Открытие счетов в банках за пределами Российской Федерации


  • открытие счетов в банках за пределами Российской Федерации;

  • предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней;

  • предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 180 дней по экспорту и импорту товаров, работ, услуг.

  • Однако если речь идет о такой операции, связанной с движением капитала, как вклад зарубежной фирмы-учредителя в уставный капитал нового предприятия на российской территории, то действие Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" не распространяется на нерезидентов, функционирующих на внутреннем рынке России. Своим письмом от18.7.96 г. № 12-1-0-3/4475 Банк России разъяснил, что не требуется разрешения Банка России при осуществлении нерезидентом прямых инвестиций в уставный капитал создаваемого юридического лица, если взнос в уставный капитал совершается нерезидентом путем:
    а) зачисления иностранной валюты на текущий валютный счет соучредителя-резидента;
    б) продажи иностранной валюты соучредителем-резидентом на внутреннем валютном рынке Российской Федерации;
    в) зачисления полученной от продажи рублевой выручки в уставный капитал создаваемого юридического лица-резидента.
    Покупка нерезидентами акций российских эмитентов в качестве вклада в уставный капитал не предусматривает получение ими какого-либо разрешения или лицензии от Центрального банка РФ. При этом приобретение акций иностранным инвестором может происходить не обязательно путем передачи акционерному обществу денежных ресурсов в иностранной валюте или рублях, но и в обмен на товарно-материальные ценности, технологию, оборудование, "ноу-хау".
    В свою очередь предприятия-резиденты все валютные операции, связанные с движением капитала, в соответствии с нормативными документами ("Основные положения о регулировании валютных операций на территории СССР", утвержденные письмом Госбанка СССР от 24 мая 1991 г. № 352; письма Центробанка РФ № 12-3с-10/7392 от 31 января 1995 г. и № 1286 от 24 февраля 1995 г.) могут осуществлять только на основании лицензии Центрального банка РФ.
    В сегодняшней ситуации иностранные инвесторы получили возможность работать на внутреннем рынке государственных ценных бумаг через те уполномоченные банки-резиденты, которым предоставлено на это право в соответствии с Указом Президента РФ от 16.5.96 г. № 721 "О мерах по обеспечению перехода к конвертируемости рубля" и инструкцией Банка России от 26.7.96 г. № 45 "О специальных счетах в валюте РФ типа "С".
    Однако для покупки корпоративных ценных бумаг российских эмитентов нерезиденты должны искать российских посредников, поскольку предприятию-резиденту необходимо получить соответствующую лицензию Центробанка РФ, что занимает достаточно продолжительный период времени и требует значительного документарного обоснования, связанного с дополнительными расходами.
    В условиях формирования рыночных отношений Центральный банк России предпринял очень важный шаг, направленный на либерализацию некоторых видов валютных операций, отменив ряд валютных ограничений. В соответствии с приказом Центробанка России № 02-94 от 24.4.96 г. "Об утверждении Положения об изменении порядка проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций" стало возможно осуществлять целый ряд валютных операций, затрагивающих интересы резидентов юридических и физических лиц, без разрешения Банка России. Особо следует выделить такие операции, как:

    • получение резидентами, не являющимися коммерческими организациями, в безналичном порядке на их валютные счета, открытые в уполномоченных банках, иностранной валюты, поступившей от нерезидентов в качестве добровольных и безвозмездных пожертвований;

    • переводы резидентами из Российской Федерации иностранной валюты в счет оплаты страховых взносов страховщикам-нерезидентам независимо от страхуемого интереса, а также получение резидентами от указанных страховщиков сумм в иностранной валюте в счет оплаты страховых премий и страховых выплат с учетом требований законодательства Российской Федерации о страховании;

    • переводы резидентами иностранной валюты в пользу нерезидентов в оплату подписок на иностранные периодические издания;

    • переводы резидентами иностранной валюты в пользу нерезидентов в оплату за обучение и лечение физических лиц; при этом оплату расходов физических лиц могут осуществлять любые резиденты (физические и юридические лица), в том числе не являющиеся получателями услуг по обучению и лечению.

    <



    br /> Этим же Положением была легализована такая операция, связанная с движением капитала, как покупка гражданами России недвижимости за границей без специальной лицензии.
    С созданием в начале 90-х годов двухуровневой банковской системы монопольное право Внешэкономбанка СССР на ведение валютных счетов, совершение сделок с валютными ценностями и ведение банковского обслуживания расчетов в иностранной валюте было рассредоточено между коммерческими уполномоченными банками. Ряд коммерческих банков получили генеральные лицензии, дающие право проводить валютные операции на мировом и внутреннем валютном рынках, открывать корреспондентские счета в иностранных банках (без ограничения количества). Гораздо большее число банков получили расширенную валютную лицензию, дающую право иметь корр. отношения с шестью иностранными банками.
    Банки с внутренней валютной лицензией стали работать на внутреннем валютном рынке и выходить на внешний при условии открытия корр. счетов в ВЭБ или любом другом банке, имеющем генеральную лицензию. С 1993 г. Центробанк России расширил полномочия внутренней валютной лицензии; банки, имеющие ее, получили возможность устанавливать прямые корреспондентские отношения с бывшими загранбанками СССР, такими, как "Моснарбанк" (Лондон, Сингапур), "Эйробанк" (Париж), "Ост-Вест Хандельсбанк" (Франкфурт), "Донау-банк" (Вена), "Ист-Вест Юнайтед банк" (Люксембург), "Русский коммерческий банк" (Цюрих).
    В соответствии с телеграммой Центробанка РФ № 147-94 от 30 мая 1994 г. были внесены изменения в порядок выдачи лицензий на проведение банковских операций в иностранной валюте. С 1 июля того же года валютные лицензии с правом открытия корр. счетов в иностранных банках выдаются коммерческим банкам при наличии у них собственных средств (капитала) в размере, эквивалентном 1 млн ЭКЮ, однако затем было принято решение Центробанка России об увеличении минимального уставного капитала для вновь регистрируемых коммерческих банков со 100 млн до 2 млрд руб. (к 1 января 1999 г. капитальная база коммерческого банка должна соответствовать 5 млн ЭКЮ).
    Однако сопоставление совокупного собственного капитала 200 крупнейших банков России, который на 1 января 1997 г. составил 88,6 трлн руб. (до деноминации), с капиталом одного из крупных банков мира, такого, например, как Bank of Tokyo-Mitsubishi, насчитывающим 24 млрд дол., позволяет предположить, что только небольшое число российских банков сможет выполнить требование Банка РФ по увеличению капитала до 5 млн ЭКЮ. В этой связи было принято решение с 1 января 1999 г. ограничить деятельность банков с капиталом от 1 до 5 млн ЭКЮ операциями на внутреннем рынке. Им будет запрещено открывать филиалы и создавать дочерние организации за рубежом.
    Создание двухуровневой банковской системы явилось существенной предпосылкой к формированию внутреннего рынка России. На основе операций между уполномоченными банками и между уполномоченными банками и Центральным банком сформировался, можно сказать, "оптовый" валютный рынок, на котором должны формироваться обменные курсы валют. Операции между уполномоченными банками и клиентами создали возможность для развития "розничного" валютного рынка, что отражает первые шаги на пути к формированию децентрализованного валютного рынка, к преодолению пока еще сохранившегося высокого уровня его централизации.
    Усилением воздействия Центрального банка на валютный курс можно считать введение механизма скользящей привязки рубля к доллару в соответствии с прогнозируемыми оценками изменения уровня инфляции. При этом валютный курс рубля должен несколько отставать, выполняя роль своеобразного якоря, сдерживающего рост цен. Известно, что подобные меры использовались в ходе реформирования экономики таких стран, как Чили, Польша, Израиль.
    Регулирование валютного курса в контексте макроэкономических преобразований является одновременно и частью антиинфляционной политики Центрального банка РФ, нацеленной на структурную перестройку экономики России. Начало ее положило введение в мае 1995 г. фиксированного валютного коридора в рамках 4300  4900 руб. за доллар, а затем переход в первой половине 1996 г. к новым значениям валютного коридора в рамках 4550  5150 руб. за доллар в качестве вынужденной меры, которая и в 1997 г. (так же, как и в 1998 г.) продолжала использоваться в интересах российских производителей-экспортеров.
    Однако уже летом 1997 г. начала складываться достаточно противоречивая ситуация. С одной стороны, стали очевидны определенные позитивные результаты макроэкономической политики прошедшего года. Впервые было достигнуто сокращение дефицита федерального бюджета с использованием неинфляционных методов. Произошла постепенная стабилизация цен. Была снижена ставка рефинансирования и по ломбардным кредитам до 21% годовых.

    Золотовалютные резервы к октябрю 1997 г. составили 24 млрд дол., что превысило общепринятый в мировой практике уровень, равный трехмесячному объему импорта.



    Содержание  Назад  Вперед