затратах на оборону занимает закупка вооружений и военной техники; затем идут затраты по текущему содержанию армии и флота, финансированию научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; остальное приходится на долю военного строительства, пенсий военнослужащим и прочие расходы.

Объем расходов на оборону зависит прежде всего от степени реальной угрозы военного нападения; при благоприятной международной обстановке они сокращаются. На величину бюджетных расходов на оборону могут влиять уровень развития экономики, ее финансовые возможности. Сегодня размер военных расходов отражает происходящие в мире прогрессивные процессы, связанные с разрядкой международной напряженности и сокращением вооружений. Реализуя международные договоренности, Россия последовательно проводит практические меры по сокращению военных расходов. Наиболее крупные сокращения коснулись закупок вооружений и военной техники, военного строительства, научных исследований и опытно-конструкторских разработок.

Важную роль в сокращении бюджетных расходов на оборону призвана сыграть военная реформа. Ее подготовка и проведение позволят с меньшим объемом военных расходов качественнее и лучше решать стоящие перед армией проблемы. К тому же предполагается иначе, чем прежде, формировать оборонный бюджет, используя различные источники финансирования военных расходов. Армия должна получить возможность самостоятельно зарабатывать средства за счет, во-первых, реализации устаревшего военно-технического имущества, во-вторых, расширения сферы услуг (транспорт, строительство и т.д.), оказываемых на коммерческой основе гражданским отраслям, в-третьих, используя коммерческий потенциал программ космических исследований, субсидируемых из оборонного бюджета.



О необходимости отказа от ранее использовавшихся административно-командных методов управления с их субъективно-волевыми решениями говорилось уже давно. Но пока что делаются лишь первые радикальные шаги по пути наиболее эффективного и рационального инвестирования бюджетных средств.

И все же задача обеспечения высокой эффективности используемых государством средств налогоплательщиков пока не решена. Необходима коренная перестройка бюджетных отношений и прежде всего в материальном производстве, где бюджетное финансирование следует быстрее заменить системой субсидирования, при которой обязательными условиями предоставления средств выступали бы конкурсная борьба претендентов за сами субсидии и отбор более эффективных вариантов инвестирования бюджетных средств на основе сопоставления проектно-сметной документации и финансовых расчетов. Следует учитывать при этом опыт, накопленный мировой практикой инвестирования ресурсов в общественное производство. Так, в Японии отдают предпочтение финансовой поддержке экономически сильных, а не слабых предприятий, которые благодаря этому получают средства для значительного рывка вперед.

С переходом к субсидированию одновременно мог бы решаться вопрос о возможности долевого участия государства и хозяйств в покрытии определенных расходов на основе использования субвенционной формы финансирования. Бюджетные средства можно предоставлять и в форме инвестиционных займов, преимущества которых состоят в замене безвозвратного финансирования бюджетным кредитованием, осуществляемым на принципах платности и возвратности.

Замена бюджетного финансирования субсидиями, субвенциями и инвестиционными займами позволит реально перейти к использованию в практике бюджетной работы таких показателей, как финансоемкость и финансоотдача. Их практическое применение означало бы, что разговор о приоритетах при определении направлений использования бюджетных средств переместился из области простого декларирования в сферу принятия практических решений.

Конечно, переход на систему бюджетных субсидий, субвенций и кредитов далеко не прост и потребует осуществления целой системы мер: фундаментальной проработки самих условий субсидирования и бюджетного кредитования, создания типового положения о субсидиях и бюджетных кредитах, практического расчета показателей финансоемкости и финансоотдачи, разработки усредненной математической модели финансоотдачи и т.п. Но чем раньше общество приступит к решению этих практических задач, тем быстрее будет создана более эффективная система использования бюджетных ресурсов.

Внепроизводственной сфере бюджетное финансирование должно шире использоваться, с одной стороны, для поддержания достигнутого уровня социально-культурного обслуживания населения, а с другой — для достижения оптимальной структуры отраслей с учетом социальных приоритетов. Однако для этого необходимо перестать финансировать социально-культурные расходы исходя «из достигнутого». Сегодня достаточно хорошо видны глубочайшие пороки такого финансирования. Но беда в том, что, развенчав его морально, общество не перестало им пользоваться. Реальной альтернативы этому методу выделения бюджетных ассигнований еще не создано. Финансирование «от достигнутого» изживет себя лишь в том случае, если будет заменено реально созданной системой научно обоснованных финансовых норм и нормативов, определяемых из расчета необходимого уровня социального обслуживания граждан (например, медицинских расходов на одного жителя или других показателей).



Содержание раздела