d9e5a92d

БК передаются в Картподразделение для уничтожения.


- проинструктировать сотрудника Банка о необходимости внесения карты в стоп-лист. В этом случае Банк несет ответственность за все (в том числе неавторизованные) несанкционированные Держателем операции, через восемь суток после телефонного обращения Держателя. Расходы Банка по простановке в стоп-лист относятся на счет Клиента.
Держатель БК обязан подтвердить факт утраты или хищения БК письменным заявлением. Заявление считается поданным надлежащим образом, если оно передано по факсу, заказным письмом с уведомлением о вручении, либо передано непосредственно сотруднику Банка, отвечающему за обслуживание Держателя.
Если Держатель желает восстановить БК, сотрудник учреждения Банка предлагает ему заполнить Заявление о восстановлении БК и передает оригинал заявления в Картподразделение. При отсутствии претензий со стороны Банка восстановление БК производится в течение трех рабочих дней (без учета времени на доставку документов в Картподразделение и доставку готовых БК в учреждение Банка).
Сроки блокировки карты и наступления ответственности банка за несанкционированные операции зависят от используемого ПЦ и от платежной системы, на правилах которой основываются стоп-листные процедуры. В любом случае клиент должен быть заранее (лучше в момент получения карты), проинформирован о всех вариантах блокировки и предотвращения злонамеренного или несанкционированного использования карты. Особенно следует обратить внимание клиента на то, что даже выполнение всех блокировочных процедур не является гарантией от потери средств со 100% вероятностью.

Раздел 8. Закрытие ЛС/ЛСК

Клиент предоставляет в учреждение Банка БК и подает Заявление о закрытии ЛС/ЛСК, оформленное в свободной форме, в котором указывается порядок получения остатков с ЛС/ЛСК (для физических лиц
- выдача наличными или перечисление на счет до востребования, для юридических лиц - перечисление на текущий/расчетный счет). Сотрудник учреждения Банка:
- делает отметку о приеме Заявления о закрытии ЛС/ЛСК и сообщает Клиенту дату возврата средств (через 60 дней со дня подачи Заявления);
- разрезает БК в присутствии Держателя (в случае ее сдачи);
- проверяет наличие задолженности по ЛС/ЛСК и предлагает ее погасить (если имеется);
- при отсутствии задолженности (или в случае ее погашения) сотрудник учреждения Банка передает Заявление в Картподразделение;
- если Держатель не погасил задолженность либо не имеет полномочий на ее погашение (корпоративная карта), то все материалы по данному факту передаются в УЭБ с сопроводительной запиской;
- сданные держателем БК передаются в Картподразделение для уничтожения. Картподразделение составляет Акт об уничтожении сданных БК, в котором перечисляются номера уничтоженных БК. Акт подписывается сотрудником, производившим уничтожение.
Все описанное в данном разделе хотя и является совершенно справедливым и точным с операционной точки зрения, но имеет мало отношения к реальности. В действительности считанные единицы держателей карт и/или владельцев счетов самостоятельно являются в банк для их закрытия. В численной оценке - меньше сотой доли процента. А в подавляющем большинстве случаев счета после истечения срока действия карты или после прекращения пользования картой по любым другим причинам остаются "болтаться" в карточной базе, нарушать статистику и мешать в работе прочими разными способами. Здесь есть и экономическая составляющая.

За каждый такой "болтающийся" объект обычно приходится платить процессинговому центру. Но с другой стороны, на условно "закрытых" счетах иногда остается в совокупности до нескольких сот тысяч долларов. Таким образом, мы подходим к пониманию того, что управление неработающими счетами и картами представляет собой вполне самостоятельную информационно-организационную и экономическую задачу. Это еще и интересная маркетинговая задача: почему счета прекращают работать? При всем при том эта задача не является операционной в масштабе банка.

То есть она должна решаться силами Картподразделения без вовлечения операционных и расчетных подразделений в текущую работу. На тему менеджмента неработающих счетов может быть даже составлен отдельный внутренний операционный регламент Картподразделения.




Раздел 9. Бухгалтерский учет операций по банковским картам

Бухгалтерский учет операций по банковским картам является уже достаточно хорошо проработанной темой, и мы не будем в контексте нашего изложения углубляться в нее. Отметим только, что в любом операционном порядке бухгалтерский учет операций должен присутствовать обязательно. Каждая бухгалтерская проводка является микрохозяйственной операцией.

В банковском деле смысловое соответствие между операцией и проводкой очень близко. Поэтому, формируя операционный порядок, необходимо всегда представлять себе бухгалтерское "разложение" операционных действий на проводки. То есть нас интересует именно операционная часть, связанная с учетом.
В организации бухгалтерского учета в любом банке всегда достаточно остро встает вопрос о распределении прав и полномочий по открытию счетов и ввода учетной информации в ту или иную информационную систему. В карточных операциях этот вопрос выглядит следующим образом. Как правило, в отношении аналитического учета и счетов, ведущихся в информационной системе "Пластиковые карты", разногласий между Картподразделением и Бухгалтерией банка не возникает.

Эти учетные действия производятся силами картподразделения.
Другое дело - счета синтетического учета и лицевые счета, необходимые для карточного учета, но ведущиеся в основной информационной системе банка (например, транзитные счета и счета доходов/расходов). В зависимости от обстоятельств учет по этим счетам с технической точки зрения удобно вести силами бухгалтера - сотрудника Картподразделения. С точки зрения ответственности и общебанковского порядка дело обстоит иначе.

Почти всегда любой балансовый счет открывается с разрешения уполномоченного бухгалтера, за которым закреплено ведение той или иной группы счетов, но который является либо сотрудником централизованной бухгалтерии, либо бухгалтером операционного подразделения, за которым закреплена клиентская группа счетов.
Технически открытие счета в системе и последующий ввод проводок с его использованием выполняется либо бэк-офисом, либо самим ответственным бухгалтером на основании операционно-учетных и расчетных документов, подписываемых картменеджером или уполномоченным сотрудником картподразделения. В рассматриваемом нами случае имеет место первый вариант (бэк-офис).

9.1. Учет приема/передачи персонализированных банковских карт из Картподразделения в учреждение Банка

После получения персонализированных банковских карт и ПИН-конвертов сотрудником учреждения Банка Картподразделение передает в УриОО акты приема-передачи, подписанные материально-ответственными лицами, вместе со служебной запиской. Ответственный исполнитель УРиОО вводит данные в автоматизированную банковскую систему, где формируются следующие проводки:
Дт 91203 "Персонализированные банковские карты, полученные под отчет сотрудником Картподразделения"
Kт 91203 "Персонализированные банковские карты, полученные под отчет сотрудником учреждения"
Сотрудником УриОО распечатывается мемориальный ордер по выдаче ценностей и помещается вместе с Актом приема-передачи в документы дня Банка.
На балансовом счете 91203 "Персонализированные банковские карты, полученные под отчет" открываются лицевые счета в разрезе учреждений Банка с их отличительными признаками. Банковские карты учитываются в условной оценке 1 рубль за каждую карту.
Персонализированные банковские карты и ПИН-конверты хранятся в учреждениях Банка в сейфе. При получении Клиентом БК оформляется проводка:
Дт 91203 "Персонализированные банковские карты, полученные под отчет сотрудником учреждения"
Kт 99999 "Счет для корреспонденции с активными счетами при двойной записи"
Распечатывается мемориальный ордер по выдаче ценностей, который помещается в документы дня Банка.

9.2. Учет невостребованных персонализированных банковских карт

Невостребованные в течение 60 календарных дней (считая со дня поступления в учреждение Банка) БК и ПИН-конверты передаются в Картподразделение. Оформляется следующая проводка:
Дт 91203 "Персонализированные банковские карты, полученные под отчет сотрудником учреждения"
Kт 91203 "Персонализированные банковские карты, полученные под отчет сотрудником Картподразделения"
Картподразделение составляет Акт об уничтожении невостребованных БК и ПИН-конвертов, в котором перечисляются номера уничтоженных БК. Акт подписывается сотрудником, производившим уничтожение БК.
При уничтожении банковских карт оформляется проводка:
Дт 91203 "Персонализированные банковские карты, полученные под отчет сотрудником Картподразделения".
Kт 99999 "Счет для корреспонденции с активными счетами при двойной записи"
Распечатывается мемориальный ордер по выдаче ценностей, который вместе с Актом об уничтожении помещается в документы дня Банка. Второй экземпляр Акта остается в Картподразделении.

9.3. Структура лицевых счетов для расчетов с использованием банковских карт



Содержание раздела