d9e5a92d

- Региональное законодательство в сфере реализации товаров


5.10. Региональное законодательство в сфере реализации товаров, работ, услуг

Немаловажную роль в правовом обеспечении сбыта продукции предприятий играет региональное законодательство, развивающее, конкретизирующее и детализирующее положения нормативно-правовых актов федерального уровня. Для иллюстрации специфики регионального законодательства в сфере реализации товаров (работ, услуг) рассмотрим ряд нормативных актов, применяемых на территории Москвы.

Центральным нормативным правовым актом московского законодательства в рассматриваемой сфере маркетинга является Закон г. Москвы от 9 декабря 1998 г. № 29 О торговой деятельности в городе Москве1 (с изменениями от 6 февраля 2002 г.). Действие данного Закона распространяется на реализацию потребительских товаров и предоставление услуг общественного (массового) питания. В данном законе провозглашены принципы организации торговой деятельности в Москве, основанные на принципах современного маркетинга. В их ряду:


  • развитие предпринимательской деятельности и конкуренции;

  • создание эффективной системы мер по защите прав потребителей;

  • участие государственных органов в регулировании торговой деятельности, включая поддержку социально-значимых ее видов;

  • поддержка отечественных товаропроизводителей.



Субъектами торговой деятельности признаются юридические лица различных организационно-правовых форм (торговые организации), объединения торговых организаций, а также граждане (индивидуальные предприниматели), осуществляющие торговую деятельность и зарегистрированные в установленном порядке.

Под торговыми объектами (торговыми предприятиями) понимаются имущественные комплексы, используемые для осуществления торговой деятельности. Торговые объекты могут быть отнесены к стационарным и нестационарным в зависимости от архитектурно-строительных характеристик предприятия. При этом

согласно ст. 3 упомянутого Закона стационарные (капитальные) торговые объекты устанавливаются на заглубленных фундаментах и присоединяются к городским инженерным коммуникациям. Нестационарными торговыми объектами признаются торговые объекты, установленные без заглубленных фундаментов, вне зависимости от присоединения к городским инженерным коммуникациям, строительных конструкций и габаритов.

Категория торговых объектов (универмаг, универсам, торговый комплекс и т.д.) определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Москвы, устанавливающими требования к ассортименту реализуемой продукции, технической оснащенности помещений, методам обслуживания, квалификации персонала, качеству обслуживания, перечню предоставляемых услуг.

Статья 11 Закона г. Москвы определяет понятие крупных торговых объектов, к категории которых относятся принадлежащие субъектам торговой деятельности имущественные комплексы с торговой площадью свыше 1000 м. Разрешение на строительство крупных торговых объектов, а также отнесение действующих объектов к категории крупных находится в компетенции Правительства Москвы. Решения об этом принимаются в соответствии с Генеральной схемой размещения крупных торговых объектов и оформляются распоряжением Премьера Правительства Москвы.

В соответствии со ст. 5 Закона Москва обладает всей полнотой государственной власти по определению порядка организации оптовой и розничной торговли потребительскими товарами и предоставления услуг общественного питания на своей территории. Органы государственной власти Москвы определяют порядок размещения торговых объектов на территории города, а также осуществляют иные функции, необходимые для обеспечения потребностей населения в товарах и услугах.

Постановлением Правительства Москвы от 19 июля 1994 г. № 611 были утверждены Правила работы предприятий, осуществляющих розничную торговую деятельность на территории Москвы1, которые определяют порядок розничной торговли на таких предприятиях, независимо от их организационно-правовых форм, форм собственности, форм торговли, а также объемов данной деятельности.

Согласно этим Правилам основной задачей торгового предприятия является розничная торговля в ассортименте, соответствующем его товарному профилю, обеспечение высокой



культуры обслуживания покупателей с наименьшими затратами времени на покупки, оказание дополнительных услуг, соблюдение прав и интересов покупателей в соответствии с Законом РФ О защите прав потребителей. Товарный профиль и специализация предприятия торговли определяются его Уставом. Изменение товарного профиля осуществляется по согласованию с органами местной администрации.

Каждое предприятие должно иметь лицензию на право торговли определенной группой товаров, выдаваемую лицензионными службами (Московской лицензионной палатой или ее филиалами в административных округах). Торговое предприятие должно иметь вывеску с указанием его товарного профиля, организационно-правовой формы и фирменного наименования на русском языке. На входной двери магазина помещается табличка или делается трафаретная надпись с информацией о режиме работы, юридическом адресе (местонахождении) его собственника.

В течение всего рабочего времени все двери торгового предприятия должны быть открыты для свободного доступа покупателей в торговый зал.

Предприятия обязаны представлять следующую информацию для покупателей: указатели расположения отделов, секций или продаваемых товаров; фамилии и инициалы работников торгового зала на их рабочих местах или нагрудных знаках; перечень и стоимость оказываемых покупателям услуг; текст Закона РФ О защите прав потребителей; правила, регламентирующие торговую деятельность и продажу отдельных видов товаров; о внеочередном обслуживании отдельных категорий граждан; адреса и телефоны Мосгосторгинспекции и местных органов администрации.

На доступном для покупателей месте должна находиться книга отзывов и предложений, пронумерованная, прошнурованная, заверенная подписью и печатью руководителя муниципального округа, на чьей территории данное предприятие находится, которая ежегодно проходит перерегистрацию. Работники магазина не могут чинить каких-либо препятствий покупателям, желающим сделать запись в книге.

Приемка товаров по количеству и качеству на предприятиях торговли должна осуществляться в соответствии с действующими нормативными актами и сопроводительными документами поставщика, посредника (продавца), а также другими необходимыми документами.

При хранении товаров на складах, в подсобных помещениях, размещении и выкладке их в торговых залах, мелкорозничной сети работники предприятия обязаны соблюдать принципы

товарного соседства, санитарные правила, нормы складирования и требования противопожарной безопасности. Режим хранения товаров (температура, влажность, освещение, сроки хранения) должен отвечать стандартам и требованиям, предъявляемым к условиям хранения товаров, содержащимся в нормативно-технических документах, и не допускать снижения качества товаров.

Товар перед поступлением в торговый зал необходимо подготовить к продаже (освободить от тары, одежду отутюжить, куски ткани оправить, велосипеды, мопеды, мотоциклы и другие изделия из металла собрать, очистить от смазки, продовольственные товары - зачистить, нарезать, предварительно расфасовать и т.д., бутылки и консервные банки протереть).

Торговое предприятие обязано иметь утвержденный ассортиментный перечень товаров, согласованный с органом местной администрации и центром Госсанэпиднадзора административного округа, на территории которого оно расположено, действующие правила работы предприятия, санитарные и ветеринарные правила и другую необходимую нормативно-техническую документацию и соблюдать установленные в них требования.

Продажа товаров в торговом предприятии производится всем гражданам на общих основаниях. Предприятие должно обеспечивать льготами, предоставленными законодательством и Правительством Москвы, отдельные категории населения (организацию специальных видов торгового обслуживания) - по решению органов управления административных округов.

Работникам магазина или отдела самообслуживания не разрешается требовать от покупателей предъявления при входе в торговый зал товаров, приобретенных в других магазинах, ставить на них штампы или делать другие метки, а также обязывать оставлять личные вещи. При желании покупателя оставить при входе в торговый зал хозяйственную сумку, рюкзак, портфель, чемодан и т.п. магазин обязан обеспечить их сохранность.

Запрещается обусловливать продажу одних товаров обязательным приобретением других. Не допускается продажа товаров из подсобных и складских помещений, а также до начала и по окончании установленных часов работы магазина. Продажа товаров работникам данного магазина в каждом случае допускается только с разрешения и под контролем его администрации.

В торговом зале продовольственных магазинов на доступном для покупателей месте должны быть установлены контрольные весы, контрольные мерные кружки, мензурки, овоскоп; в предприятиях, торгующих тканями, - контрольные метры. Покупатель имеет право проверить правильность цены, веса и меры

отпущенных ему товаров, а также сроки хранения продовольственных товаров и наличие сертификата. Администрация торгового предприятия должна создавать для этого необходимые условия. В случае повреждения или уничтожения товара либо имущества по вине покупателя он обязан возместить торговому предприятию стоимость такого товара или имущества.

Правилами работы предприятий, осуществляющих розничную торговую деятельность на территории Москвы, предусматриваются требования, предъявляемые к продавцам. Так, при осмотре и выборе покупателями товаров продавец должен быть терпеливым, внимательным, предупредительным, вежливо и корректно относиться к покупателям; при вручении покупки - поблагодарить покупателя.

Продавец непродовольственных товаров должен предлагать и показывать товары, оказывать помощь в выборе товаров и консультировать покупателей о назначении, свойствах, качестве товаров, правилах ухода за ними, ценах, предлагать взаимозаменяемые товары, новые и сопутствующие товары. Его обязанностью являются примерка, отмеривание, отрез, взвешивание, демонстрация товаров в действии; подсчет стоимости покупки, выписка (печатание) чека, получение денег; оформление паспорта на товар, имеющий гарантийные сроки пользования; упаковка товаров, выдача покупки или передача ее на контроль; обмен товаров. Продавец также обязан производить полную предпродажную подготовку товара (проверку наименования, количества, комплектности, сортности, цены и соответствия маркировки, фабричных ярлыков и пломб; распаковку, осмотр внешнего вида изделий, переборку, сборку, комплектование, проверку эксплуатационных свойств и т.д.); производить продажу товаров только при наличии правильно оформленных ярлыков цен или ценников на товары; размещать и выкладывать товары по группам, видам и сортам с учетом товарного соседства, частоты спроса и удобства работы; сообщать администрации о случаях обнаружения товаров, не соответствующих маркировке.

За невыполнение и нарушение Правил работы торговых предприятий их работниками контролирующие органы (Мосгосторгинспекция, Департамент потребительского рынка и услуг Правительства Москвы и др.) вправе применить в пределах своей компетенции меры воздействия или поставить перед соответствующими органами вопрос об административной или уголовной ответственности.

Действия контролирующих органов могут быть обжалованы в вышестоящем органе или в суде.
1
Вестник мэрии Москвы. - 1999. - № 6.
1
Вестник мэрии Москвы. - 1994. - № 18.

Похожие публикации



Содержание раздела