d9e5a92d

Кодекс торгового мореплавания РФ



В ряду подзаконных нормативных актов, опосредующих маркетинговую деятельность, в частности, находятся:


  • Указ Президента РФ от 28 февраля 1995 г. № 221 О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)1, постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)2, которые регулируют ценообразование в маркетинге;

  • Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 553; Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 г. № 10254; Правила оказания услуг общественного питания, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 г. № 10365, регулирующие сферу сбыта;

  • Порядок рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, утвержденный приказом ГКАП России от 13 ноября 1995 г. № 1476, связанный с регулированием маркетинговых коммуникаций, а также конкурентных отношений в маркетинге и др.



Поскольку Россия по своему государственному устройству является федерацией, то помимо актов федерального уровня в систему источников, регулирующих маркетинг, входят иакты субъектов Российской Федерации. Иерархия их по юридической силе в основном идентична федеральной. Среди таких актов можно назвать Правила размещения средств наружной рекламы и информации в г. Москве, утвержденные постановлением Правительства Москвы от 22 января 2002 г. № 41-ПП7.

В сфере маркетинговой деятельности находят широкое применениекорпоративные (локальные) нормативные акты. Они регулируют хозяйственную деятельность на уровне предприятий и принимаются их учредителями либо самими предприятиями. Целью локального нормотворчества является, в частности, формирование и закрепление в нормативных документах правил маркетинговой деятельности хозяйствующего субъекта. Например, режим коммерческой тайны как разновидности маркетинговой информации в организации может регламентироваться

локальным нормативным актом - положением о коммерческой тайне организации.

Для наиболее эффективной работы каждой структурной единицы предприятия разрабатываются и издаются специальные документы, регулирующие внутрихозяйственные отношения, определяющие сферу деятельности, права, обязанности и ответственность подразделений и персонала, в частности положения о службе маркетинга и других подразделениях, занимающихся маркетинговой деятельностью на предприятии (в качестве примера можно сослаться на Положение о коммерческом центре (КЦ) Акционерного московского общества Завод имени И.А. Лихачева (АМО ЗИЛ), Положение об отделе маркетинга и стимулирования сбыта КЦ АМО ЗИЛ), а также стандарты предприятий, должностные инструкции, приказы высшего руководства, направленные на регулирование маркетинга.

Кроме нормативных актов к источникам маркетингового права следует отнестиобычаи делового оборота, применяемые исключительно в сфере предпринимательских отношений. Согласно ст. 5 ГК РФ обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

Не подлежат применению лишь обычаи, противоречащие обязательным для участников маркетинговой деятельности положениям законодательства или договору.

Обычаи делового оборота применяются наряду с законодательством и заполняют его пробелы. Юридическое значение обычаев состоит в том, что они по очередности применения находятся после нормативно-правовых актов и договора. Обычаи широко применяются во внешнеторговом маркетинге, в маркетинге морских перевозок (см., например, ст.

134 - 135 Кодекса торгового мореплавания РФ1).

Наряду с внутренними законами и иными нормативными правовыми актами источниками регулирования маркетинговых отношений служатобщепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Что касается общепризнанных принципов и норм международного права, то они содержатся в уставах ООН, декларациях и резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, в документах других



международных организаций по наиболее общим и глобальным вопросам международного правопорядка, в многосторонних договорах (конвенциях), решениях Международного Суда. Международные договоры могут быть как двусторонние (например, о торговле, экономическом сотрудничестве двух государств), так и многосторонние, например, Евразийская патентная конвенция (Москва, 9 сентября 1994 г.)1, Парижская конвенция по охране промышленной собственности (Париж, 20 марта 1883 г.)2. Как примеры источников международного частного права, регулирующих маркетинг, можно назвать Конвенцию ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Вена, 11 апреля 1980 г.)3, Международные правила толкования торговых терминов Инкотермс 1990 г.4


Российское законодательство восприняло многие положения международного права и международных договоров. Нормы международных документов обычно применяются к маркетинговым отношениям с участием иностранных физических и юридических лиц, определяют их правовой статус, права иностранцев на имущество, находящееся на территории России, порядок совершения внешнеэкономических сделок, порядок применения правовых последствий причинения вреда иностранцам и иностранцами на территории России и многое другое. Вместе с тем они подчас применимы и к отношениям между российскими физическими и юридическими лицами, например, в сфере транспортного маркетинга при международных перевозках грузов, пассажиров и багажа, выполняемых российскими перевозчиками.

По общему правилу, международные договоры Российской Федерации применяются к маркетинговым правоотношениям непосредственно. Однако для применения некоторых из них требуется издание внутригосударственного акта, так называемая имплементация. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, что предусмотрены национальным законодательством, то в соответствии со ст.

15 Конституции РФ применяются правила международного договора. Необходимо также сказать, что международные договоры, заключенные СССР, по общему правилу,

обязательны для Российской Федерации как его правопреемника, если специально не было объявлено о прекращении действия этих договоров.

В настоящее время в нашей стране бурно развивается законодательство, регламентирующее маркетинговую деятельность, что предопределяется условиями переходного периода. Для того чтобы цивилизованно развивать российскую экономику и привести ее с учетом национальной специфики к рыночным отношениям, нужны эффективные правовые нормы, в том числе маркетинговые.

По мере развития маркетинга, укрепления рыночной экономики в России все более значимым и тонким становится механизм ее правового регулирования. Основное назначение правового обеспечения маркетинга - регулировать, защищать и поддерживать маркетинговую деятельность правовыми средствами.

Потребность в развитии и использовании на практике правового регулирования маркетинга стала особенно ощущаться в последнее время, в связи с обострением конкурентной борьбы. Соотнесение маркетинга с правовыми нормами повышает обоснованность принимаемых решений по различным вопросам производственной, научно-производственной, финансовой и сбытовой деятельности. Это рационализирует процесс товародвижения, ценообразования, маркетинговых коммуникаций, разработки товарного ассортимента, совершенствует практику анализа и прогнозирования рыночной ситуации в процессе внутрифирменного планирования.

Эффективное правовое регулирование маркетинговых отношений способствует смягчению и устранению кризисов перепроизводства, обеспечению соответствия спроса и предложения, повышению уровня удовлетворения общественных потребностей, направлению капитала в производство, экономическому росту и укреплению национальной безопасности государства.

Совершенствование правового регулирования маркетинга необходимо для установления торговых связей с экономически развитыми странами, ибо слабое развитие отечественной правовой базы маркетинга является одной из причин, по которой в российскую экономику не хотят вкладывать средства многие иностранные инвесторы. Отечественные законы недостаточно защищают интересы и права бизнесменов, не гарантируют цивилизованного развития бизнеса. Одним из основных условий успешной деятельности отечественных организаций на мировом рынке является необходимость продуманного системного

изучения всего арсенала правовых средств, применяемых за рубежом, чтобы, во-первых, учитывать их при разработке экспортной политики и, во-вторых, использовать то положительное, что имеется в правовом регулировании маркетинга развитых стран.

Необходимо отметить, что действующее законодательство не в состоянии предотвратить всех потенциальных злоупотреблений в области маркетинга, а новые законы и подзаконные нормативные акты зачастую бывает нелегко воплотить в жизнь. Между тем помимо законов и нормативно-правовых актов поведение предпринимателей должно определяться социальными нормами и правилами профессиональной этики. Предприятия должны поощрять своих менеджеров не просто держаться в рамках закона, но и соблюдать небезызвестный категорический императив, сформулированный немецким философом XVIII в. Иммануилом Кантом: Поступай по отношению к другим так, как тебе бы хотелось, чтобы они поступали по отношению к тебе. Предприятия с высоким уровнем социальной ответственности активно ищут способы надежной защиты своих потребителей и окружающей среды. Ряд скандалов, разразившихся в деловом мире в последние годы, и растущая озабоченность состоянием окружающей среды и защитой прав потребителей детерминировали повышенный интерес к вопросам этической и социальной ответственности.

Почти каждый аспект маркетинговой деятельности так или иначе связан с этими вопросами. Очевидно, что у каждого из субъектов есть свое представление о мере социальной ответственности, поэтому в высокоразвитых странах многие индустриальные и профессиональные торговые ассоциации предлагают придерживаться определенных общепринятых этических норм, а целый ряд компаний разрабатывает маркетинговую стратегию с учетом требований более высокого уровня социальной ответственности.

Похожие публикации



Содержание раздела