Общефирменные справочники. Для целей маркетинговых исследований особый интерес представляют общефирменные справочники серии Yellow Pages, которых только в США насчитывается несколько тысяч, а также общегородские справочники, издающиеся во всех крупных городах. Известными справочниками из числа общефирменных являются ежегодно издаваемые в США справочники из 8 книг цикла Moody's Manual, в том числе Moody's Industrial Manual, Moody's International Manual, Mopdy's OTC Industrial Manual, содержащие информацию о промышленных компаниях США и других стран, акции которых котируются на американских фондовых биржах.
По каждой из компаний, названия которых расположены в алфавитном порядке, приводится подробная информация: история создания, слияния и поглощения, имена и должности руководителей, состав совета директоров, количество акционеров, численность занятых и др. Существенную ценность представляет публикуемая в справочнике финансовая отчетность компаний: баланс, отчеты о прибылях и убытках, о поступлении и расходовании средств.
Каждая схема посвящена одной компании и в ней дается перечень дочерних обществ с указанием их акционерного капитала и степени участия в них головной компании. Большое практическое значение имеет информация о финансовых связях фирм и структуре ТНК, которая содержится в американских справочниках America's Corporate Families (DB), America's Corporate Families and International Affiliates (DB), The Corporate Finance Sourcebook, Directory of Corporate Affiliations, International Directory of Corporate Affiliates, издающихся в США.
Директорские справочники, или справочники о персональных связях, дают возможность установить связи между компаниями на основе участия одного лица или группы лиц в руководящих органах различных обществ. В их ряду: Leitende Manner in der Deutschen Wirtschaft (Германия), Directory of Directors (Канада), Standard and Poor's Register of Corporations, Directors and Executivies (Великобритания).
Биографические справочники содержат краткие сведения о политических, общественных деятелях и представителях делового мира. На основании этих сведений можно установить, в частности, связи между отдельными фирмами. К числу биографических справочников, публикующих информацию только о представителях делового мира, относится издаваемый в США международный справочник World who's who in Commerce and Industry.
Macmillan Directory Division один раз в два года издает справочники Who is Who in America, Who is Who in France, Who is Who in the World, которые содержат информацию о ведущих бизнесменах и выдающихся деятелях непроизводственной сферы, в частности о руководителях ассоциаций, исследовательских центров, бирж, профсоюзов, органов государственной власти, средств массовой информации. Примером российских биографических справочников является справочник Россия: кто есть кто... что есть что..., издаваемый на компакт-дисках.
В сфере маркетинговых исследований важное значение имеют сообщения торгово-промышленных палат, союзов промышленников и
предпринимателей, которые содержат сведения о российских и иностранных компаниях. Так, единая информационная сеть Торгово-промышленной палаты России (ТПП РФ) призвана предоставлять сведения об отечественных и зарубежных предприятиях, потенциальных партнерах, экспортных и импортных возможностях российских и зарубежных компаний. Существуют следующие базы данных ТПП РФ, которые можно использовать в ходе маркетинговых исследований:
В свою очередь Российский союз промышленников и предпринимателей (работодателей), Круглый стол бизнеса России, Союз лесопромышленников России с периодичностью не реже одного раза в полугодие публикуют общие и тематические доклады.
Следующим важнейшим негосударственным источником маркетинговой информации назовем годовые отчеты о деятельности компаний, которые составляются к ежегодному собранию акционеров и утверждаются советом директоров. В годовых отчетах содержится характеристика деятельности компании в целом и ее подразделений за истекший финансовый год, включая результаты производственной и торговой деятельности, размеры капиталовложений, расходы на научные исследования, общее число занятых. В отчете, как правило, приводится полный состав правления и совета директоров (наблюдательного совета) организации. Такие отчеты практикуются в основном крупными российскими компаниями, как, например, ЛУКОЙЛ, Сургутнефтегаз, ЮКОС, Сибнефть, Роснефть, обычно в связи с очередной эмиссией акций.
Что касается отечественных банков, то они публикуют свои балансы раз в полугодие в изданиях тиражом не менее 50 тыс. экземпляров. Наконец, биржевая информация распространяются в средствах массовой информации агентствами Интерфакс, Интерфакс - АФЭИ, Рос Бизнес Консалтинг, Прайм-ТАСС, АКМ и др.
Заслуживает внимания и такой источник маркетинговой информации, как рекламные объявления, которые служат исходной базой для сбора маркетинговой информации. Наиболее популярными газетами, публикующими рекламные объявления, являются Экстра-М, Из рук в руки, 2 x2 газета и др. Следует упомянуть и различные буклеты, проспекты с выставок и ярмарок, прайс-листы и т.п.
В последнее время огромное значение в качестве источников маркетинговой информации приобретают телекоммуникационные услуги (в том числе сетевые услуги). Здесь информация о компаниях предоставляется специализированными банками данных. Так, во многих странах мира уже давно функционируют банки данных, создаваемые с коммерческими целями консультативными, издательскими фирмами, крупными компьютерными фирмами, специализирующимися на производстве и сбыте программного продукта. Такие фирмы могут обслуживать несколько банков данных, отвечая за достоверность, оперативное обновление содержащейся в них информации. Пользователь может получать информацию из баз данных через сеть Интернет, а также на компакт-дисках, по факсу и т.п.
Традиционными продавцами баз данных являются системы Dialog, Nexis, Orbit, NewsNet и др.