Общественный продукт -— это выраженная в рыночных ценах совокупность товаров и услуг, произведенных в течение одного года.
Говоря об общественном продукте, мы имеем в виду такую комбинацию имеющихся в обществе факторов производства, которая позволяет в течение одного года получать возможно большую массу товаров. Поэтому в нем отражается эффективность национальной экономики и благосостояние народа.
Экономисты, оставившие сколько-нибудь заметный след в теории воспроизводства, стремились раскрыть структуру общественного продукта по натурально-вещественному содержанию, функциональному значению и стоимости (ценности). Так, Ф.Кенэ, создавая экономическую таблицу, выделял из общественного продукта продукцию сельского хозяйства и промышленности, в пределах которых он разграничивал средства производства и предметы потребления.
А.Смит выделял две группы рабочих, одна из которых занята производством средств производства, а другая — предметов потребления.
К.Маркс на основе такой структуры общественного продукта обосновывал деление общественного производства на два соответствующих подразделения.
Такого же подхода к анализу общественного воспроизводства придерживался и Дж.М. Кейнс, однако применительно лишь к сфере обращения. Он не мог не заметить, что весь общественный продукт делится на две группы товаров: средства производства и предметы потребления. Но особенность его подхода состоит в том, что при определениивеличины потребления он вычитает из всей совокупности продаж средства производства (по определению Кейнса, это то, что предприниматели покупают друг у друга) и получает объем продаж предметов потребления, справедливо утверждая, что в своем движении они подчиняются несколько отличающимся закономерностям.
Стоимостная структура общественного продукта является важнейшей проблемой исследования общественного воспроизводства, ибо последняя выступает как проблема возмещения всего общественного продукта в натурально-вещественной форме и по стоимости.
Первое наиболее полное представление о стоимостной структуре общественного продукта мы находим у К.Маркса, показавшего, что структура стоимости как отдельного товара, так и общественного продукта, состоит из двух частей, соответствующих участвующим в самом процессе производства двум факторам (материально-вещественному и личному), а именно: из материальных затрат и вновь созданной стоимости. Последняя включает необходимый продукт (необходимый для воспроизводства рабочей силы) и прибавочный продукт (необходимый для расширения производства, а также удовлетворения общественных потребностей).
Стоимостную структуру общественного продукта рассматривал и Дж.М. Кейнс. Но и здесь, как и в исследовании натурально-вещественного состава общественного продукта, он исходил не только из процесса производства, но и из процесса обращения, где стоимостная структура получала свой завершенный вид.
Согласно западной экономической мысли, в стоимостной структуре общественного продукта выделяются четыре элемента:
1) издержки использования (U);
2) факториальные издержки (F);
3) добавочные издержки (V);
4) совокупный доход предпринимателей (D).
Издержки использования (U) определяются из следующего уравнения:
U-(K'-B')=(K-A'), (12.1.1)
где К'— первоначальная стоимость данных основных средств плюс затраты на их содержание и улучшение;
В' — затраты на содержание и улучшение основных средств производства. Поскольку средства производства использовались для производства продукции, то издержки (В') не были израсходованы на их содержание и улучшение, поэтому они и вычитаются из К', т.е. остается только первоначальная стоимость основных средств;
К— текущая ценность (стоимость) капитального оборудования к концу периода, т.е. остаточная стоимость основных средств производства после завершения производства, а также остаток незавершенного производства и готовой продукции;
А'— стоимость законченной продукции, купленной предпринимателями друг у друга и использованной для производства данной продукции. Таким образом, если ((K'—B')—K) есть в основном стоимость изношенных в данном процессе средств производства (сырье, материалы, энергия, комплектующие детали и т.д.), покупаемых предпринимателем у других производителей и используемых целиком для производства данной продукции, то А'— это стоимость оборотного капитала, израсходованного на производство данной продукции. Использование данного элемента иногда ведет к повторному счету.
Второй элемент — факториальные издержки, которые представляют собой суммы, уплачиваемые предпринимателем другим «факторам производства» за их текущие услуги и выступающие как доход этих факторов, исключая других предпринимателей. Итак, факториальные издержки F — это: 1) заработная плата; 2) процент на ссудный капитал; 3) земельная рента, т.е. доходы нефункционирующих собственников:
F=V+(m-p). (12.1.2)
Сумма издержек использования и факториальных издержек называется непосредственными издержками, которые предприниматели стремятся довести до минимума, чтобы получить максимальный доход.
Третий элемент стоимостной структуры общественного продукта — это добавочные издержки, под которыми следует понимать обесценение оборудования или превышение фактических издержек использования над предполагаемым обесценением. Речь идет о моральном износе оборудования V. В целом издержки производства I можно представить в следующем виде:
I=U+F+V. (12.1.3)
Четвертый элемент стоимостной структуры — это доход (D) предпринимателя в отличие от совокупного дохода общества. Под доходом предпринимателя имеется в виду прибыль, которая достается функционирующему собственнику (предпринимателю) и которая определяется как превышение стоимости товара (W) над издержками (U+F+V).
D=W-(U+F+V). (12.1.4)
В целом стоимостная структура общественного продукта имеет формулу:
W=U+F+V+D.( 2.1.5)
Такое представление стоимостной структуры является более конкретным и в большей степени соответствует современной рыночной экономике.
При оценке общественного продукта возникает ряд трудностей. Такие весьма различные товары, как жилые дома, одежда, велосипеды, пища, которые произведены в течение одного года, нельзя просто суммировать или сравнивать, если им не придать денежное выражение.
Поэтому общественный продукт определяется в рыночных ценах. Так как большинство товаров создано для рынка, они получают рыночную цену, и здесь проблем не возникает. Труднее обстоит дело с продукцией или услугами, не имеющими рыночной цены. Безвозмездные услуги государства (оборона, правовая защита, образование) рассчитываются по стоимости издержек, которые фактические сложились в момент оказания этих услуг.
Собственное производство на предприятиях (фирмах), например изготовление какого-либо станка для своих собственных нужд, оценивается по сопоставимым ценам. Услуги в домохозяйствах, выполняемые самими членами семьи, не выносятся на рынок, их учет чрезвычайно сложен, поэтому при определении величины общественного продукта они не учитываются.
В экономической литературе и хозяйственной практике имеют место два подхода к определению величины общественного продукта. Согласно одному подходу, основанному на марксистской теории, совокупный общественный продукт — результат материального производства, а поэтому услуги не включаются в стоимость данного продукта. Такой подход многие годы использовался в нашей стране.
Мировая хозяйственная практика (при подсчете общественного продукта) исходит из того, что масса производственных товаров включает не только материальные блага, но и услуги врача, налогового инспектора, банков или государства и других, а поэтому общественный продукт есть результат двух сфер народного хозяйства — материального производства и сферы услуг. Показателем, характеризующим величину общественного продукта, является валовой внутренний продукт (ВВП).