Соглашения об избежании двойного налогообложения


соглашения об избежании двойного налогообложения и др. ).
При обсуждении вопроса о налогообложении важно иметь в виду,
что в Европе и других странах существуют так называемые
"налоговые убежища", то есть страны и места с существенно более
низким уровнем налогообложения, к примеру, в Лихтенштейне, на
Канарских или Бермудских островах, где практически не взимаются
подоходные налоги. Даже в Швейцарии максимальная ставка
подоходного налога меньше, чем во многих других
западноевропейских странах. Данный вопрос надлежит изучать,
лишь прибегая к услугам местного налогового специалиста;
-- изысканию несложных возможностей получения разрешения на
пребывание и ведение работы необходимым числом советских
сотрудников;
-- выявлению наиболее благоприятного общего климата для
советского участия в конкретной стране (возможность свободного
передвижения в стране и т.п.).
В нейтральных странах, например, в Австрии, советским
гражданам предоставляются более льготные условия, чем в странах
НАТО;
-- изучению проблем транспортировки, прежде всего, при
экспорте больших объемов насыпных грузов из Советского Союза. В
этом отношении наличие морского или, например, придунайского
порта тоже может создавать определенные преимущества;
-- выявлению и изучению возможностей приглашения на работу в
нужном числе высококвалифицированных местных специалистов) по
возможности, со знанием русского языка и с опытом работы с
советскими организациями;
-- обсуждению вопросов общей стоимости жизни в различных
странах.
Хотя уровни жизни в странах Центральной Европы (ФРГ,
Австрия, Швейцария) практически одинаковы, стоимость жизни в
каждой из них достаточно различна. ООН регулярно публикует
статистику стоимости жизни в различных странах, и советские
торгпредства и посольства в конкретных странах могут оказать
необходимую помощь при изучении данного вопроса.
В случае, когда принято решение учредить на Западе смешанную
фирму, предстоит найти ответ еще на один вопрос: создавать ли
новую смешанную фирму или приобрести участие в уже существующей
западной компании. Как правило, советские организации до сих
пор создавали лишь новые смешанные фирмы, И все же стоит иметь
в виду еще одну возможность, а именно купить участие в уже
существующей фирме. Ее достоинство состоит в том, что в этом
случае можно намного быстрее обеспечить функционирование фирмы.
Здесь отпадает необходимость в осуществлении бюрократических
операций, связанных с созданием нового предприятия. А ведь во
всех европейских странах эта "бюрократическая канитель" длится
не меньше, если не больше, трех месяцев.
Советские организации противной стороной в деловых
отношениях до сих пор обычно выбирали уже давно известного
торгового партнера. В связи с этим хотелось бы указать на то,
что западные предприятия в таких случаях нередко прибегают к
услугам специальных посреднических фирм, которые ищут, с одной
стороны, потенциальных покупателей предприятия, владельцы
которых готовы его продать, а с другой -- по поручению
предпринимателей, желающих продать свою фирму, -- потенциальных
покупателей. Как правило на семейных предприятиях зачастую
возникает такое положение, когда хозяин очень пожилой человек и
у него нет наследников вообще или подходящих наследников, в
силу чего он вынужден продавать свое предприятие.
Предоставлением подобных посреднических услуг занимается ряд
международных фирм, желающих получить за них определенное,
нередко достаточно высокое комиссионное вознаграждение, в
размере 50-100 тыс. шиллингов и даже больше в зависимости от
размеров предприятия (фирмы), становящегося предметом
переговоров. Достоинством использования услуг такого рода
специалистов является то, что во-первых, иностранный заказчик
может оставаться анонимным, а во-вторых, подобные международные
фирмы привлекают к своей деятельности местных специалистов,
которые отлично разбираются в своих рынках.
Приобретая участие в уже существующей фирме, необходимо
решить основной вопрос -- оценить ее стоимость. Сразу же стоит
сказать, что здесь не существует единой общепринятой системы.
Каждый отдельно взятый специалист убежден в том, что его метод



самый подходящий. В принципе существуют следующие подходы:
-- определение стоимости предприятия, исходя из данных
опубликованных баланса и годового отчета. Но в виду того, что
расчеты весьма расходятся с реальными цифрами (см. раздел "Как
считать баланс"), данный метод можно использовать лишь в
качестве дополнительного;
-- определение стоимости предприятия путем умножения размера
его годовой прибыли за последние два или три года на
определенный коэффициент, равный, как правило 4-6. Это
означает, что предприятие, которое в последние годы получало
среднегодовую прибыль в размере 10 млн. шиллингов, стоит от 40
до 60 млн. шиллингов;
-- определение стоимости предприятия путем расчета стоимости
создания новой фирмы. Многие специалисты считают такой подход
наиболее подходящим и приемлемым.
Из сказанного выше следует, что определение стоимости
реально существующей фирмы -- достаточно сложный вопрос, и
получение ответа на него во многом зависит от того, кто более
заинтересован -- покупатель или продавец. В любом случае при
приобретении подобной фирмы рекомендуется привлекать
юридических и налоговых специалистов конкретной страны.

Для ведения переговоров по этим вопросам важно подготовить
следующий список:
1. финансовое положение:
-- годовые отчеты последних 10 лет;
-- отчеты аудиторов за последние годы; баланс предприятия
для определения суммы налогообложения;
-- статистика задолженностей и требований за последние годы,
чтобы показать, в какой мере собственные средства покрывают
долги;
-- плановые балансы (бюджеты) последних лет с указанием всех
отклонений;
-- перечень банковских кредитов и тех рамок, которые
предоставляются банками для использования кредитов;
-- перечень капиталовложений последних лет и статистика
средств, которыми они были финансированы;
-- статистика рентабельности оборота и рабочей силы;
-- статистика имеющихся, еще не выполненных заказов;
-- статистика лицензионных платежей, которые фирма получает
от своих клиентов, и лицензионных платежей фирмы своим
лицензиарам;
-- административные расходы в сравнении с оборотом, чтобы
показать, насколько рентабельным является административный
аппарат предприятия;
-- статистика данной отрасли промышленности или торговли и
данные сопоставления развития данной отрасли с развитием
данного предприятия, чтобы определить, может ли предприятие
расширить свой рынок;
2. юридические вопросы
-- наличие у продавца полномочий продавать предприятие
(некоторые акционеры могут возражать против продажи
предприятия);
-- наличие у кредиторов (банков) возражений против продажи
предприятия;
-- копии регистрационных пометок в торговом реестре обществ
с ограниченной ответственностью, чтобы точно установить, кто
является учредителем;
-- по возможности список всех акционеров, которые держат
более 5% акций, если речь идет об акционерном обществе;
выяснение вопроса, является ли данное предприятие монополистом
или квазимонополистиом по законодательству данной страны и
могут ли соответствующие административные органы возражать
против продажи данного предприятия зарубежному партнеру;
-- перечень соглашений или договоров, существующих между
данной фирмой и другими предприятиями (лицензионные соглашения,
распределение производства или рынков, закупки и продажи
марочных названий или торговых марок и т. п. ).
В дополнение к сказанному выше крайне необходимо изучить
вопросы налогообложения по отношению к Советскому Союзу и
трансферта туда прибыли. К тому же в отдельных странах
иностранные учредители должны внести определенный налог при
осуществлении капиталовложений в смешанное предприятие в данной
стране.
Очень важно подробно изучить также положение предприятия на
рынке, другими словами, его маркетинговую ситуацию, равно как и
организационную структуру (в какой мере она соответствует
современным требованиям). Целесообразно внимательно
ознакомиться с тем, каким престижем обладает предприятие на
Западе, т.е. с мнением общественности, прессы, правительства,
клиентов и поставщиков о нем.
Нельзя не обратить внимание на то, что в деле приобретения
участия в западной фирме или создания нового смешанного
предприятия решающим фактором является наличие взаимного
доверия между новыми партнерами. И здесь к месту будет сказать:
"Семь раз отмерь -- один раз отрежь".
После того, как с будущим партнером будет достигнуто
принципиальное согласие на создание смешанной фирмы за рубежом,
оба партнера обычно подписывают так называемый протокол о
намерениях (Letter of intent), в котором выражается желание
создать смешанное предприятие и перечисляются области, по
которым уже имеется принципиальная договоренность. При
составлении такого протокола целесообразно привлекать адвоката.
Однако сам факт существования соглашения еще не обязывает
партнеров создавать смешанную фирму, если в ходе дальнейших



Содержание  Назад  Вперед