Этим же Положением была легализована такая операция, связанная с движением капитала, как покупка гражданами России недвижимости за границей без специальной лицензии.
С созданием в начале 90-х годов двухуровневой банковской системы монопольное право Внешэкономбанка СССР на ведение валютных счетов, совершение сделок с валютными ценностями и ведение банковского обслуживания расчетов в иностранной валюте было рассредоточено между коммерческими уполномоченными банками. Ряд коммерческих банков получили генеральные лицензии, дающие право проводить валютные операции на мировом и внутреннем валютном рынках, открывать корреспондентские счета в иностранных банках (без ограничения количества). Гораздо большее число банков получили расширенную валютную лицензию, дающую право иметь корр. отношения с шестью иностранными банками.
Банки с внутренней валютной лицензией стали работать на внутреннем валютном рынке и выходить на внешний при условии открытия корр. счетов в ВЭБ или любом другом банке, имеющем генеральную лицензию. С 1993 г. Центробанк России расширил полномочия внутренней валютной лицензии; банки, имеющие ее, получили возможность устанавливать прямые корреспондентские отношения с бывшими загранбанками СССР, такими, как "Моснарбанк" (Лондон, Сингапур), "Эйробанк" (Париж), "Ост-Вест Хандельсбанк" (Франкфурт), "Донау-банк" (Вена), "Ист-Вест Юнайтед банк" (Люксембург), "Русский коммерческий банк" (Цюрих).
В соответствии с телеграммой Центробанка РФ № 147-94 от 30 мая 1994 г. были внесены изменения в порядок выдачи лицензий на проведение банковских операций в иностранной валюте. С 1 июля того же года валютные лицензии с правом открытия корр. счетов в иностранных банках выдаются коммерческим банкам при наличии у них собственных средств (капитала) в размере, эквивалентном 1 млн ЭКЮ, однако затем было принято решение Центробанка России об увеличении минимального уставного капитала для вновь регистрируемых коммерческих банков со 100 млн до 2 млрд руб. (к 1 января 1999 г. капитальная база коммерческого банка должна соответствовать 5 млн ЭКЮ).
Однако сопоставление совокупного собственного капитала 200 крупнейших банков России, который на 1 января 1997 г. составил 88,6 трлн руб. (до деноминации), с капиталом одного из крупных банков мира, такого, например, как Bank of Tokyo-Mitsubishi, насчитывающим 24 млрд дол., позволяет предположить, что только небольшое число российских банков сможет выполнить требование Банка РФ по увеличению капитала до 5 млн ЭКЮ. В этой связи было принято решение с 1 января 1999 г. ограничить деятельность банков с капиталом от 1 до 5 млн ЭКЮ операциями на внутреннем рынке. Им будет запрещено открывать филиалы и создавать дочерние организации за рубежом.
Создание двухуровневой банковской системы явилось существенной предпосылкой к формированию внутреннего рынка России. На основе операций между уполномоченными банками и между уполномоченными банками и Центральным банком сформировался, можно сказать, "оптовый" валютный рынок, на котором должны формироваться обменные курсы валют. Операции между уполномоченными банками и клиентами создали возможность для развития "розничного" валютного рынка, что отражает первые шаги на пути к формированию децентрализованного валютного рынка, к преодолению пока еще сохранившегося высокого уровня его централизации.
Усилением воздействия Центрального банка на валютный курс можно считать введение механизма скользящей привязки рубля к доллару в соответствии с прогнозируемыми оценками изменения уровня инфляции. При этом валютный курс рубля должен несколько отставать, выполняя роль своеобразного якоря, сдерживающего рост цен. Известно, что подобные меры использовались в ходе реформирования экономики таких стран, как Чили, Польша, Израиль.
Регулирование валютного курса в контексте макроэкономических преобразований является одновременно и частью антиинфляционной политики Центрального банка РФ, нацеленной на структурную перестройку экономики России. Начало ее положило введение в мае 1995 г. фиксированного валютного коридора в рамках 4300 4900 руб. за доллар, а затем переход в первой половине 1996 г. к новым значениям валютного коридора в рамках 4550 5150 руб. за доллар в качестве вынужденной меры, которая и в 1997 г. (так же, как и в 1998 г.) продолжала использоваться в интересах российских производителей-экспортеров.
Однако уже летом 1997 г. начала складываться достаточно противоречивая ситуация. С одной стороны, стали очевидны определенные позитивные результаты макроэкономической политики прошедшего года. Впервые было достигнуто сокращение дефицита федерального бюджета с использованием неинфляционных методов. Произошла постепенная стабилизация цен. Была снижена ставка рефинансирования и по ломбардным кредитам до 21% годовых.
Золотовалютные резервы к октябрю 1997 г. составили 24 млрд дол., что превысило общепринятый в мировой практике уровень, равный трехмесячному объему импорта.