d9e5a92d

Член Комиссии должен быть гражданином ЕС.


Однако разразившийся политический кризис не позволил этого сделать. В результате в 1966 г. были выработаны Люксембургские соглашения, которые не обладали юридической силой, но принимались во внимание. В соответст-вии с этими соглашениями можно было настаивать на процедуре единодушного голосования, если рассматриваемый вопрос имел жизненно важное значение для госу-дарства-члена.

Эти соглашения остаются в силе на неопределенное время после полной интеграции в Договор о Европейском Союзе.

Комиссия
Среди четырех основных органов ЕС Комиссия обладает наиболее ярко выраженными наднациональными чертами. Она должна была выражать интересы Сообщества и содействовать углублению процессов интеграции. Договором о ЕС Комиссии отводится более значительная роль: она непосредственно участвует в формировании политики, разработке законодательства Европейского Союза и претворении их в жизнь. Комиссия действует на коллегиальной основе.

Ее заседания проводятся еженедельно, решения по обсуждаемым вопросам принимаются простым большинством голосов.
Ныне действующая Комиссия была сформирована 1 января 1995 г. и состоит из 20 членов, выбор которых осуществлялся исходя из их общей компетентности и "чья независимость не вызывает сомнений" (ст. 10 Мергерского договора). Члены Комиссии назначаются по соглашению с правительствами государств — членов ЕС, которые в своей деятельности не могут руководствоваться инструкциями своих правительств либо иных органов.
Член Комиссии должен быть гражданином ЕС. Комиссия должна включать по меньшей мере одного члена Комиссии от каждого государства-члена. Президент Комиссии сменяется каждые два года.
Между членами Комиссии происходит распределение портфелей. Каждый член Комиссии формирует группу из помощников, которые официально назначают-ся и несут ответственность перед ним. Комиссия разделена на Генеральные Дирек-тораты по различным направлениям деятельности Комиссии (например, Директорат внутренних отношений, Директорат по вопросам внутреннего рынка и т. п.).

Сущест-вуют также специализированные службы (такая как Юридическая Служба, которая консультирует директораты, а также представляет Комиссию в легальных процеду-рах). Общая численность штата Комиссии насчитывает свыше 10 000 человек.
На Комиссии лежат три основные функции:
а) функция законодательной инициативы. Большая часть законодательных актов, принимаемых Советом, основаны на предложениях, разработанных Комис-сией (разработка предложений относится к специальной компетенции Комиссии, установленной ст. 152 Договора). При этом Совету предоставлено право требовать от Комиссии разработки и предоставления предложений, направленных на дости-жение целей Договора.

Возможность предоставления проекта предложений по лю-бым вопросам деятельности ЕС основывается как на специальной, так и на основе общей компетенции Комиссии, закрепляемой в ст. 235 Договора о ЕС;
б) функция защиты Соглашений. В соответствии со ст. 5 Договора о ЕС госу-дарства-члены обязаны принимать все необходимые меры для соблюдения положе-ний и обязательств, закрепленных в Договоре и установленных основными инсти-тутами ЕС, а также воздерживаться от действий, которые могли бы нарушить ста-бильность Договора.

Комиссия обязана осуществлять контроль и пресекать всякие нарушения права Европейского Союза государствами-членами. Со своей стороны государства-члены обязываются всячески содействовать праву ЕС для достижения максимальной эффективности. Это обязательство охватывает комплекс внутригосу-дарственных мер, например, воздерживаться от поведения, противоречащего праву Сообщества.

Это может включать необходимые преобразования национально-право-вых норм, например, необходимость изменить или дополнить нормы внутреннего права таким образом, чтобы в будущем национальные суды были обязаны следовать требованиям европейских норм.
Статья 169 закрепляет право Комиссии принимать конкретные меры к госу-дарствам-нарушителям. Она является единственным органом, обладающим правом применять наказания к лицам, нарушившим право ЕС в области конкурентной поли-тики. Так, если государство не последует требованию Комиссии ЕС об отмене проти-воречащего Договору закона, она может на основании ст. 169 Договора о ЕС обра-титься в Суд ЕС, который обладает возможностью самостоятельно толковать или от-менять правовые акты внутригосударственного права. Кроме того, он компетентен указать государству на необходимость отменить противоречащий закон, исходя из соображений его несоответствия положениям права ЕС.



Недействительность таких правовых актов вытекает для Суда ЕС автоматически из ст. 5 Договора о ЕС;
в) Комиссия является исполнитльным органом Сообщества, применяющим и проводящим в жизнь решения, принимаемые Советом. В большинстве случаев на ней лежит обязанность детальной разработки нормативных актов, окончательное решение по которым принимается Советом. Полномочия по принятию решений могут быть Советом делегированы Комиссии, но в строго очерченных пределах. В случаях, предусмотренных ст. 155, Комиссия обладает правом принятия собственных решений без дальнейшего утверждения их Советом (например, в области конкурентной политики).

Однако, законодательная деятельность Комиссии в этом случае контролируется Советом.
Кроме того, Комиссия обладает представительскими функциями. Она выступает в качестве посредника в договорных процессах, хотя соглашения заключаются Советом после консультаций с Парламентом. В области финансовой деятельности Европейского Союза на Комиссии лежит обязанность составления проекта бюджета.

Европейский суд
Основными функциями Суда является обеспечение исполнения и соблюдения права Сообщества, разрешение споров между государствами-членами и Европейским Союзом, а также между органами Союза. Кроме того, Судом осуществляется защита прав отдельных лиц.
Суд состоит из 15 судей, по одному от каждого государства-члена. "Судьи должны быть лицами, чья независимость не вызывает сомнений" — ст. 167 ЕС. По своему статусу они должны быть либо судьями, либо академиками в своей стране.

Судьи назначаются в пределах 6-летнего срока, которые из своего числа избирают Президента сроком на три года. Квалифицированную помощь судьям оказывают 9 адвокатов.
Судью можно отстранить от занимаемой должности с общего согласия всех остальных судей и адвокатов в связи с его низкой квалификацией или состоянием здоровья. Однако за все время существования Суда таких случаев в его практике не было.
Решения принимаются большинством голосов, если такое требование выдвигается государством-членом или органом ЕС (ст. 165). Дела с участием государств-членов или органов Сообщества слушаются в полном составе Суда.

Остальные дела могут рассматриваться при участии 3 или 5 судей.
Адвокаты должны иметь такую же квалификацию, что и судьи. Основная их задача заключается в оказании помощи Суду путем подготовки позиции по конкретному делу, основываясь на фактических обстоятельствах и даче рекомендаций, которые должны носить объективный характер и не выражать точку зрения какой-либо стороны. В то же время их деятельность не исключает возможности получать консультации у любых других юристов.

Позиция адвокатов не является обязательной для Суда и не связывает судей при принятии ими решений.
В отличие от континентальной системы процедура рассмотрения дел в Суде ЕС сводится в значительной степени к рассмотрению письменных документов, представленных сторонами. Однако это не исключает возможности адвокатам сторон представить и отстаивать свою точку зрения устно.
Судьи принимают единое решение (оно не должно содержать никаких разногласий судей), выраженное кратко и в официальной форме. Решение Суда ЕС окончательное, обжалованию и отмене не подлежит. Суду ЕС принадлежит право заслушивать апелляции на решения Суда Первой Инстанции.
В соответствии со ст. 169 Комиссия может возбудить судебную процедуру в Суде против государства-члена, нарушившего свои обязательства по Договору о создании ЕС. Суд проверяет законность актов, принимаемых Советом и Комиссией (за исключением рекомендаций, выражающих мнение Комиссии или Совета по тому или иному вопросу).
В соответствии с Единым Европейским Актом для облегчения работы Суда ЕС был создан Суд Первой Инстанции (СПИ), первое заседание которого состоялось в сентябре 1989 г. Его юрисдикция ограничена спорами между Европейским Союзом и его штатом, между Европейским объединением угля и стали и ЕВРОАТОМом, а также рассмотрением дел, связанных с конкуренцией и проведением антидемпинго-вой политики. С 1993 г. СПИ заслушивает дела, связанные с нарушением прав физи-ческих и юридических лиц. В сферу его компетенции не входит рассмотрение спо-ров с участием органов ЕС или государств-членов.

Решение СПИ может быть обжаловано в Суд ЕС, который вправе по апелляции принять окончательное решение либо вернуть дело в Суд Первой Инстанции.
Необходимо отметить ту роль, которую играет Суд в рамках ЕС. Суд своими решениями неоднократно развивал и подтверждал принцип приоритета права Евро-пейского Союза, который в случае коллизии делает национальное право непримени-мым.Своими решениями Van Gend end Loos (1962) и Costa/ENEL (1964), которые в этом отношении носят основополагающий характер, Суд Сообщества сформировал мощную правовую основу для приоритета права ЕС.
В одном из заключений Суд ЕС, Среди прочего, установил, что "каждый национальный суд должен в случае его юрисдикции применять право ЕС в его целостности и защищать права, которые оно наложило на индивидов, и должен, соответственно, оставить без применения нормы национального права, которые могут конфликтовать с уже действующим и более поздним правом ЕС"1. Утверждая наднациональный принцип в деятельности организации, Суд ЕС таким образом обязывает государства, в него входящие, воздерживаться от действий в тех сферах, компетенция на регулирование которых передана в ЕС (ст. 5 Договора).
В соответствии с Договором о создании ЕС был создан ряд новых органов ЕС: Социально-экономический комитет, Суд Аудиторов, Европейский Центральный Банк и Комитет Регионов.
Социально-экономический комитет играет консультативную роль в процессе разработки и принятия решений между ЕС и ЕВРОАТОМом. Он состоит из 189 членов, назначаемых Советом. Свое мнение Комитет выражает абсолютным большинством голосов.

Он может проводить консультации с Советом и Комиссией как по собственной, так и по их инициативе.
Суд Аудиторов был образован в 1975 г, в соответствии с Договором о бюджете и в соответствии с Договором о ЕС и является полноправным органом Европейского Союза. В его компетенцию входит осуществление контроля за исполнением бюджета ЕС.
Европейский Центральный Банк (ЕЦБ). Положения о нем содержатся в Про-токоле к Договору о ЕС. Его деятельность связывается с созданием Европейской Системы Центральных Банков. На Европейский Центральный Банк возлагается функция проведения монетарной политики в рамках ЕС.

Он будет являться единст-венным органом, имеющим право выпускать в обращение банкноты единой европей-ской валюты. В рамках проведения единой монетарной политики ЕЦБ принимает решения, рекомендации, а также выражает обязательное для исполнения мнение1.
Комитет Регионов был создан в 1994 г. как совещательный орган (ст. 189а До-говора о ЕС). Он состоит из 222 членов, которые представляют местные и региональ-ные органы (организации).

Основной функцией Комитета является обеспечение мне-ний регионов в таких областях, как образование, профессиональное обучение, куль-тура, здравоохранение и некоторых других.




Содержание раздела