Статьей 6 рассматриваемого закона предусмотрены два основных способа регулирования деятельности субъектов естественных монополий - ценовой и неценовой. Ценовой метод осуществляется посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня. При этом порядок государственного регулирования цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий предусмотрен рядом специальных документов.
Среди них, например, постановление Правительства РФ от 11 октября 2001 г. № 715 О совершенствовании механизма государственного регулирования тарифов на услуги связи1; постановление Правительства РФ от 13 октября 1999 г. № 1158 Об обеспечении соблюдения экономически обоснованных принципов формирования цен на продукцию (услуга) субъектов естественных монополий2; Указ Президента РФ от 17 октября 1996 г. № 1451 О дополнительных мерах по ограничению роста цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий и созданию условий для стабилизации работы промышленности3 (с изменениями от 25 июля 2000 г.); постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 869 О регулировании цен (тарифов) на продукцию (услуги) отраслей естественных монополий во втором полугодии 1996 г.4 (с изменениями от 4 февраля 1997 г.); постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 863 О совершенствовании государственного регулирования цен на природный газ5 (с изменениями от 14 июля 1997 г.); постановление Правительства РФ от 13 октября 1995 г. № 997 О государственном регулировании цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий6; постановление Правительства РФ от 12 февраля 1996 г. № 140 О мерах по ограничению роста цен (тарифов) на продукцию (услуга) естественных монополий7 (с изменениями от 17, 26 июля 1996 г., 3 апреля 1997 г.); письмо МНС РФ от 3 ноября 1999 г. № ВГ-15-02/10358.
Неценовой метод предполагает определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспеченности в случае невозможности полностью удовлетворить потребности в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.
Согласно ст. 7 Федерального закона О естественных монополиях в целях проведения эффективной государственной
политики в сферах деятельности субъектов естественных монополий органы регулирования осуществляют контроль за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий и которые могут вызвать ущемление интересов потребителей товара, в отношении которого применяется регулирование в соответствии с этим законом, либо сдерживание экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка. Здесь также государственный контроль может быть предварительным и последующим.
Система предварительного контроля показана в табл. 6.1.
Предварительный контроль предполагает обязательную подачу в соответствующий орган ходатайства о получении согласия на указанные в таблице сделки, а также предоставление иной необходимой для принятия решения информации. Требования к содержанию такой информации и форме ее представления, а также порядок рассмотрения ходатайства определяются правилами, утверждаемыми соответствующим органом регулирования естественной монополии. Например, порядок рассмотрения Федеральной энергетической комиссией РФ ходатайств субъектов естественных монополий определяется Правилами, утвержденными постановлением ФЭК РФ от 6 октября 2000 г. № 54/31.
Орган регулирования естественной монополии может отказать в удовлетворении указанного ходатайства, если заявленные в нем действия грозят отрицательными последствиями, а также в случаях, если заявителем не представлены все необходимые документы либо при их рассмотрении обнаружено, что содержащаяся в них информация (имеющая существенное значение) недостоверна. Орган регулирования естественной монополии не позднее 30 дней с момента получения ходатайства сообщает заявителю в письменной форме о своем решении, согласии или отказе. Отказ должен быть мотивирован.
Если для принятия решения необходима дополнительная информация, то орган регулирования естественной монополии вправе запросить ее у заявителя и увеличить срок рассмотрения ходатайства на 30 дней (если запрос вместе с уведомлением направлен заявителю не позднее 15 дней со дня получения ходатайства). Если в 15-дневный срок со дня истечения срока рассмотрения ходатайства ответ органа регулирования естественной монополии не будет получен либо
в удовлетворении ходатайства будет отказано по мотивам, которые заявитель сочтет незаконными, он вправе обратиться в суд.
Таблица 6.1
Предварительный контроль за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий
Контролируемые действия | Условия для контроля |
Сделки, в результате которых субъект естественной монополии приобретает право собственности (или право пользования) на основные средства, не предназначенные для производства (реализации) регулируемых Федеральным законом O естественных монополиях товаров (услуг) | Балансовая стоимость приобретаемых основных средств превышает 10% стоимости собственного капитала субъекта по последнему утвержденному балансу |
Продажа, сдача в аренду или иная сделка, в результате которой хозяйствующий субъект приобретает право собственности (владения и (или) пользования) частью основных средств субъекта естественной монополии, предназначенных для производства (реализации) регулируемых Федеральным законом О естественных монополиях товаров | |
Инвестиции субъекта естественной монополии в производство (реализацию) товаров, в отношении которых не применяется регулирование в соответствии с Федеральным законом О естественных монополиях | Инвестиции составляют более 10 стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу |
Последующий контроль предполагает обязательное уведомление соответствующего органа регулирования естественной монополии о действиях, предусмотренных в табл. 6.2, в течение 30 дней с момента совершения сделки.
Субъекты естественных монополий обязаны представлять соответствующему органу регулирования текущие отчеты о своей деятельности в установленном порядке, а также проекты планов капитальных вложений.
Субъекты естественных монополий не вправе отказываться от заключения договора с отдельными потребителями на
производство (реализацию) товаров, в отношении которых применяется регулирование по Закону О естественных монополиях, при наличии у субъекта естественной монополии возможности произвести (реализовать) такие товары. Субъекту может быть направлено предписание о заключении договора. При неисполнении такого предписания возможна подача иска о понуждении заключить договор в арбитражный суд.
Таблица 6.2
Уведомление органов регулирования деятельности субъектов естественных монополий (последующий контроль)
Лицо (или группа лиц) | Лицо (или группа лиц) |
Приобретение на рынке или в результате иных сделок (в том числе договоров поручения, доверительного управления, залога) акций (долей) в уставном (складочном) капитале субъекта естественной монополии, предоставляющих более 10% общего количества голосов, приходящихся на все акции (доли) | Приобретение акций (долей) в уставном (складочном) капитале другого хозяйствующего субъекта, предоставляющее ему более 10% общего количества голосов, приходящихся на все акции (доли) |
Все случаи изменения принадлежащего ему количества голосов в уставном (складочном) капитале субъекта естественной монополии | Все случаи изменения принадлежащего ему количества голосов в уставном (складочном) капитале другого хозяйствующего субъекта |
Для контроля за соблюдением этих требований орган регулирования может запрашивать у хозяйственных обществ и товариществ сведения о составе их участников, располагающих более чем 10 общего количества голосов |
Решения, которыми вводится, изменяется или прекращается регулирование деятельности субъектов естественных монополий, а также применяются методы регулирования, принимаются большинством голосов членов правления соответствующего органа регулирования естественной монополии. Решение принимается на основе материалов проведенного анализа. По такому решению может быть проведена независимая экономическая экспертиза.
Представитель субъекта естественной монополии вправе присутствовать при рассмотрении соответствующим органом вопросов, касающихся введения, изменения или прекращения регулирования деятельности данного субъекта. О дате рассмотрения субъект
естественной монополии должен быть заранее уведомлен соответствующим органом регулирования.
Порядок рассмотрения органами регулирования естественных монополий дел о нарушениях Закона О естественных монополиях определяется Положением о рассмотрении федеральными органами исполнительной власти по регулированию естественных монополий дел о нарушениях Федерального закона О естественных монополиях, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 г. № 2571.
Решения органов регулирования естественных монополий, а также предписания, выданные на основе принятых решений, направляются заинтересованным лицам в письменной форме не позднее 10 дней со дня их принятия. Решения по делам, затрагивающим общественные интересы, публикуются в средствах массовой информации не позднее месяца со дня их принятия.
Процедура исполнения решений (предписаний) органов регулирования естественных монополий закреплена в ст. 24 Закона, из которой следует, что они исполняются субъектами естественных монополий (их руководителями), а также органами исполнительной власти, органами местного самоуправления (их должностными лицами) в срок, предусмотренный решениями (предписаниями), но не позднее 30 дней со дня их получения. В случае неисполнения указанных решений (предписаний) органы регулирования естественных монополий имеют право обратиться в суд.
Разумеется, субъекты естественных монополий и их руководители, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления и их должностные лица, потребители, общественные организации потребителей, их ассоциации и союзы, а также прокурор вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительными (полностью или частично) решений (предписаний) органов регулирования естественных монополий в случае их несоответствия Закону О естественных монополиях. При этом, как следует из ст. 25 данного Закона, подача заявления в суд приостанавливает действие решения (предписания) до вступления в законную силу решения суда.
1
СЗ РФ. - 1995. - № 35. - Ст. 3505.
2
СЗ РФ. - 1999. - № 26. - Ст. 3179.
1
СЗ РФ. - 1995. - № 49. - Ст. 4770.
2
БНА. - 2000. - № 10.
3
БНА. - 2002. - № 5.
4
БНА. - 2000. - № 49.
1
СЗ РФ. - 2001. - № 43. - Ст. 4098.
2
CЗ РФ. - 1999. - № 42. - Ст. 5060.
3
СЗ РФ. - 1996. - № 43. - Ст. 4884.
4
СЗ РФ. - 1996. - № 31. - Ст. 3733.
5
СЗ РФ. - 1996. - № 31. - Ст. 3727.
6
Российская газета от 18 октября 1995 г.3
7
СЗ РФ. - 1996. - № 8. - Ст. 772.
8
Информационный бюллетень Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 25 мая 2000. - № 10.
1
БНА. - 2000. - № 49.
1
СЗ РФ. - 2000. - № 14. - Ст. 1495.