d9e5a92d

Регулирование иностранных инвестиций


Поэтому принимающее инвестиции государство, подписавшееся под подобным определением инвестиций, столкнется с некоторыми трудностями в области публично-правового регулирования иностранных инвестиций на своей территории.

Европейская модель более осторожно подходит к вопросу определения понятия инвестиций. Принципиальное отличие этих моделей заключается в том, что при наличии широкого определения понятия инвестиций защита в соответствии с положениями данных соглашений предоставляется только таким иностранным капиталовложениям, которые получили одобрение принимающего их государства. Таким образом, капиталовложения иностранного государства делятся на две категории: имеющие правовую защиту на основе международного соглашения вследствие их одобрения принимающим государством и не имеющие таковой.

Подобная дискриминация основана на объективных экономических факторах. Инвестиции, не получившие формального одобрения принимающего их государства, подлежат правовой защите всеми доступными правовыми средствами и соответствующими нормами международного права. Формально одобренные инвестиции защищены дополнительно режимом международного соглашения. Те инвестиции, которые получили официальное одобрение государства, вправе рассчитывать на специальные льготы и одобрения*(130).

Важно отметить, что гарантия перевода подразумевает не только технический перевод платежей, но и обязательства свободного доступа инвестора на внутренний валютный рынок для приобретения свободно конвертируемой валюты за национальную.

Особой формой выражения отличается условие о переводе платежей в связи с капиталовложениями в Соглашении между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии о поощрении и взаимной защите капиталовложений от 6 апреля 1989 г.*(131)

В соответствии со ст. 6 Соглашения каждая из Договаривающихся Сторон в том, что касается капиталовложений, гарантирует инвесторам другой Договаривающейся Стороны беспрепятственный перевод их капиталовложений и доходов в страну постоянного местопребывания, кроме случаев, когда Договаривающаяся Сторона при наличии трудностей платежного баланса исключительного характера и в течение ограниченного периода времени имеет право справедливо и добросовестно осуществлять полномочия, предоставленные ей в силу законодательства.

Такая формулировка содержит в себе признание права Договаривающейся Стороны на введение различного рода ограничений при условии, что принятие законодательства о таких ограничениях вызвано трудностями платежного баланса и что эти ограничения временные. Она исходит из общего запрещения введения валютных ограничений в отношении текущих платежей, предусмотренных в п. "а" разд. 2 ст. 8 Соглашения об МВФ, который гласит: "Ни одно государство - член МВФ не налагает ограничения на производство платежей и переводов по текущим международным операциям без утверждения их Фондом".

Соглашение с Англией приравнивает режим переводов в связи с иностранными инвестициями к режиму текущих платежей по внешнеторговым сделкам. При этом в Соглашении хотя и делается оговорка в отношении возможных трудностей платежного баланса, но гарантируется перевод как минимум 20% в год капиталовложений, а также причитающейся инвестору прибыли, процентов и т.д.

Необходимо отметить, что данные международные соглашения, заключенные между двумя субъектами международного права, т.е. носящие двусторонний характер, не являются единственным источником, где содержатся нормы, предметом регулирования которых является гарантия перевода доходов иностранных инвесторов.

В настоящее время в международном инвестиционном праве сформирован международно-правовой механизм регулирования и защиты иностранных инвестиций на многостороннем уровне.

Основу современного метода регулирования валютных паритетов и валютных курсов стало составлять международно-правовое регулирование. В связи с созданием и деятельностью МВФ функционируют международно-правовые нормы, возлагающие на страны - члены Фонда обязанности по поддержанию стабильности валютных паритетов и валютных курсов, касающихся не только своих национальных денежных единиц*(132). Создана определенная форма организации валютных отношений в рамках мирового хозяйства, которая является международной валютной системой. Юридически она закреплена в межгосударственных соглашениях. Деятельность данных организаций будет рассмотрена в гл. III настоящей работы.



Рассматривая национальное законодательство принимающего иностранные инвестиции государства, необходимо отметить, что совокупность норм, обеспечивающих соответствие деятельности субъектов внутригосударственных отношений требованиям международных норм, составляет национальный нормативный механизм реализации международных актов, содержащих гарантию перевода доходов иностранных инвесторов.

С точки зрения совершенствования правового регулирования межгосударственной инвестиционной деятельности на современном этапе важен анализ системы национального законодательства в его взаимосвязи с международно-правовым регулированием. Это взаимодействие проявляется в согласованном регулировании отношений, касающихся совмещенного предмета регулирования - предоставления гарантии перевода доходов иностранных инвесторов.

Национально-правовое регулирование иностранных инвестиций возникло с появлением инвестиционных отношений. По мере развития международного инвестиционного процесса и изменений в системе международных отношений появляется специальное законодательство в виде инвестиционных законов и кодексов.

Национально-правовой механизм гарантии перевода доходов иностранных инвесторов в Российской Федерации объединяет ряд составляющих его элементов, определяющих отношение государства к иностранным инвесторам.

Иностранным инвестициям посвящен специальный нормативный акт - Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации"*(133). Целью его принятия является регулирование отношений, связанных с предоставлением государственных гарантий иностранным инвесторам.

В литературе были высказаны различные мнения относительно принятого 9 июля 1999 г. Закона. К его недостаткам отнесено необозначение приоритетных сфер экономики, в развитии которых заинтересовано государство, неотражение современных тенденций развития инвестиционных отношений*(134), нечеткое определение государственных гарантий, их декларативный характер, отсутствие процессуальных механизмов действия этих гарантий*(135).

Что касается новых договорных форм иностранных инвестиций, то Закон от 9 июля 1999 г. упоминает только финансовый лизинг, оставляя в стороне договоры об обслуживании и управлении, соглашения о франчайзинге, лицензионные соглашения, соглашения о разделе продукции. В то же время все эти договоры рассматриваются Сеульской конвенцией как формы прямых инвестиций.

Федеральный закон об иностранных инвестициях не учитывает принятый в 1995 г. Закон о соглашениях о разделе продукции*(136), который регулирует отношения, прямо связанные с привлечением иностранных капиталовложений в форме концессии. В данную сферу привлекаются основные потоки иностранных инвестиций, но Закон от 9 июля 1999 г. не распространяет свое действие на регулирование данных отношений*(137). Как справедливо отметила Н.Н. Вознесенская, "Закон об иностранных инвестициях 1999 года имеет весьма ограниченную сферу действия и основные потоки инвестиций им не регулируются"*(138).

В настоящее время в Российской Федерации существует определенный массив материальных норм, регулирующих правовой режим иностранных инвестиций на ее территории.

В.В. Силкин все материальные нормы, регулирующие порядок осуществления иностранных инвестиций на территории РФ, подразделяет на две группы:

1) нормы, устанавливающие изъятия ограничительного характера из принципа национального режима применительно к иностранным инвестициям;

2) нормы, содержащие гарантии прав иностранных инвесторов как собственников иностранных инвестиций от действий государства - реципиента инвестиций*(139).

Государство, исполняя свои функции по управлению экономикой, так или иначе затрагивает деятельность иностранных инвесторов и может действовать в режиме ограничений*(140). В соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона от 9 июля 1999 г. изъятия ограничительного характера допускаются лишь в рамках конституционных ограничений прав и свобод гражданина, т.е. когда это необходимо "в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства" (ч. 3 ст. 55 Конституции России).

Сама возможность установления Федеральным законом изъятий ограничительного характера возникает в связи с принятием государством актов властного характера, направленных на обеспечение социально-экономического развития страны путем ограничения деятельности иностранных инвесторов. К таким актам можно отнести национализацию иностранной собственности, а также регулирование иностранных инвестиций, включая перевод доходов иностранных инвесторов в свободно конвертируемой валюте за рубеж (валютные ограничения).



Содержание раздела