Относительно новым для нашей экономической науки является показатель чистого экономического благосостояния1^, который применяется в дополнение к показателю «валовой национальный доход». Дело в том, что валовой национальный доход не дает удовлетворительной картины экономического благосостояния. Это происходит по следующим причинам: во-первых, валовой национальный продукт включает ряд элементов (например, амортизацию), которые непосредственно не отражаются на индивидуальном благосостоянии; во-вторых, этот показатель не включает ряд элементов, которые могут прямо и непосредственно влиять на уровень благосостояния и определять его. Влиять на уровень благосостояния могут такие не учитываемые в валовом национальном продукте элементы, как, например, досуг. Предположим, что человек решил по мере того, как становится богаче, работать меньше и получать физическое удовлетворение от свободного времени так же, как от товаров и услуг. Тогда валовой национальный продукт снижается, даже если благосостояние растет. Поэтому, чтобы скорректировать физическое удовольствие от досуга, должна быть внесена положительная поправка в валовой национальный продукт. В результате этого выходим на показатель чистого экономического благосостояния. Но это так называемое косвенное влияние на уровень экономического благосостояния, которое трудно учесть.
При оценке чистого экономического благосостояния надо учитывать также уровень населения, определяемый как соотношение реальных потребностей граждан и возможностей их удовлетворения. Здесь происходит оценка не только текущих денежных доходов населения и фактического потребления, но и наличие денежных сбережений, количество и качество накопленного домашнего имущества, жилья, услуг, здравоохранения и просвещения.
Кроме того, для объективной оценки чистого экономического благосостояния необходимо учитывать расслоение населения по уровню доходов. Валовой внутренний продукт этого отразить тоже не может. Здесь следует использовать коэффициент Джини. Этот коэффициент показывает характер распределения всей суммы доходов населения между его отдельными группами. При равномерном распределении доходов в обществе коэффициент Джини равен нулю. Чем выше степень поляризации общества по уровню доходов, тем ближе коэффициент к единице.
Если свободное время косвенно влияет на уровень экономического благосостояния, то теневая экономика прямо и непосредственно определяет уровень экономического благосостояния, хотя это не отражается количественно в показателе валового национального продукта, но при этом следует иметь в виду, что не вся теневая экономика оказывает положительное воздействие на уровень экономического благосостояния. Определение теневой экономики в этом плане может быть следующим: это есть не контролируемое обществом движение товарно-материальных ценностей и услуг, т.е. скрываемые от органов государственного управления социально-экономические отношения между отдельными гражданами и социальными группами. Эти отношения включают все неучтенные, нерегламентированные виды экономической деятельности. При этом в структуру теневой экономики входят:
1) криминальная экономика — встроенная в официальную экономику экономическая преступность (хищения; подпольная, полностью скрываемая от всех форм контроля экономическая деятельность: наркобизнес, азартные игры, проституция; общеуголовная преступность против личной собственности граждан как форма внеэкономического перераспределения доходов: грабежи, разбои, кража личного имущества, рэкет);
2) фиктивная экономика — официальная экономика, дающая фиктивные результаты, отражаемые в действующей системе учета и отчетности как реальные (приписки);
3) неформальная экономика — система неформальных взаимодействий экономических субъектов, базирующаяся на личных отношениях и непосредственных контактах между ними и дополняющая или заменяющая официально установленный порядок организации и реализации экономических связей;
4) нелегализованная вторая экономика — скрываемые от контроля виды индивидуальной и кооперативной деятельности, т.е. либо запрещенные законом, либо не зарегистрированные в установленном порядке.
Третий и четвертый элементы прямо и непосредственно увеличивают объем показателя чистого экономического благосостояния, а первый и второй элементы такого влияния не оказывают.1
В рамках изучения макроэкономики интересно проследить связь форм собственности, превалирующих в различных секторах экономики, с состоянием предприятий и развитием соответствующих отраслей, что позволит оценить эффективность использования той или иной формы собственности в конкретной сфере. Это позволяет государству проводить целенаправленную политику через административно-правовые и экономические методы для стимулирования экономического роста в конкретных областях хозяйства страны и дает основание для проверки теоретических взаимосвязей на опыте. Эти вопросы раскрываются при рассмотрении понятия собственности в макроэкономике.
В рыночной экономике форма связей рыночная. Это значит, что все находящиеся в экономическом обороте блага имеют двоякую форму бытия: натурально-вещественную и денежную. Эти формы не просто сосуществуют, а противостоят друг другу. Направления их движения противоположны.
Исходным пунктом, доминантой экономического оборота благ являются домохозяйства, которые для удовлетворения своих потребностей в пище, одежде и других благах предлагают в качестве ресурсов производства землю, труд, капитал, предпринимательские способности. Но домохозяйства, с другой стороны, представляют собой и конечный продукт экономического оборота, и его конечную цель. Производство, в конечном счете, функционирует для обеспечения потребления. Таким образом, цель потребления достигается через продажу ресурсов, производительное их потребление, производство и продажу материальных благ.
Домашние хозяйства платят государству прямые налоги (подоходный, на заработную плату, поземельный, за владение автомобилем и другие), а получают от государства заработную плату и жалованье, трансфертные платежи (государственные выплаты, пенсии, стипендии, дотации на квартирную плату).
Трансфертные платежи — это передача доходов, не требующая каких-либо прямых ответных услуг экономического характера.
Предприятия (фирмы) платят государству косвенные налоги (налог с оборота, промы-/ еловый налог, акциз) и прямые налоги (на прибыль корпораций, взносы на социальное страхование), а получают от государства трансфертные платежи в форме субсидий, налоговых льгот, премий, льготных займов, оплаты текущих расходов бюджетных организаций.
Эта модель характеризует экономический оборот в закрытой национальной экономике. Кругооборот открытой национальной экономики усложняется добавлением еще одного хозяйствующего субъекта — мирового хозяйства. Постоянное повторение и продолжение этих процессов составляют содержание общественного воспроизводства.