d9e5a92d

Собственники информационных ресурсов


  • ценам и тарифам;

  • инвестициям.


  • Формами документов, например, по ценам и тарифам, являются:

    • отчет о фактических ценах на промышленную продукцию, приобретенную сельским хозяйством, и тарифах на оказанные ему услуги;

    • отчет о реализации и ценах продукции пищевой промышленности;



    • сведения о ценах на приобретенные основные строительные материалы, детали и конструкции;

    • отчет о рентабельности отдельных видов продукции промышленности;

    • сведения о ценах производителей на промышленную продукцию;

    • сведения о средних ценах на приобретенные промышленными предприятиями основные виды топливно-энергетических ресурсов;

    • сведения о тарифах на услуги связи для юридических лиц;

    • сведения о ценах производителей на реализованную сельскохозяйственную продукцию и др.



    Все унифицированные формы документов имеют свой восьмизначный код, цифры которого несут смысловую нагрузку и обозначают классификационные признаки определенного документа. Необходимо отметить, что применение унифицированных форм документации способствует упорядочению информационных потоков в российской экономике, систематизации и сокращению количества применяемых форм, обеспечению единообразия, контроля и надзора, а также сопоставимости информации о различных параметрах деятельности хозяйствующих субъектов.

    2. Собственниками информационных ресурсов могут быть Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, а также юридические и физические лица. Отношения собственности на информационные ресурсы обслуживаются общими нормами гражданского законодательства, а также Законом Об информации, информатизации и защите информации, развивающим общие нормы применительно к данному объекту.

    Информационные ресурсы классифицируются на государственные и негосударственные.


    Согласно п. 2 ст. 6 Закона физические и юридические лица являются собственниками тех документов и массивов документов, которые созданы за счет их средств, приобретены ими на законных основаниях, получены в порядке дарения или наследования. Информационные ресурсы, являющиеся собственностью организаций, включаются в состав имущества, и на них распространяются все нормы правового режима имущества хозяйствующего субъекта, в том числе связанные с учетом, оценкой и т.д.

    Государство имеет право выкупа находящейся в частной собственности документированной информации в случае отнесения ее к государственной тайне. Собственники как негосударственных, так и государственных информационных ресурсов, содержащих сведения, отнесенные к государственной тайне, вправе распоряжаться этой

    собственностью только с разрешения соответствующих органов государственной власти.

    Государственные информационные ресурсы делятся на федеральные, совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, субъектов РФ. Российская Федерация и субъекты РФ являются собственниками информационных ресурсов, создаваемых, приобретаемых, накапливаемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, а также полученных путем иных установленных законом способов. Информационные ресурсы, являющиеся собственностью государства, находятся в ведении органов государственной власти и организаций в соответствии с их компетенцией, подлежат учету и защите в составе государственного имущества.

    Формирование государственных информационных ресурсов осуществляется органами государственной власти и местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. Организации, которые специализируются на формировании федеральных информационных ресурсов и (или) информационных ресурсов совместного ведения на основе договора, обязаны получить лицензию на этот вид деятельности в органах государственной власти.

    Одним из источников формирования государственных информационных ресурсов являются сведения, представляемые в обязательном порядке физическими и юридическими лицами. Перечни представляемой в обязательном порядке документированной информации и перечни органов и организаций, ответственных за сбор и обработку соответствующих информационных ресурсов, утверждает Правительство РФ.



    Хозяйствующие субъекты постоянно представляют информацию о различных параметрах своей деятельности прежде всего в виде статистической и бухгалтерской отчетности. Выполнение других требований, предъявляемых к деятельности субъектов предпринимательства, также дает возможность сбора сведений в определенном государственном информационном ресурсе. Скажем, сведения об организациях и индивидуальных предпринимателях, осуществляющих денежные расчеты с населением, собираются в налоговых органах при обязательной регистрации контрольно-кассовых машин.

    Или выполнение лицом, принявшим решение о ликвидации юридического лица, обязанности без промедления письменно сообщить об этом органу, осуществляющему государственную регистрацию, позволяет формировать информацию о ликвидируемых субъектах.

    Обязанность представления информации может предусматриваться также специальными законодательными актами. Например,

    в силу положений ст. 16 Федерального закона от 19 июля 1998 г. ПЗ-ФЗ О гидрометеорологической службе1 юридические лица независимо от организационно-правовых форм и физические лица, осуществляющие сбор информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении, обязаны представлять данную информацию в специально уполномоченный орган, коим в настоящее время является Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет)2.

    Порядок и условия обязательного представления документированной информации доводятся до сведения граждан и организаций. Если информация отнесена к разряду конфиденциальной или государственной тайне, то порядок ее обязательного представления (получения) устанавливается и осуществляется в соответствии с законодательством об этих категориях информации.

    При регистрации юридических лиц регистрационные органы обеспечивают их перечнями представляемых в обязательном порядке документов и адресами их представления. Необеспечение регистрационными органами регистрируемых юридических лиц указанными сведениями не является основанием для отказа в регистрации. Должностные лица регистрационных органов, виновные в необеспечении регистрируемых юридических лиц перечнями представляемых в обязательном порядке документов с адресами их представления, привлекаются к дисциплинарной ответственности вплоть до снятия с должности.

    Субъекты, представляющие в обязательном порядке документированную информацию в органы государственной власти и организации, не утрачивают своих прав на эти документы и на бесплатное использование сведений, содержащихся в них. Данная информация, предоставляемая юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы и форм собственности, а также гражданами, формирует информационные ресурсы, находящиеся в совместном владении государства и субъектов, представляющих эту информацию.

    Помимо сведений, представляемых в обязательном порядке физическими и юридическими лицами, источниками формирования государственных информационных ресурсов, интересными с точки зрения предпринимательства, являются деятельность Госкомстата

    России по сбору и систематизации различных видов статистической информации, а также деятельность Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям Министерства внутренних дел Российской Федерации (МВД России)1, которой с 1 июля 2003 г. переданы функции2 упраздненной Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации3 и ее территориальных органов по формированию и ведению федерального банка данных о нарушениях налогового законодательства, содержащего сведения о фактах уклонения от уплаты налогов в крупных и особо крупных размерах (см. постановление Правительства РФ от 10 февраля 1998 г. 169 О федеральном банке данных о нарушениях налогового законодательства Российской Федерации4). Банк данных является федеральным информационным ресурсом и формируется на основании актов проверок соблюдения налогового законодательства и решений, принятых по результатам проверок, проводимых органами Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям и налоговыми органами как самостоятельно, так и совместно.

    Информационные ресурсы могут быть товаром, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Собственник информационных ресурсов пользуется всеми правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации, в том числе имеет право:


    • назначить лицо, осуществляющее хозяйственное ведение информационными ресурсами или оперативное управление ими;

    • устанавливать в пределах своей компетенции режим и правила обработки, защиты информационных ресурсов и доступа к ним;

    • определять условия распоряжения документами при их копировании и распространении.



    Право собственности на средства обработки информации не создает права собственности на информационные ресурсы, принадлежащие другим собственникам. Документы, обрабатываемые в порядке предоставления услуг или при совместном использовании этих

    средств обработки, принадлежат их владельцу. Принадлежность и режим производной продукции, создаваемой в этом случае, регулируются договором.



    Содержание раздела