Тогда же в ассоциацию вступили первые японские участники.
Спустя два десятилетия, в 1988 г., в целях укрепления альянса MasterCard приобрел 12,25% акций EuroCard International и 15% активов ее технологического подразделения EPSS (European Payment Systems Services).
С 1991 г. в результате заключенного соглашения между EuroCard International и Cirrus International карты с логотипами Eurocard/MasterCard стали приниматься в сети банкоматов Cirrus.
В 1992 г. в результате равноправного партнерства между MasterCard и Europay создана компания Maestro International, а компании EuroCard International, eurocheque Int. и Eurocheque International Holdings объединились в Europay International.
1996 г. был ознаменован новым 10-летним договором о стратегическом сотрудничестве между MasterCard и Europay, в результате которого появился новый совмещенный логотип для карт Eurocard/MasterCard.
В 1997 г. осуществлена первая в истории международная транзакция через сеть Интернет с помощью карт Eurocard/MasterCard.
В конце 2000 г. банкам-участникам была предоставлена возможность реализации новой программы виртуальных карт. Виртуальная карта представляла собой дополнительный счет, открываемый для держателей карт Eurocard/MasterCard в целях разграничения платежей, осуществляемых в реальном мире и на рынке электронной торговли.
В 2001 г. в мире выпущена стомиллионная чиповая карта Eurocard/MasterCard.
Таким образом, окончательное слияние Europay International и MasterCard International стало закономерным результатом продолжавшегося свыше 30 лет тесного сотрудничества и позволило создать стратегический альянс для увеличения их конкурентоспособности на рынке международных платежных карт.
Отметим также следующий факт: весной 2004 г. северо-американский франчайзинг Diners Club International (DCI) - Diners Club North America и MasterCard International подписали рамочное соглашение о создании нового стратегического альянса. На первом этапе реализации проекта карты DCI, эмитированные по всему миру, будут обслуживаться в сети приема MasterCard International на территории Канады и США. На следующем этапе карты Diners Club International, эмитированные в регионе Северной Америки, станут приниматься в глобальной сети терминалов, банкоматов и пунктов выдачи наличных MasterCard по всему миру.
С этой целью на выпускаемые карты DCI наносится логотип MasterCard, что исключает вероятность отказа в их приеме в торгово-сервисных предприятиях, обслуживающих карты MasterCard. При этом на карты Diners Club, эмитированные в США и Канаде, логотип будет нанесен с лицевой стороны, а на карты, эмитированные в других регионах, - с обратной стороны. И хотя, по словам руководства Diners Club, ни о каком слиянии или взаимопоглощении двух международных систем речи не идет, к каким последующим переменам на мировом карточном рынке приведет создание подобного альянса, покажет время.
Структура компании и ее задачи
Вновь образованный холдинг MasterCard Incorporated включает дочернее предприятие (MasterCard Int.) и пять региональных подразделений, которые действуют в шести региональных направлениях: в Северной Америке, Европе, Азиатско-Тихоокеанском регионе, Латинской Америке и Карибском бассейне, в Юго-Восточной Азии, на Ближнем Востоке и в Африке. Данная структура предполагает оперативное управление текущей деятельностью столь обширной компании. Создание единой структуры с единым управлением и руководством позволило MasterCard добиться большой гибкости и стратегической маневренности, а также ускорить процесс предложения клиентам новых технологичных услуг.
Штаб-квартира вновь образованной организации находится в городе Перчейз (штат Нью-Йорк, США).
Штаб-квартира европейского отделения компании расположена в штаб-квартире Europay International в Ватерлоо (Бельгия), а сам Europay Int. стал региональным подразделением в новой структуре - MasterCard Europe Region. В качестве акционеров новой компании выступили финансовые учреждения, являющиеся ключевыми участниками платежной системы.
Объединение компаний в единую структуру было ориентировано в первую очередь на реализацию следующих задач:
Европейские центры сформированы в сфере дебетовых продуктов, в сфере чиповых технологий и мобильной коммерции. В США Центр мастерства будет заниматься вопросами, связанными с разработкой новых продуктов и продвижением карточных технологий в части электронной торговли и В2В-отношений.
Последовательная реализация поставленных задач позволяет MasterCard International существенно увеличивать эффективность своей деятельности на рынке международных пластиковых карт, что показывают результаты ее деятельности. Достижения объединенной компании за прошедшее время отражены в таблице 1.
Таблица 1
Достижения объединенной компании
Наименование позиции 2002 г. 2003 г. 2004 г. (за 3
квартала)
Количество выпущенных карт 590 млн. 632,4 млн. 656 млн.
MasterCard, шт.
Количество выпущенных карт Maestro,505,2 млн. 520 млн. 545 млн.*
шт.
Количество выпущенных смарт-карт, 127 млн. 150 млн. нет данных
шт.
Количество операций по картам13,6 млрд. 15 млрд. 13 млрд.
MasterCard, шт.
Оборот по операциям, $ 1,14 трлн.1,27 трлн. 1 трлн.
Количество торгово-сервисных точек,
принимающих в оплату карты 30 млн. 32 млн. нет данных
платежной системы, шт.
Количество банкоматов, принимающих 822 тыс. 900 тыс. 1000 тыс.
карты платежной системы, шт.
Число программ внедрения смарт-карт 190 400 нет данных
в различных странах мира
* Данные за I полугодие 2004 г.
Общее количество банков-участников платежной системы MasterCard сейчас превышает 25 тыс.
Карточные продукты MasterCard
Для своих членов и участников MasterCard предлагает обширный ряд карточных продуктов, которые базируются на наиболее распространенных типах карт платежной системы.
Карты сегмента начального уровня
Maestro Prepaid
Данная карта относится к числу предоплаченных карт и является обезличенной, т.к. на ней не указывается имя держателя карты. Поэтому процедура выдачи карты может занимать 10-20 мин., карта относится к числу быстрых карт. Держатель карты может передавать ее в пользование третьим лицам (к примеру, членам своей семьи).
Операции по карте подлежат обязательной электронной авторизации. Maestro Prepaid является составной частью дебетового продукта. Достаточно широко распространена в США.
Cirrus/Maestro
Эти карты по праву считаются наиболее популярными и доступными средствами платежа - практически каждый независимо от уровня дохода может стать ее держателем. Это дебетовая карта для электронных расчетов. По ней можно получить наличные в международной системе банкоматов Cirrus (свыше 900 тыс. банкоматов по всему миру) и оплатить покупку в тех торговых точках, где установлены POS-терминалы международной системы Маэстро.
Карточка, как правило, не эмбоссируется, что исключает возможность использования импринтеров при оформлении покупки или в пунктах выдачи наличных.