2.5. Правоотношения в механизме правового регулирования предпринимательской деятельности
В процессе предпринимательской деятельности субъекты права вступают в разнообразные общественные отношения. Правовые
Однако надо сказать, что в условиях рыночной экономики руководящая деятельность государства в форме директивного управления сведена к минимуму; во главу угла поставлены регулирующая, координирующая, контролирующая и стимулирующая функции государства.
Для того чтобы глубже понять категорию предпринимательского правоотношения, необходимо его проанализировать не только как
единое целое, но и как структуру, состоящую из трех необходимых элементов - субъектов, объекта и содержания маркетингового правоотношения - и имеющую, что характерно для каждой отрасли права, свою специфику.
Субъектами предпринимательских правоотношений являются носители предусмотренных законодательством о предпринимательской деятельности прав и обязанностей. Субъекты предпринимательских правовых отношений весьма многообразны. Это российские и иностранные граждане и юридические лица, а также лица без гражданства.
Кроме того, в регулируемых предпринимательским законодательством отношениях могут участвовать Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.
Субъектный состав предпринимательских правоотношений можно дифференцировать на несколько групп:
1)потребители (покупатели, клиенты и т.д.), приобретающие продукцию для личного потребления;
2)производители (юридические лица и индивидуальные предприниматели, производящие продукцию для реализации);
3)посредники (дистрибьюторы, дилеры, маклеры и т.д.);
4)маркетинговые фирмы, т.е. организации, специализирующиеся на выполнении определенных маркетинговых функций;
5)средства массовой информации (информационные агентства, редакции газет, журналов и т.д.);
6)предпринимательские союзы и ассоциации (например, Ассоциация распространителей финансово-экономической информации);
7)органы власти, осуществляющие функции государственного регулирования предпринимательской деятельности (например, МАП России, Госстандарт России).
Под объектом предпринимательского правоотношения следует понимать то благо, по поводу которого оно возникает и относительно которого существуют субъективное право и корреспондирующаяся ему юридическая обязанность.
В зависимости от характера и видов предпринимательских правоотношений к их объектам можно отнести следующие категории.
Материальные блага, участвующие в предпринимательском обороте, в частности товары индивидуального потребления и производственного назначения.
Нематериальные блага, связанные с предпринимательством, например деловая репутация (имидж) хозяйствующего субъекта, фирменное наименование организации, товарные знаки и знаки обслуживания и т.д.
Действия субъектов предпринимательской деятельности, например разного рода работы и услуги и их результаты. Объектами
предпринимательских правоотношений являются действия как физические (к примеру, перемещение грузов воздушным транспортом по договору перевозки груза), так и юридические (к примеру, заключение сделок купли-продажи от имени доверителя на основании договора поручения, оформляющего канал сбыта продукции предприятия).
Продукты интеллектуальной деятельности, входящие в сферу предпринимательства, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность), например прогнозы и сценарии развития рынка, проекты, технологии, научные открытия, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, рационализаторские предложения. Характерной особенностью результатов интеллектуального творчества является то, что в качестве объекта предпринимательских правоотношений они выступают лишь тогда, когда имеют определенную объективированную форму выражения. Так, творческий замысел, идея объектами правовой охраны не являются, а следовательно, объектом предпринимательских правоотношений быть не могут.
Рыночные исследования и маркетинговая информация, включающая, например, статистические данные, отражающие динамику изменения параметров маркетинговой среды; сведения, составляющие коммерческую тайну организации. Вместе с тем необходимо отметить, что объектом правовой охраны является не всякая информация, а только та, которая в соответствии со ст. 139 ГК РФ обладает следующими тремя атрибутами: эти сведения неизвестны третьим лицам, к ним нет доступа на законном основании, обладатель информации принимал меры для обеспечения ее конфиденциальности.
Способности и имидж личности как объект предпринимательских правоотношений также могут представлять своего рода товар. Речь в данном случае идет о выдающихся личностях и коллективах в таких сферах, как культура и искусство, наука, образование, медицина, спорт (например, сделки совершаются в отношении эстрадных и спортивных звезд).