Маркетинговый комплекс, включающий товарную политику, маркетинговые коммуникации, ценообразование и товарораспределение.
Все другие субъекты обязаны считаться с возможностью осуществлять маркетинговую деятельность данным субъектом и не мешать ее реализации, а в соответствующих случаях даже способствовать ей.
Мера возможного поведения по осуществлению данной деятельности определена законодательством (скажем, для рекламной деятельности - законодательством о рекламе). В случае если ее нормальному осуществлению препятствуют действия третьих лиц или сам участник предпринимательской деятельности нарушает установленный порядок ее ведения, абсолютное правоотношение преобразуется в относительное, где предприятие получает право устранить незаконное нарушение его права или, напротив, по требованию уполномоченного субъекта обязано прекратить нарушение соответствующего законодательства.
Закончилось первое десятилетие после провозглашения рыночных реформ в России. Сквозь дым финансовых скандалов проступают контуры будущей экономики России. Формируются новые индустриальные лидеры, старые гиганты постепенно превращаются в современные компании.
Экономика России либо должна стать эффективной, повторив послевоенный рывок Японии и Европы, либо она больше не будет экономикой развитой страны.
В сложившихся экономических условиях центральной фигурой становится предприниматель, от добросовестной и грамотной работы которого в немалой степени зависят успех рыночных преобразований и благополучие страны.
Развитие предпринимательской деятельности как решающего фактора экономического развития государства непосредственно зависит от создания правовых условий, которые позволяют в достаточно короткие сроки решительным и инициативным людям, обладающим необходимыми качествами и способностями, стать цивилизованными бизнесменами.
В следующих главах книги будет дано последовательное и логичное изложение правовых основ предпринимательства через призму маркетинга как современной концепции хозяйственной деятельности и его основных функций: рыночных исследований, товарной политики, коммуникаций, ценообразования и товародвижения. Такой подход необходим, прежде всего, для повышения эффективности предпринимательской деятельности, объяснения современных явлений в предпринимательстве и его правовом регулировании, а также чтобы пробудить у читателя интерес к науке о маркетинге, без которого невозможны цивилизованное функционирование и развитие отечественного предпринимательства.
В странах с высоким уровнем развития экономики маркетинг уже превратился в одну из ведущих отраслей современного хозяйства. Кроме того, акцент на маркетинг важен для более глубокого понимания и практического применения нормативных правовых актов, регулирующих современные предпринимательские отношения.
При анализе как теоретических, так и практических аспектов данной проблематики наш подход шаг за шагом создавал простую, единообразную основу для знакомства читателя как с прошлыми достижениями экономико-правовой науки, так и с ее новейшими теоретическими и практическими результатами.
Последующий материал, посвященный правовому обеспечению отдельных видов рынка, помимо прочего, поможет читателю получить целостное представление о механизме правового регулирования современной рыночной экономики России.