d9e5a92d

Корпоративная система


Как правило, в большинстве случаев каждая карта предназначена для выполнения одной функции.
Но, как у всякого правила, здесь могут быть исключения. Например, карта, выпущенная банком в рамках совместной программы*(166) с магазином, может нести как платежную функцию (в качестве банковской карты), так и дисконтную (в качестве торговой карты). В этом случае правомерно говорить о двух приложениях одной и той же карты, или, как часто говорят специалисты, о двух аппликациях.

Если у карты приложений (аппликаций) несколько, то такую карту называют мультиаппликационной.
Что такое приложение карты? Это данные на карте с определенной структурой, ориентированной на их использование конкретной корпоративной системой (возможно, несколькими корпоративными системами, имеющими полномочия на работу с этими данными). Кроме того, в понятие приложения включают еще и определенный алгоритм обработки этих данных, который может быть реализован либо в самой карте (если карта микропроцессорная), либо терминальным оборудованием (в случае других видов карт).
Остается выяснить, что же такое корпоративная система? Обычно под корпоративной системой понимается организация, использующая собственную автоматизированную информационную систему для работы с данными, содержащимися на карте. Вот круг определений и замкнулся, похоже, что получилось масло - масляное.

Разобраться поможет пример.
Рассмотрим совместную бесконтактную карту Московского метрополитена и Московской железной дороги (МЖД). Эта карта дает право проезда в соответствующем транспорте - в поездах метро и в пригородных электричках. Итак, имеются две совершенно разные (и независимые друг от друга) корпоративные системы. Соответственно на карте (точнее, в памяти ее чипа) содержатся две разные структуры данных, каждая из которых обрабатывается собственным терминальным оборудованием (в данном случае это - кассы, информационные терминалы и турникеты) и собственной информационной системой.

Если вы проходите через турникет метрополитена, то он работает с областью памяти карты, принадлежащей метро. Если вы обращаетесь в железнодорожную кассу, то касса работает с совершенно другой областью памяти карты - областью МЖД. Область метрополитена недоступна МЖД, область МЖД - метрополитену (доступ к каждой области возможен только с помощью набора собственных секретных ключей). Фактически мы имеем две разных, совершенно независимых друг от друга карты в одной.

Это и есть мультиаппликационная карта.
Мультиаппликационные карты - совершенно новый вид пластиковых карт, появившийся сравнительно недавно. Такое стало возможным с развитием новых карточных технологий, да и самих карт как носителей информации. Снова проиллюстрируем наш тезис примером.
Возьмем карту Visa Electron МДМ-банка с логотипом торговой сети Седьмой Континент. Обработка второй дорожки магнитной полосы этой карты банком обусловливает ее платежную функцию. В то же время, читая данные с той же второй дорожки, касса магазина предоставляет держателю совместной карты скидку в 5%.

Налицо две различные карточные технологии (платежная и дисконтная), использующие одну и ту же структуру данных по-разному. Подобные карты - своего рода переходный этап к настоящим мультиаппликационным картам, в которых карточные приложения как по структуре данных, так и по методам их логической (а иногда даже и физической) обработки не зависят друг от друга.
Пример настоящих мультиаппликационных карт (Московский метрополитен/МЖД) мы уже рассмотрели. Здесь важно отметить, что такого рода карта может быть только картой со встроенной микросхемой (смарт-картой) и с разграничением по доступу отдельных областей памяти, где расположены разные приложения. Причем (раз уж это транспортная карта) - бесконтактной смарт-картой, которая обеспечивает быструю транзакцию на турникете.

Ниже, на примере социальной карты москвича, мы увидим, что возможно для реализации разных приложений сочетание различных технических элементов: в социальной карте банковское приложение обеспечивается магнитной полосой, дисконтное - штриховым кодом определенной структуры, прочие приложения - бесконтактным чипом.


Главная проблема мультиаппликационных карт заключается в том, что обычно невозможно установить, какое приложение на карте является основным. Однако вопрос о том, какое приложение основное, является некорректным: в конце концов приложение выбирает держатель карты. Иногда ему навязывают приложение.

Например, нельзя воспользоваться дисконтом, расплачиваясь за товары или услуги наличными деньгами. Но и в данном случае назвать платежное приложение главным нельзя - держатель может выбрать именно такую карту, исключительно руководствуясь желанием получать скидки, но не для безналичной оплаты вообще.
Продолжим рассмотрение совместной карты Visa Electron МДМ-банка и торговой сети Седьмой Континент. В магазинах Седьмой Континент часто можно наблюдать такую картину. Держатель этой совместной карты сначала вносит через операционную кассу МДМ-банка (она располагается прямо в магазине) деньги на свой карточный счет.

Пока держатель выбирает товары, деньги зачисляются на счет, так что когда держатель появляется у кассы, он уже может расплатиться с магазином этими деньгами, получив при этом 5-процентную скидку.
В этой главе мы подробно рассмотрим один из впечатляющих примеров мультиаппликационной карты - социальную карту москвича. Основная цель такой карты - адресное предоставление льгот, но у нее есть и платежная функция. Пример примечателен тем, что эта карта несет не менее семи независимых приложений (в дальнейшем их будет больше) и использует все основные методы хранения и обработки карточной информации: штриховой код, магнитную полосу и встроенную микросхему. Сейчас это микросхема бесконтактного типа, в дальнейшем, для размещения дополнительных приложений, планируется добавить на карту контактный чип. Пример интересен также тем, что социальная карта москвича - массовая мультиаппликационная карта.

К июню 2002 г. таких карт было выпущено около 30 тыс.; сейчас социальных карт москвича более 2 млн., и выдаются они не только пенсионерам и лицам, состоящим на учете в органах социальной поддержки, а также московским студентам и школьникам.
Перед рассмотрением мультиаппликационной чиповой карты необходимо представить себе ее техническую основу. Так получилось, что большинство мультиаппликационных карт (в количественном отношении) содержат наряду с другими транспортные приложения. В связи с тем что транспортные транзакции должны быть практически мгновенными, такие карты используют бесконтактный интерфейс.
При этом более 80% бесконтактных карт (а их выпущено в мире свыше 200 млн.) базируются на использовании технологии MIFARE* (ISO 14443A). Возможности этой технологии могут представлять определенный интерес, поскольку использование бесконтактных карт отнюдь не ограничено транспортными приложениями. Бесконтактные смарт-карты стандарта MIFARE* (далее мы будем применять сокращение БСК) оказались настолько удобны для пользователей, что стали широко применяться вне транспорта.

Мультиаппликационные карты на основе БСК

Итак, свойства бесконтактных смарт-карт предопределили их успешное применение в системах автоматического сбора оплаты на транспорте по всему миру. Крупнейшие города мира - Лондон, Париж, Берлин, Токио, Рим, Вашингтон, Чикаго, Пекин, Сеул и, наконец, Москва - активно используют их в общественном транспорте. В России, кроме Москвы, БСК применяются в Санкт-Петербурге и Новосибирске (в метрополитенах этих городов), а также на железной дороге.

Однако текущая ситуация в России располагает и к другим, нетранспортным применениям этих бесконтактных карт, и функция оплаты проезда может быть лишь одним из приложений, реализуемых картой.
Мультиаппликационность карты дает реальные выгоды как держателям карт, так и всем остальным участникам и создателям соответствующих карточных проектов, а именно:
улучшение (ускорение) возврата инвестиций для существующих эмитентов карт, т.к. стоимость инфраструктуры и самих карт может делиться как между создателями системы, так и между новыми участниками, использующими карту для создания своих приложений;
стоимость участия в существующей карточной системе значительно ниже стоимости создания своей системы;
для достижения маркетинговых и коммерческих целей очень актуально использование целевой аудитории - людей, уже имеющих карты. Карта становится мощным средством воздействия на своего владельца и используется как инструмент маркетинга для продвижения товаров и услуг;
очевидные удобства для пользователя - один и тот же предмет используется как пропуск, платежное средство, носитель социальной информации и т.д.;
использование смарт-карт открывает новые перспективы в мире распространяющихся компьютерных технологий.
Несмотря на очевидную выгоду мультиаппликационных карт, их внедрение связано с рядом трудностей чисто организационного характера. Должен быть некий катализатор, который помог бы запустить проект, - первичное приложение, обеспечивающее проекту критическую массу, после которой на карту становится выгодным добавлять другие приложения.

Интересные записи



Содержание раздела