d9e5a92d

Соглашение подлежит ратификации всеми государствами


Это соглашение подлежит ратификации всеми договаривающимися государствами в соответствии с их конституционными процедурами.
По модели статьи 237 (единогласная поддержка Совета и согласие большин-ства членов Европарламента) Сообщество может заключать с третьим государством, союзом государств или международной организацией соглашения об учреждении ассоциации, которая предусматривает взаимные права и обязательства, совместные действия и особые процедуры. Если эти соглашения вызывают необходимость в поправках к Договору (о ЕЭС), то последние должны быть предварительно приняты в соответствии с процедурой внесения поправок (ст. 236 Договора о ЕЭС).
Столь откровенная жесткость процедуры принятия актов конституционного характера объясняется их чрезвычайной важностью как для Сообществ в целом, так и для каждого государства-члена.
Акты "вторичного" права закреплены в учредительных договорах, в частно-сти, в ст. 189 Договора о ЕЭС, согласно которой "для выполнения своих задач Евро-пейский парламент, действуя совместно с Советом, Совет и Комиссия принимают регламенты, директивы и решения, дают рекомендации и заключения". Характеристику этих актов мы дадим ниже.

А сейчас отметим лишь, что они принимаются: 1) Европарламентом совместно с Советом; 2) Советом и 3) Комиссией. При этм проце-дуры их принятия варьируются не в зависимости от юридической силы актов, а по иным основаниям.
Так, в каждом из правотворческих органов ЕС процедура правотворчества разделяется на "обычную" ("если Договор не предусматривает иного") и специально предписанную Договором. В первом случае "Европарламент принимает решения абсолютным большинством поданных голосов (ст. 141 Договора об учреждении ЕЭС). Большинством голосов своих членов принимают решения Совет и Комиссия.

Речь идет о такой процедуре принятия актов, когда нет коллизии подходов к обсуж-даемому вопросу со стороны различных участников правотворческого процесса. Кро-ме того, из текста Договора можно сделать вывод, что обсуждаемые вопросы пред-ставляются "средними" по своей значимости, т. е. не имеют конституционного значе-ния. Такое единообразие правотворческой процедуры дополняется, однако, потен-циальными различиями, обусловленными тем, что вопросы внутреннего регламента, включая кворум, относятся Договором к ведению самих правотворческих органов.
Обычно законодательный процесс начинается с предложения Комиссии по проекту юридического акта. Такое полномочие Комиссии порой определяют как за-конодательную инициативу. Проект готовится членами Комиссии с помощью отде-ла, курирующего данное направление, и зачастую с консультациями националь-ных экспертов. Он может быть принят Комиссией простым большинством и в каче-стве "предложения Комиссии" направляется в Совет с подробным обоснованием его мотивов. Дальнейшее движение проекта зависит от характера вопроса, которо-му он посвящен, а также от того, приходится ли участникам законодательного процесса — Комиссии, Совету, Европарламенту преодолевать в ходе обсуждения позиции друг друга.

Процедура предусматривает возможность консультации Сове-та с Европарламентом, а также с Социально-экономическим комитетом1. Однако, как правило, их мнения необязательны для Совета, которому обычно и принадлежит окончательное решение2.
При рассмотрении законодательной процедуры в рамках Сообществ следует отметить роль такого органа, как Комитет Постоянных Представителей, известный по его французской аббревиатуре как КОРЕПЕР (Committee des Representans Permanents).
В Договоре о слиянии 1967 г. он определяется как "комитет, состоящий из постоянных представителей государств-членов, ответственный за подготовку работы Совета, а также за осуществление задач, поставленных перед ним Советом" (ст. 4). Членов Комитета рассматривают как послов государств-членов, аккредитованных при Сообществах.

Они призваны осуществлять подготовительную работу к заседавшим Совета, а также другие специфические, задачи.
В специальной литературе отмечается важная роль этого Комитета в нормо-творческом процессе. Он, в частности, координирует подготовительную работу для сессий Совета, определяя приоритеты и срочность вопросов в повестке дня. Комитет может также достичь соглашения по техническим вопросам, при этом меры, единогласно принятые постоянными представителями, требуют лишь формального утверж-дения их министрами1.


Формула "если Договором не предусмотрено иное", используемая при регу-лировании законодательной процедуры, имеет весьма широкое толкование. Это, прежде всего, процедура принятия первичных (конституционных) актов и ряд других ее разновидностей в рамках вторичных источников права. Попытки выстро-ить их * в логически последовательный ряд не всегда успешны.

Так, например, иной порядок принятия актов предусматривается в случаях существенных расхождений в подходе к обсуждаемому вопросу различных участников правотворческого про-цесса (Совета, Комиссии, Европарламента).
К примеру, Совет, действуя по предложению Комиссии, согласно Договору о ЕЭС, вносит поправки к этому предложению только путем принятия единогласного решения (п. 1 ст. 149).
Также единогласное одобрение необходимо в случаях, когда принятый акт влечет за собой изменение действующих принципов законодательства в известной сфере хотя бы в одном из государств- членов (см., например, ст. 57(2) Договора о ЕС); когда Совет по предложению Комитета и после консультации с Европарламентом вырабатывает мероприятия по гармонизации законодательств в области налогов с оборота, акцизных сборов и других косвенных налогов, чтобы обеспечить создание и функционирование внутреннего рынка, предусмотренные в ст. 8а Единого Евро-пейского Акта (ст. 99 ЕЕА). В то же время, если речь идет о мерах, направленных на сближение норм, вводимых с той же целью в государствах-членах законодательным или административным путем, то Совет принимает решение квалифицированным большинством по предложению Комиссии в сотрудничестве с Европейским парламентом и после консультаций с Социально-экономическим комитетом (ст.

100а Договора о ЕЭС). Таким квалифицированным большинством — двумя третями голосов Европарламент может выразить недоверие Комиссии2.
Взаимодействие Европарламента с Советом и Комиссией в ходе законодатель-ного процесса осуществляется в рамках двух процедур: консультации и сотрудни-чества. Первая из них в прошлом была основной. С введением посредством Единого Европейского Акта процедуры сотрудничества последняя становится преобладаю-щей, хотя и процедура консультации не утрачивает своего значения. В прошлом она состояла в осуществлении консультаций по большинству вопросов, предусмотренных договорами об учреждении, ЕЭС и ЕВРОАТОМа, ныне — лишь по части этих вопро-сов.

При этом, с одной стороны, Совет может консультироваться с Европарламен-том после получения предложения от Комиссии. С другой стороны, сама Комиссия может консультироваться с Европарламентом в процессе подготовки своих предложе-ний. Комиссия часто шлет свои предложения Европарламенту одновременно с направ-лением их в Совет1.
В рамках консультативной процедуры Европарламент действует большей частью посредством своих комитетов. Поступившее предложение рассматривается в соответствующем комитете, который готовит доклад с анализом содержания проекта. Затем проект обсуждается Парламентом в целом, наконец, решение принимается после подключения к его обсуждению Совета или Комиссии2.
Процедура консультации не предусматривает предоставление Европарламен-ту права принятия решений. ни Совет, ни Комиссия не связаны его мнением. Одна-ко если Суд ЕС придет к выводу, что Договоры предписывают Совету консультацию с Европарламентом перед принятием акта, то мнение последнего должно быть рас-смотрено и отражено в тексте прежде, чем тот будет принят. Если же Совет попы-тается принять акт без консультации, то это может стать основанием для его отме-ны, так как было нарушено существенное процедурное требование3.
На практике влияние Европарламента на законодательный процесс в рамках процедуры консультации варьируется в зависимости от характера вопроса. Оно выше там, где дело может быть рассмотрено относительно быстро и, напротив, уменьшается, если преодоление разногласий между Советом и Комиссией затягива-ется. В этой ситуации достижение компромисса облегчается, если мнение Европар-ламента не учитывается.
Деятельность Европарламента в рамках процедуры консультаций оценива-лась в 80-х гг. как достаточно эффективная. Так, в исследованиях той поры отмеча-лось стремление Комиссии вырабатывать свою позицию с учетом мнения Европарла-мента на всех стадиях законодательного процесса.
В то же время применительно к Совету роль Европарламента в рамках процедуры консультации представлялась авторам исследований недостаточно ясной4.
В рамках процедуры сотрудничества роль Европарламента существенно повышается. Ключевым понятием этой процедуры является понятие общей позиции, которую вырабатывает Совет, принимая решение квалифицированным большинством по предложению Комиссии и после получения заключения Европейского парламента.



Содержание раздела