Современные проблемы регулирования валютного рынка России


Среди наиболее значимых результатов реформирования российской экономики можно выделить сверхинтенсивное формирование, для "вновь возникающих рынков" (emerging markets), национальной финансовой инфраструктуры.
Структуризация валютного рынка России, как и каждой страны, в период существенных экономических преобразований во многом зависит от политики государственного регулирования экономики, от степени вмешательства государственных органов в валютно-кредитные и финансовые отношения, которое реализуется через валютное регулирование, направленное в первую очередь на поддержание стабильного валютного курса и выравнивание платежного баланса страны, на создание благоприятного инвестиционного климата для российских и иностранных инвесторов.
Практическое исчерпание экономических мер, направленных на последовательное проведение антиинфляционной монетарной политики, с одной стороны, и достаточно жесткая связанность российского правительства обязательствами по монетарным параметрам перед МВФ  с другой, заставляют в сегодняшних условиях все больше внимания уделять регулятивным методам воздействия на банковские и кредитные институты.
Известно, что институциональный сектор в финансовой сфере России имеет национальный характер, поскольку формировался без существенного влияния извне, в отличие от того, как это было в других странах с переходной экономикой, в некоторых из которых копировались хрестоматийные модели западных кредитно-финансовых структур.
Большинство российских финансовых институтов первоначально развивалось по пути собственных проб и ошибок, что не могло не привести к тому, что наряду с процессом регистрации новых банков постоянно происходил отзыв лицензий. Так, если к 1 января 1995 г. количество зарегистрированных банков превысило 2500, то через год их число сократилось до 2295, а к концу 1996 г. имелось 2008 банков*, из них значительная часть  823 банка  находились в Москве. За 1996 г. количество банков и их филиалов сократилось на 9%, а число кредитных учреждений с уставным фондом свыше 20 млрд руб. (до деноминации) хотя и удвоилось, но их доля на финансовом рынке не превысила 10%. Большая доля (61,5%) на рынке кредитно-финансовых услуг приходится на мелкие банки с уставным фондом до 5 млрд руб., а банки с уставным фондом 5-20 млрд руб. составляют 29,2% (Финансовые известия.

1997. 22 апреля).
Одной из наиболее регулируемых сфер банковской деятельности является функционирование на валютном рынке. Это вполне оправданно не только значимостью внутреннего валютного рынка страны для структурной перестройки, для макроэкономической и финансовой стабилизации, но и адекватным включением российских коммерческих банков в работу на мировых валютных рынках.
Политика валютного регулирования реализуется через определенный механизм, сочетающий в себе как экономические методы, так и меры нормативно-правового характера, направленные на валютные ограничения и валютный контроль участников валютного рынка, среди которых выделяются отечественные и иностранные кредитно-финансовые институты.
Переход от государственной монополии на внешнеторговую деятельность и государственной валютной монополии к либерализации внешней торговли потребовал создания адекватной валютно-финансовой системы. В условиях централизованной экономики регулирование и распределение валютных поступлений от реализации продукции между отраслями осуществлялось государственными органами  такими, как Госплан, Госбанк, Минфин. Вся банковская система была представлена несколькими государственными специализированными банками.
Отправной точкой в процессе демонополизации государства в сфере внешнеэкономической деятельности в начале рыночных реформ стал Указ Президента РФ от 15 ноября 1991 г. № 213 "О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории Российской Федерации", а основным нормативным документом, способствовавшим формированию валютного рынка, был закон "О валютном регулировании и валютном контроле" от 9 октября 1992 г.
Этот закон имел принципиальное значение, поскольку в нем были четко сформулированы такие ключевые понятия, как "валютные ценности", "резиденты" и "нерезиденты", "текущие валютные операции" и "валютные операции, связанные с движением капитала", то есть общепринятые категории для валютного законодательства большинства стран, являющихся членами Международного валютного фонда.



Так, например, из понятия "валютные ценности" были исключены банковские платежные документы в рублях, приобретенные за иностранную валюту с правом обращения их в такую валюту (к примеру, дорожные чеки Внешторгбанка СССР в рублях со свободной конверсией и т.п.).
К валютным ценностям были отнесены иностранная валюта, ценные бумаги в иностранной валюте  платежные документы (чеки, векселя, аккредитивы и пр.), фондовые ценности (акции, облигации), долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте, драгоценные металлы  золото, серебро, платина и металлы платиновой группы, природные драгоценные камни в сыром и обработанном виде, жемчуг.
В международной практике в перечень валютных ценностей, как правило, включаются все те активы, которые продаются и покупаются на валютных и денежных рынках. А драгоценные металлы и драгоценные камни являются объектом торговли особых рынков, регулирование которых осуществляется специфическими законами и не попадает под действие валютного законодательства.
По мере того как на российском финансовом рынке стали появляться новые виды ценных бумаг (золотые сертификаты Минфина РФ, валютные облигации Внешэкономбанка), возникла необходимость уточнить, являются ли эти ценные бумаги валютными ценностями и попадают ли они под действие валютного регулирования?
Признание облигаций ВЭБ валютными ценностями и регулирование всех операций с ними осуществляется согласно специальному письму Центробанка РФ № 87 от 13.4.94 г. "О порядке осуществления на территории РФ операций с облигациями внутреннего государственного валютного займа". В сделках с этими ценными бумагами между резидентами может использоваться иностранная валюта, а нерезиденты могут приобретать их за рубли, но исключительно за счет средств со счетов типа "И", которые могут открываться только в уполномоченных российских банках. Другой вид ценных бумаг  золотые сертификаты Минфина РФ, которые в соответствии с письмом Центробанка № 88 "О порядке осуществления на территории Российской Федерации операций с золотыми сертификатами Минфина Российской Федерации выпуска 1993 года" не относятся к валютным ценностям и покупка и продажа их может оплачиваться только в рублях, даже если в сделке участвует нерезидент, который должен использовать средства с рублевых счетов любого вида.
Закон "О валютном регулировании и валютном контроле" определил круг действий с иностранной валютой, которые можно отнести к "валютным операциям", в частности:


  • операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, включая операции, предполагающие использование в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;

  • ввоз и пересылка в Российскую Федерацию, а также вывоз и пересылка из Российской Федерации валютных ценностей;

  • осуществление международных денежных переводов.


По своему содержанию валютные операции подразделяются на текущие и операции, связанные с движением капитала.
Текущие валютные операции предусматривают переводы средств за границу и из-за границы, процентов, дивидендов и иных доходов от банковских вкладов, кредитов по экспортно-импортным сделкам, не превышающим 180 дней, инвестиций и проч. В перечень текущих валютных операций включаются также операции, связанные с куплей-продажей товарно-материальных ценностей, услуг, валютных ценностей, реализацией прав на интеллектуальную собственность, расчеты по которым осуществляются на условиях без отсрочки платежа и не предполагают предоставления или привлечения заемных средств. По валютному счету проходят также и операции неторгового характера (переводы заработной платы и другие аналогичные операции).
Валютные операции, связанные с движением капитала, включают в себя:


  • инвестиции, в том числе приобретение и продажу ценных бумаг;

  • привлечение и размещение средств на счетах во вклады;

  • предоставление и получение кредитов;

  • финансовые операции, исполнение которых через определенный срок предусматривает платеж или переход права собственности на валютные ценности.


Перечень валютных операций, связанных с движением капитала, был расширен согласно письму ЦБ РФ от 25 октября 1994 г.; к ним были отнесены:


  • операции, связанные с приобретением зданий, сооружений, земли и иной находящейся на территории иностранных государств недвижимости или прав на указанную недвижимость (включая права пользования и распоряжения недвижимостью на сроки, проистекающие из договоров о купле-продаже, так называемых "таймшеар");

  • регистрация компаний в странах с льготным налогообложением; сюда относятся и "оффшорные зоны";

  • покупка акций, так называемые портфельные инвестиции;

  • внесение взносов в уставные капиталы иностранных предприятий;




Содержание    Вперед