использование карт клиентами в основном носит недетерминированный характер.
Для решения задачи предотвращения мошенничества целесообразно передать часть функций управления рисками непосредственно держателям карт. На стадии выпуска и функционирования карты ее держатель сможет сам определять стандартную для себя модель поведения. Для этого банк должен обеспечить держателя карты возможностью оперативно изменять параметры модели ее использования.
Такой подход требует со стороны банка определенных ресурсных затрат на доработку программного обеспечения, разработку новых технологий по управлению параметрами карты, доработку программного обеспечения кол-центра*(109) и организацию соответствующей рекламной кампании в среде держателей карт.
Большое значение имеет обеспечение клиента возможностью оперативно, по запросу, получать информацию о состоянии счета, оперативно блокировать/разблокировать карту, оперативно получать информацию о проведении/попытках проведения операций.
К параметрам, определяющим модель поведения клиента, можно отнести следующие:
- регион использования карты с детализацией до конкретной страны. Чем регион меньше, тем меньше риск успешного использования поддельной карты;
- лимиты на сумму и количество операций выдачи наличных и покупки (на 1 день, 3 дня, неделю, месяц и т.д.);
- определение категорий торговых точек (группы МСС*(110)), где карта не будет использоваться (например, Интернет, заказы по почте и т.д.);
- определение МСС, только для которых будет разрешено использование карты, например 6010 и 6011.
Управление параметрами риска клиент может осуществлять через:
24-часовую службу помощи;
автоматизированную службу помощи, позволяющую получать информацию по счету и блокировать/разблокировать карту;
систему Мобильный банк, позволяющую в режиме онлайн:
- получать SMS-сообщения о любом движении по счету;
- узнавать остаток по счету;
- блокировать/разблокировать карту;
- устанавливать регион использования карты.
Для усиления мотивации клиентов в установке региона использования карты можно ввести некоторые ограничения на использование карты в странах повышенного риска использования банковских карт, соответствующим образом оповестив об этом клиентов. Установка региона использования карты позволит снимать ограничения на использование карты в этих странах на определенный срок, а заодно можно порекомендовать клиенту на будущее установить регионы использования карты.
Введение ограничений на использование карты самим клиентом в значительной степени повышает эффективность работы систем офлайн-мониторинга банка и позволяет без финансовых потерь на ранней стадии выявить случаи подделки карт.
В этом разделе будут рассмотрены проблемы управления рисками при обслуживании операций с банковскими картами, связанные только с внешними факторами воздействия на систему банк - держатель карты, а именно:
для случаев утраченных/украденных карт;
для случаев мошеннических операций возврата покупки;
для случаев транзакций по поддельным картам.
Утраченные/украденные карты
Этот тип мошенничества приносит наибольшие убытки банкам и, к сожалению, слабо поддается минимизации. Если карта попадает в руки злоумышленников, то время ее использования не превышает 2-3 час. В среднем по статистике утраченные (и украденные) карты используются не более 3 дней. Таким образом, самое главное в процессе минимизации потерь банка от этого типа мошенничества - максимально быстрое блокирование карты.
Для этого необходимо обеспечить держателя карты соответствующими пособиями, объясняющими его действия в случае ее утраты. Со стороны банка должна быть организована доступная круглосуточная служба поддержки, отвечающая на телефонные запросы держателей карт. Желательно в этой службе выделить отдельный телефонный номер для блокировки карт.
Можно организовать автоматическую службу поддержки клиентов, позволяющую клиенту по телефону в автоматическом режиме, указав номер карты и кодовую последовательность, самостоятельно блокировать карту.
Предоставление клиентам услуги Мобильный банк позволяет блокировать карту, послав соответствующие SMS-сообщение на номер банка или выбрав в меню мобильного телефона пункт блокировки карты.
Если операция возврат покупки не сопоставилась, то осуществляется автоматическое блокирование суммы на счете клиента до окончания проведения расследования по этому случаю.
Операции по поддельным картам
Наносят большой ущерб банкам. В последнее время отмечается большой рост подобного мошенничества. Это связано с высоким технологическим уровнем устройств, позволяющих копировать магнитную полосу карты, и доступностью средств производства высококачественного поддельного пластика.
Как уже отмечалось, эффективным способом уменьшения потерь банка является сочетание ограничения функциональности карты с мониторингом активности, а также подключение клиентов к услуге Мобильный банк, которая позволяет клиенту быстро среагировать на первую мошенническую операцию и заблокировать карту, однако ущерб от одной операции может оказаться значительным. Оптимальным является пропаганда в среде держателей карт, пользующихся услугой Мобильный банк, возможности разблокировки карты только на период проведения операции. Все остальное время карта должна быть заблокирована.
В среде держателей карт, не подключенных к услуге Мобильный банк, целесообразно рекламировать возможность ограничения региона использования карты с целью минимизации риска проведения мошеннических операций. Особенно важно это делать для клиентов, посетивших страны повышенного риска мошеннического использования банковских карт. Таким клиентам необходимо рекомендовать установить для карты регион ее использования, например Россию.
И в случае выезда клиента в другой регион ему будет необходимо позвонить в службу поддержки клиентов и открыть для карты требуемую страну/регион.
Управление рисками мошенничества при эквайринге
Управление рисками при обслуживании торгово-сервисной сети заключается в реализации комплекса организационных и технологических процедур, направленных на ограничение возможности проведения несанкционированных платежей и создание устойчивого непривлекательного имиджа торгово-сервисной сети банка у мошенников.
Организационные методы направлены на повышение уровня компетентности сотрудников торгово-сервисной сети по приему карт и методам противодействия мошенничеству. Особое внимание необходимо уделять наглядным пособиям и четкости инструкций по противодействию мошенничества.
Технологические процедуры предотвращения мошенничества: - 100-процентная авторизация всех операций в торгово-сервисной сети;
- принудительный ввод на терминале последних 4 эмбоссированных цифр номера карты при формировании авторизационного запроса и сопоставление их с данными на магнитной полосе. В случае если данные не совпали, операция не разрешается;