d9e5a92d

- Особенности зарубежного законодательства о конкуренции


6.9. Особенности зарубежного законодательства о конкуренции

Анализ антимонопольного законодательства зарубежных стран показывает, что правовые формы регулирования конкуренции заключаются в создании государством юридических условий существования экономической состязательности на рынке и ее поддержке, а также в признании за хозяйствующими субъектами возможности осуществлять конкурентные действия, т.е. права на конкуренцию. Правовые условия существования и развития экономической состязательности на рынке выражаются в наличии норм и институтов права, основывающихся на следующих общепризнанных в мире принципах: свободное развитие предпринимательской деятельности, всемерная охрана частной собственности, формальное равенство участников имущественных отношений, свобода договора и обеспечение охраны нарушенных прав. На них базируется система права, регулирующего маркетинговые отношения большинства стран, ориентированных на рыночные приоритеты в регулировании экономики.

Принципы, создающие правовые условия существования экономической состязательности на рынке, взаимосвязаны: при отсутствии одного из них не могут реализовываться и другие, невозможна и сама конкуренция. Опираясь на эти принципы, во Франции и Великобритании была разработана специальная конструкция права на свободную конкуренцию, которая состоит в том, что каждый предприниматель может свободно вести свое дело. Главные условия ведения бизнеса - это состязательность и свобода выбора.

Свобода выбора предпринимателя заключается в том, что владельцы материальных ресурсов и денежных капиталов могут использовать их по собственному усмотрению: приобретать ресурсы, организовывать процесс производства продукции, реализовывать ее по своему выбору. Для осуществления предпринимателями своего права на свободную конкуренцию необходима совокупность следующих условий:


  • возможность неограниченного доступа на рынок и выхода с него всем желающим, в результате чего на рынке много продавцов и покупателей;



  • продавцы и покупатели не могут контролировать рыночные цены;

  • невмешательство государства в процесс состязательности на рынке (в формирование спроса, предложения и рыночных цен).



Однако свобода конкуренции имеет определенные рамки. Оборотной стороной права на конкуренцию выступают ответственность предпринимателя за законность и безопасность своей деятельности и уважение аналогичного права другого предпринимателя на свободное ведение бизнеса, недопустимость недобросовестной конкуренции и монопольных злоупотреблений.

Конструкция права на свободную конкуренцию в зарубежных странах отражена в положениях конкурентного законодательства. Например, Французский Ордонанс № 86-1243 от 1 декабря 1986 г. предусматривает следующие основные принципы права на свободную конкуренцию:


  • запрещение деятельности, нарушающей правила конкурентной борьбы;

  • свободное установление цен;

  • ответственность за нарушение законодательства о конкуренции.



Симптоматично, что аналогичные нормы предусмотрены в некоторых законодательных актах стран Восточной Европы, например, в Законе Болгарии О защите конкуренции 1991 г., в Торговом кодексе Чехии и Словакии и др.

Остановимся на некоторых других актуальных вопросах правового регулирования конкуренции в законодательстве США, стран Западной Европы и Японии, в частности на формулировке основных понятий в данной сфере. Так, понятие товарного рынка в различных странах трактуется по-разному. Например, в США понятие продуктового рынка основывается на двух критериях: обоснованная заменяемость и перекрестная эластичность спроса. При этом первый критерий предполагает, что конечное потребление данного товара и его заменителей является одним и тем же, а их финансовые и технологические качества достаточно сходны. В свою очередь перекрестная эластичность спроса может быть как высокой, так и низкой.

При высокой эластичности спроса несущественное увеличение цены одного продукта вызывает переключение покупателей на другой продукт. Напротив, низкая эластичность спроса говорит о том, что эти продукты имеют различные рынки и один не заменяет другого.



Небезынтересной является проблема определения доминирующего положения в зарубежном законодательстве. В конкурентном законодательстве стран с рыночной экономикой доля, при

которой за компанией признается доминирующее положение на рынке, значительно ниже 65, предусмотренных отечественным законодательством. Так, в ст. 7 Декрета правительства Франции от 11 декабря 1986 г. об ограничительной деятельности установлен запрет на объединение компаний в случае, если после их интеграции будет создана компания, доминирующая на рынке.

При этом доминирующим считается положение компании, если ее доля на рынке определенных товаров составляет 25 сделок или ее оборот в совокупности превышает 7 млрд франков.

Для определения доминирующего положения на рынке в конкурентном законодательстве Германии необходимо оценивать долю фиксированного числа предприятий (CR - concentration ratios), которая показывает уровень концентрации производства. Доминирующее положение возникает, если на одну фирму приходится свыше 1/3 всего оборота на рынке или на три фирмы и более - свыше половины либо на пять и более - больше 2/3 оборота.

Пример из практики антимонопольного ведомства Италии. 6 ходе предварительного расследования было установлено, что компания Coca-Cola нарушила антимонопольное законодательство, злоупотребив своим доминирующим положением на рынке. Компания пыталась устранить с рынка конкурентов путем предоставления скидок, бонусов и эксклюзивных прав и разрабатывала стратегический план по устранению своего основного конкурента - компании Pepsi с итальянского рынка безалкогольных напитков.

Рассмотрим специфику определения доминирующего положения на рынке в США, где применяется для этого индекс Харфиндела-Хиршмана, рассчитываемый по формуле

где хi - доля i-й компании на рынке (в );

i = 1, 2,... n - общее количество компаний на рынке данного продукта.

При этом величина данного индекса может изменяться от 0 в случае абсолютной демонополизации и до 10 000, когда имеет место полная монополия одной компании на рынке. Можно выделить три уровня этого индекса. Если J 1000, то рынок считается неконцентрированным, если 1000 J 1800 - среднекон-центрированным и если J 1800 - высококонцентрированным.

Немонополизированный рынок предполагает значение упомянутого индекса не более 1000 единиц, наличие свыше десяти конкурирующих фирм, причем доля крупнейшей из них - не более 31, двух крупнейших - 44, трех - 54, четырех - 63.

С позиции сравнительной оценки законодательство Европы намного либеральнее решает проблемы, связанные с ограничением монополистической деятельности, чем законодательство США. Перечень действий, которые приводят к ограничению конкуренции и запрещены конкурентным законодательством зарубежных стран, а также способы обнаружения нарушений конкурентного законодательства различны.

Во Франции указанные вопросы урегулированы Декретом о свободе цен и конкуренции 1986 г., согласно которому запрещаются: ценовая дискриминация; продажа в убыток по цене ниже закупочной (что легко проверить, так как во Франции обязательны накладные, в которых указывается нижняя граница цен - закупочные цены); ценовые манипуляции (например, снижение торговых наценок); использование доминирующего положения с целью злоупотребления, ограничения конкуренции; установление дискриминационных условий продаж; совместные действия, которые ведут к ограничению конкуренции; отказ от реализации товара, несмотря на существующую возможность; навязывание цены.

В США законодательством и судебными прецедентами запрещены: сговор о ценах (Закон Клейтона и судебная доктрина о заведомых нарушениях); любые действия с участием 200 компаний (Правила 200 компаний); соглашение о разделе рынков; тресты в торговле (Закон Шермана); нечестные методы конкуренции (Закон Клейтона); дискриминация цен (имеется ряд исключений) (Акт Робинсона-Патмана); приобретение акций конкурента (это запрещение было распространено на сумму любых активов, если результатом будет ослабление конкуренции) (Акт Селлера-Кефовера); слияния, не удовлетворяющие определенным критериям (свод правил о слияниях); скидка крупным розничным торговцам, если это не вызвано снижением издержек по реализации товара (Акт Робинсона-Патмана); предпринимательская деятельность, ведущая к ослаблению конкуренции и созданию монополий (Закон Клейтона); групповой бойкот; соглашение компаний о дележе прибыли и убытков. Вскрытие указанных нарушений является компетенцией Федеральной торговой комиссии и суда.

Важным вопросом антитрестовского законодательства США является правильное определение границ рынка. Здесь должны учитываться все конкуренты конкретной фирмы. Рынок, в рамках которого для данной компании складываются отношения конкуренции и монополии, именуется релевантным.

Конкурентами компании, производящей определенную продукцию, в первую очередь являются все изготовители такой продукции. В то же время необходимо учитывать не только объем продаж, но и неиспользованные мощности, а также производство для собственного потребления. Характеристикой релевантного рынка является то, насколько свободен доступ на него для других предприятий.

Для определения такого рынка необходимо учитывать его географические и технологические границы. В технологические границы включаются все компании, производящие однотипную, в том числе взаимозаменяемую, продукцию, а также свободные мощности и потенциальные конкуренты. Географические границы тем шире, чем выше стоимость и сложнее производство, а также чем труднее транспортировать продукцию или чем быстрее эта продукция портится.

Критерием для включения потенциальных конкурентов в релевантный рынок выступает высокая краткосрочная, т.е. до одного года, заместимость товаров. В США для этого применяется 5-ный тест: к общей сумме реального оборота на исследуемом рынке прибавляют дополнительный оборот, который бы возник при 5-ном увеличении цен на рассматриваемые товары в течение года за счет более высокой загрузки мощностей на предприятиях, производящих товары-заменители, а также за счет перепрофилирования технологически подходящего оборудования.

В германском правопорядке в релевантный рынок включается фактический оборот компаний, производящих продукцию с высокой краткосрочной ее заместимостью или имеющих производственные мощности, которые в течение года могут быть с минимальными издержками переквалифицированы на выпуск рассматриваемой продукции.

Как в европейских странах, так и в США антимонопольное законодательство устанавливает предварительную нотификацию в антимонопольных органах крупных операций объединительного характера. Сделка не может считаться действительной без разрешения антимонопольного органа. Законодательно устанавливаются лимиты, по достижении которых хозяйствующий субъект должен представить в антимонопольный орган необходимую информацию о предполагаемой сделке.

Этот лимит может представлять объемы ежегодных оборотов, величину активов, рыночную долю.

Немаловажное место в конкурентном законодательстве большинства государств занимает ответственность за несоблюдение правил контроля экономической концентрации, которая выражается, как правило, в форме штрафов за непредставление своевременно нотификаций о сделках, а также за совершение неразрешенной сделки.

Похожие публикации



Содержание раздела